ПОЛНЫЙ ТЕКСТ КНИГИ
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 1
Примерный план лекции 2
Материалы для лекции 3
1. Физиологические основы действия водных процедур 3
2. Вода как средство закаливания 6
3. Вода как лечебный фактор 18
Методические указания 22
Литература 23
Наглядные пособия 23
ВВЕДЕНИЕ
Вода — источник жизни и здоровья. Без нее, как и без воздуха, не может существовать человеческий организм. В процессе жизнедеятельности организма необходимо постоянно пополнять запасы воды. Всосавшаяся вода быстро переходит из кровеносного русла в ткани; основными депо для нее служат кожа, мышцы и печень.
Большая часть воды организма человека находится внутри клеток — 71%, около 19% — в тканях в виде внеклеточной жидкости и 10% приходится на долю циркулирующей плазмы, лимфы, спинномозговой жидкости и др. Небольшая часть воды связана с белками.
Организм взрослого человека содержит в среднем 65% воды по отношению к весу тела, эмбрион — около 97%. Уже в течение первых трех недель жизни содержание воды значительно падает; в дальнейшем это снижение происходит более медленно. Однако в организме детей, особенно раннего возраста, воды значительно больше, чем в организме взрослого.
Большую роль играет вода в закаливании детей; применяется она и в лечебных целях. Широкое использование воды для закаливания делает детский организм устойчивым к неблагоприятным воздействиям окружающей внешней среды, способным хорошо переносить резкие колебания температуры, быть стойким к заболеваниям, в частности к катару верхних дыхательных путей, гриппу, воспалению легких и др. Во многих случаях ревматизм и другие заболевания можно предупредить, если систематически использовать закаливающие мероприятия.
Вода как средство закаливания и лечения применяется исстари. О том, что ее использовали в древней Греции, мы находим указания в трудах Гиппократа. С давних времен и в России применялись различные способы закаливания и лечения детей водой. Так, на одной из картин неизвестного художника XVII века изображено обливание ребенка после бани на морозе. Об обычае обливания новорожденного ребенка холодной водой упоминает Н. А. Некрасов в стихотворении «Русские женщины»: «Мать водицей снеговой, родив, обмоет дочь». Первый русский врач С. Г. Зыбелин еще в 1775 г. указывал: «Весьма полезно мыть младенцев холодной водой для приведения их в крепость и для предупреждения многих болезней».
Корифеи отечественной педиатрии Н. Ф. Филатов, А. А. Кисель, И. В. Троицкий, Н. П. Гундобин придавали исключительно большое значение закаливанию водой. Старейший педиатр нашей страны академик Г. Н. Сперанский неустанно пропагандирует широкое использование воды для закаливания и лечения детей.
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ЛЕКЦИИ
1. Введение.
2. Физиологические основы действия водных процедур.
3. Вода как средство закаливания детей.
4. Вода как лечебный фактор.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЛЕКЦИИ
1. Физиологические основы действия водных процедур
Основным действующим фактором воды как средства закаливания и лечения является ее температура (тепло или холод). Кроме того, вода воздействует на организм и механически (душ, обливание, ванны, купание), и химически (соляные обтирания и соляные, хвойные ванны, купание в море).
Механизм действия водных процедур — рефлекторный. Рефлексы возникают благодаря термическим, механическим, химическим раздражениям периферических рецепторов кожи. Воспринимаемые многочисленными нервными окончаниями, заложенными в коже, раздражения передаются по проводящим путям в центральную нервную систему и вызывают ответные сложные рефлексы сосудодвигательного и трофического-характера.
При использовании воды как оздоровительного фактора, надо учитывать резкое отличие организма ребенка от организма взрослого человека: недостаточную дифференцированность нервной системы, повышенную реактивность на воздействия внешней среды.
Кожа первично воспринимает раздражения, вызванные водой. Реакция кожи ребенка на водную процедуру значительно более сильная, чем у взрослого. Это объясняется тем, что кожа ребенка лучше снабжается кровью, капилляры образуют более густую сеть и имеют относительно более широкий просвет, сосудистые стенки отличаются большей растяжимостью и повышенной проницаемостью. Кроме того, имеет значение и относительно большая поверхность кожных покровов. Так, площадь кожного покрова по отношению к весу тела (на 1 кг) у ребенка значительно больше, чем у взрослого человека: у новорожденного она составляет 704 см2, у детей до 1 года — 626 см2, у детей 6 лет — 528 см2, а у взрослых — всего 291 см2. Таким образом, у маленького ребенка поверхность тела по отношению к его весу в 2 — 3 раза больше, чем у взрослого. К коже ребенка притекает больше крови, следовательно, больше и тепла, а большая поверхность кожи и нежность ее строения облегчают теплоотдачу во внешнюю среду. Большая теплоотдача организма ребенка объясняется также тем, что отдача и поглощение тепла прямо пропорциональны поверхности тела.
При низкой температуре окружающей среды кожные капилляры суживаются, кровь отливает к внутренним органам. Это ведет к уменьшению теплопотери и к сохранению тепла в организме. И наоборот, при высокой температуре сосуды расширяются, увеличивается теплоотдача. Кроме того, при тепловом раздражении усиливается потоотделение и сопровождающее его охлаждение.
Теплорегуляция у детей отличается несовершенством, причем чем ребенок меньше, тем она менее совершенна. Это обусловлено в первую очередь особенностями центральной нервной системы у детей раннего возраста, недостаточностью развития механизмов, регулирующих работу теплорегулирующего аппарата.
Вода обладает особыми физическими свойствами: высокой теплоемкостью (т. е. способностью поглощать тепло) и высокой теплопроводностью (т. е. способностью отдавать тепло), а также высокой конвекционной способностью. Так, теплоемкость воздуха по сравнению с водой меньше в 4 раза, а теплопроводность меньше почти в 30 раз. В связи с этим температура воздушных и водных процедур по-разному ощущается организмом. Если при температуре 23° воздух ощущается как теплый, то вода — как прохладная, а при температуре воздуха 33° он будет казаться горячим, в то время как вода — индифферентной.
Следует учесть, что при повышенном содержании воды в тканях отмечается повышение теплоемкости, а при уменьшенном — ее снижение. В связи с тем, что в организме ребенка содержание воды повышено, он легче воспринимает температуру окружающей среды и отдает больше тепла, чем организм взрослого человека.
Водные процедуры, действуя на обширный рецепторный аппарат кожи и вызывая ответные реакции со стороны центральной нервной системы, влияют на деятельность всех органов и систем организма — сердце, легкие, почки, нервную систему, кровообращение, дыхание.
Кровеносные сосуды внутренних органов и особенно брюшной полости реагируют на тепловое раздражение кожи по-иному. Так, например, если при проведении теплой общей ванны сосуды кожи расширяются, то сосуды внутренних органов суживаются (в зависимости от температуры водной процедуры и ее продолжительности). Изменяется кровенаполнение не только сосудов кожи, но и внутренних органов, усиливается или уменьшается потоотделение.
У взрослых людей водные процедуры разделяют на холодные (20° и ниже), прохладные (21 — 32°), индифферентные (33 — 36°), теплые (37 — 38°) и горячие (выше 39°). В отношении ребенка эти цифры следует считать условными.
Выбор вида водной процедуры, форма ее применения, дозировка зависят прежде всего от возраста ребенка, от состояния его здоровья, степени закаленности и индивидуальной реакции на процедуру.
Водные процедуры индифферентной температуры не оказывают заметного влияния на нервную систему, на обмен веществ.
Под влиянием умеренных теплых водных процедур сосуды кожи расширяются и кровь поступает из глубжележащих тканей, тонус мышц начинает понижаться, выделяется пот, давление крови понижается, облегчается работа сердца, уменьшается раздражительность; продолжительные процедуры (например, ванна, длительные влажные укутывания) вызывают торможение центральной нервной системы.
При горячих водных процедурах происходит резкий прилив крови к коже, что ведет к усиленному потоотделению. Одновременно отмечается усиление сердечной деятельности (резкое учащение пульса), углубление дыхания, повышение обмена веществ.
Следует учесть, что все прохладные процедуры, особенно при их многократном применении и со значительным понижением температуры (до Т 18 — Т 16°), повышая процессы сгорания безазотистых веществ, углеводов, жиров, вызывают усиление обмена веществ.
Кратковременные общие прохладные процедуры (душ, обливание) оказывают на нервную систему возбуждающее действие. При продолжительных прохладных и холодных водных процедурах вначале возникает резкий спазм кровеносных сосудов кожи и кровь отливает к внутренним органам. Кожа становится бледной, холодной, нередко появляются озноб, «гусиная кожа», иногда дрожь. Сила сердечных сокращений увеличивается, давление крови повышается. Вскоре наступает вторая фаза, в течение которой начинается усиленная выработка организмом тепла; кровеносные сосуды расширяются, кожа розовеет, по всему телу разливается приятное ощущение тепла, артериальное давление понижается. После коротких холодных процедур ощущается бодрость, улучшается аппетит и др. Однако, если охлаждающая процедура продолжается слишком долго, наступает третья фаза — кожа вновь становится бледной, нередко приобретая синюшный оттенок, губы синеют, снова появляется озноб. Нужно избегать появления третьей фазы, так как она отрицательно действует на организм.
Мощное действие прохладной и особенно холодной воды на тепловое равновесие организма требует большой осторожности при использовании ее в педиатрической практике.
Однако, как показывают многочисленные наблюдения, при систематическом проведении водных процедур с постепенно снижающейся (до определенного предела) температурой воды организм тренируется, приобретает способность легко приспосабливаться к холодовым раздражениям. На этом и основано закаливающее действие водных процедур.
Учитывая доступность водных процедур и возможность их дифференцированного применения в зависимости от возраста ребенка, следует широко их использовать в течение круглого года. Важно также и то, что водные процедуры можно точно и индивидуально дозировать (температура воды, продолжительность воздействия и т. п.), а также осуществить принцип постепенного увеличения дозировки.
2. Вода как средство закаливания
В основе закаливающего действия водных процедур лежат условные рефлексы.
Исследованиями установлено, что охлаждение даже части тела (лицо, ступни) рефлекторно может вызвать терморегуляторные реакции во всем организме. М. Е. Маршак и М. К. Верещагина установили, что охлаждение даже ограниченных участков кожи ведет к появлению отраженных реакций в отдаленных участках, не подвергавшихся охлаждению. Так, например, при охлаждении стоп холодной водой изменяется кровообращение в слизистой оболочке носа, носоглотке, гортани. В результате появляется насморк, возникает катаральное состояние верхних дыхательных путей. Дальнейшие наблюдения показали, что при повторных холодовых воздействиях в течение 2 — 3 недель устойчивость организма к охлаждению повышается и таких воспалительных реакций со стороны слизистой оболочки носа уже не отмечается.
Ю. Н. Чусов, изучая у детей изменения сосудистых реакций слизистой оболочки носа под влиянием систематического охлаждения стоп водой, отмечает, что в начале исследования охлаждение вызывало понижение температуры слизистой оболочки носа на 0,1 — 1,8°. Однако уже после 2 месяцев закаливания снижения температуры слизистой оболочки носа у детей не отмечалось. Между тем в контрольной группе детей охлаждение стоп водой вызывало изменение сосудистой реакции слизистой оболочки носа на протяжении всего периода наблюдений.
Следовательно, если систематически применять прохладные и холодные водные процедуры, то путем повторных регулярных упражнений механизмов теплорегуляции и других физиологических систем можно добиться образования стойких условных рефлексов, которые облегчат приспособляемость организма к неблагоприятным изменениям внешней среды.
Если раздражение не повторяется, условный рефлекс постепенно угасает. И. М. Сеченов установил, что каждое раздражение организма оставляет в центральной нервной системе след. Возбуждение нервной системы продолжает еще существовать некоторое время и после прекращения раздражения. Если повторить раздражение, то вызванное им возбуждение в центральной нервной системе падает на след, оставшийся от первого раздражения, и повторные раздражения сольются с этой следовой реакцией. На этом и основано закаливание организма.
Тренировка терморегуляторных механизмов при закаливании улучшает и другие процессы жизнедеятельности организма, не имеющие прямого отношения к теплообмену. Доказано, что под влиянием закаливания тренируется кора головного мозга и центральная нервная система в целом, тонизируется вегетативный отдел нервной системы, улучшается функциональное состояние скелетной мускулатуры, совершенствуются функции дыхания, кровообращения, повышается активность ретикулоэндотелиальной системы, улучшается эмоциональное состояние. Следует учесть, что при применении холодных процедур тренируются и выделительные аппараты.
Таким образом, под влиянием закаливания водой повышается общая устойчивость организма, его сопротивляемость неблагоприятным влияниям внешней среды, которые могут стать болезнетворными.
Следовательно, открывается возможность направленно влиять на организм ребенка и использовать его ответные реакции для оздоровления.
В наблюдениях на детях, которым проводились закаливающие процедуры, выявлен ряд положительных функциональных сдвигов, способствующих повышению сопротивляемости организма и совершенствованию функций терморегуляционного аппарата. В результате систематических обливаний с постепенным снижением температуры воды у детей наблюдается совершенствование теплорегуляторных механизмов (Н. И. Лукаш, Е. К. Глушкова).
3. Г. Королева, Р. П. Юмашева и К. Н. Иржанская изучали у детей второго полугодия жизни влияние обливаний после обычных гигиенических ванн со снижением температуры воды до 25° в течение 2 — 3 недель. Они отмечают адаптацию сосудов-к холодовым раздражениям.
В процессе закаливания совершенствуются адаптационные механизмы детского организма (Н. Э. Рудковская).
Систематические занятия гимнастикой в однослойной одежде (при температуре воздуха в помещении не ниже 17°) в сочетании с прохладными местными или общими обливаниями уже через 4 — 6 месяцев оказывали положительное влияние на развитие детей и состояние их здоровья. Следовательно, сочетание закаливающих мероприятий с физическими упражнениями дает еще лучший закаливающий эффект (Е. Г. Леви-Гориневская, 3. С. Уварова). Многолетние наблюдения показывают значительное снижение заболеваний (бронхит, ангина, катар верхних дыхательных путей и др.) у детей, получавших закаливание водой (Н. И. Лукаш), после ножных ванн (Л. Л. Зеленко).
а) Основные правила закаливания детей водой
Закаливание можно начинать и проводить только при полном здоровье ребенка, учитывая прежде всего его возраст и индивидуальные особенности.
Начинать закаливание детей можно в любое время года, но наиболее благоприятны для этого летние месяцы.
Рекомендуется использовать разнообразные средства закаливания, не ограничиваясь каким-либо одним, например только водными процедурами. Весьма полезно одновременное применение природных факторов — солнца, воздуха, воды — в сочетании с гимнастикой.
К числу основных правил закаливания относятся: систематичность, постепенность, учет индивидуальных особенностей ребенка и его возраста.
Закаливание должно проводиться изо дня в день, непрерывно, в течение круглого года. Повторяясь, многократно с определенной последовательностью, закаливающие мероприятия способствуют выработке быстрой реакции кровеносных сосудов на воздействие холода или тепла. Наоборот, перерывы в закаливании снижают приобретенную организмом устойчивость к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Вот почему, например, в ненастную погоду тоже не следует их прекращать, а проводить в комнате, в закрытом помещении. Таким образом, непрерывность — одно из обязательных правил закаливания.
Закаливание детей, особенно раннего возраста, требует осторожности. Нельзя сразу, без предварительной подготовки, подвергать ребенка сильным воздействиям холодной воды. Нужно приучать к ним очень постепенно, медленно и тем более осторожно, чем моложе и слабее ребенок. Привычка к холодовым воздействиям создается не сразу, ее надо воспитывать. Поэтому переход от более слабых по нагрузке закаливающих процедур к более сильным проводится постепенно. Это касается снижения температуры воды, продолжительности процедуры и пр. Таким образом, постепенность — также одно из основных правил закаливания.
При проведении закаливания необходимо учитывать возраст ребенка, состояние его здоровья и питания, условия жизни. Например, для закаливания здоровых детей можно применять воду более низкой температуры, в то время как закаливание ослабленных, с повышенной нервной возбудимостью детей требует особой осторожности. Нужно опровергать распространенное среди родителей мнение, что ослабленным детям закаливающие процедуры и физические упражнения противопоказаны и разъяснять, что правильно дозированные, проводимые под контролем врача закаливающие мероприятия способствуют более быстрому развитию и укреплению их здоровья.
Следует разъяснять, что почти все виды закаливания полезны и ослабленным детям, но приучать их к этим процедурам нужно с еще большей постепенностью и осмотрительностью, учитывая пониженную выносливость и недостаточную сопротивляемость. Так, для детей более чувствительных, менее упитанных следует несколько изменить методику и дозировку водных процедур. Особенно осторожно надо снижать температуру воды при закаливании детей, часто болеющих пневмонией, бронхитом, ангинами, а также ревматизмом. Целесообразно им некоторое время проводить не общее, а частичное обливание или обтирание, например, только рук или ног. Нервные дети плохо переносят водные процедуры низкой температуры; в этих случаях используется более теплая вода. По мере улучшения здоровья ребенка можно переходить к тем же закаливающим процедурам, которые проводятся здоровым детям.
Родители обязаны внимательно наблюдать за реакцией ребенка на закаливающие процедуры и во время их проведения и после них. Если ребенок во время процедуры зябнет, покрывается «гусиной кожей», дрожит, то дальнейшее снижение температуры воды при закаливании надо приостановить. Родителям должно быть известно, что если ребенок после процедуры становится вялым или, наоборот, возбужденным, если у него нарушается сон, понижается аппетит, все это указывает на отрицательное влияние процедур. В каждом таком случае следует понаблюдать за ребенком, уменьшить дозировку закаливающих мероприятий, а иногда временно от них отказаться.
Противопоказаниями для начала закаливания, продолжения его, а тем более для усиления нагрузки являются острые заболевания, понижение и даже остановка ребенка в весе, повышение возбудимости, раздражительность, жалобы на усталость, ухудшение сна, капризы, резко негативное отношение к процедурам.
Острые заболевания, видимое недомогание заставляют иногда на несколько дней прекратить закаливающие процедуры. После выздоровления закаливание рекомендуется начать с температуры воды на 2 — 3° выше, чем применялась ранее, и примерно на !/4 сократить их продолжительность, так как адаптационные возможности организма сравнительно быстро ослабевают. Родителей надо убеждать не спешить со снижением температуры закаливающих процедур, иначе могут возникнуть такие изменения в состоянии здоровья ребенка, которые заставят отказаться от закаливающих процедур на продолжительное время.
б) Закаливание водой в режиме дня ребенка
Элементы закаливания следует вводить в режим дня ребенка с первых недель жизни. Закаливающее действие воды надо широко использовать при проведении ребенку различных гигиенических процедур (умывание, подмывание, мытье рук перед едой, мытье ног перед сном и т. д.). Для этого с самого раннего возраста надо умывать ребенка сначала тепловатой, а затем постепенно и прохладной водой. Со второго полугодия жизни при утреннем туалете очень полезно умывать не только лицо, руки, но и шею и верхнюю часть груди, сначала тепловатой водой, а затем постепенно снижая ее температуру до комнатной.
Надо убеждать родителей приучать ребенка самостоятельно умываться как только он начинает ходить, конечно, помогая ему. Тотчас же после умывания ребенка нужно растереть полотенцем (желательно махровым, вафельным) до легкого покраснения. На ночь лучше умывать более теплой водой (на 2° выше утренней). Детей в возрасте 2—3 лет рекомендуется умывать водой комнатной температуры, постепенно снижая ее до 18—16°. Помимо лица, рук, шеи надо умывать тело до пояса.
Очень полезно использовать для закаливания гигиенические ванны с постепенно снижающейся температурой воды и последующим обливанием.
Важно разъяснить родителям правила купания. Температуру воды в ванне обязательно., измерять термометром, а не рукой.
Купать детей грудного возраста можно при температуре помещения 20°. Это также способствует закаливанию. Температура воды для детей до 3 месяцев должна быть 36,5—36°, для детей от 3 до 5 месяцев — 36—35°, а со второго полугодия жизни ее постепенно понижают и доводят до 34—33°. Во время купания голова ребенка и верхняя часть груди поддерживаются левой рукой матери (отца, бабушки), а правой рукой намыливают волосистую часть головы, стараясь мыть от лба к затылку, чтобы мыло не попадало в глаза. Затем, смыв мыло, моют за ушами (следя, чтобы вода не попала в уши), шею, под мышки, руки, а потом уже грудь и бока. Продолжительность купания — 3—5 минут, после чего ребенка вынимают из ванны и, повернув спиной кверху, обливают из кувшина заранее приготовленной водой, более прохладной (на 1 — 2°), чем вода ванны. Воду наливают не на голову, а на плечи. Также обливание более прохладной водой рекомендуется детям старше 4 месяцев. Летом гигиенические ванны полезно делать на открытом воздухе в безветренную погоду при температуре не ниже 22° в тени, а затем — 20—18°.
Купание в реке, озере и море — один из лучших способов закаливания летом, так как при этом сочетается воздействие воздуха, солнечного света, воды и активных движений ребенка. Под влиянием купаний улучшается сон, аппетит, обмен веществ. Но следует учесть, что во время купания на тело ребенка оказывает сильное действие большая масса воды и ее температура. Поэтому нарушение правил купания не безвредно. Желательно начинать купания после небольшого курса обливаний или душа.
В озере, реке можно купать детей, начиная только с 2—3 лет (не раньше!). Место купания должно быть неглубоким (25 — 30 см глубины), поближе к прибрежной полосе (температура воды здесь выше на 4—5°), с медленным течением, ровным песчаным дном и песчаным пляжем. Если берег обрывистый, течение быстрое, на дне есть ямы, от купания надо отказаться.
Во время купания ребенок должен постоянно находиться под наблюдением взрослого. Он должен быстро войти в воду и сразу окунуться. Надо следить за тем, чтобы дети не входили в воду разгоряченными или с холодными руками и ногами.
В условиях средней полосы Советского Союза купание детей раннего возраста лучше всего начинать при установившейся безветренной погоде и температуре воды в реке или озере не ниже 23°, воздуха — 25 — 26°, а детей дошкольного возраста — при температуре воды 22°. Однако, если ребенок был предварительно подготовлен обтираниями и обливаниями, можно приступить к купанию и при более низкой температуре воды. В дальнейшем допускается купание и при более низкой температуре. Наилучшее время для купания в средней полосе Советского Союза — от 10 до 12 часов. Купание натощак вредно; не следует также купаться раньше чем через 1—1,5 часа после еды. Солнечные и воздушные ванны должны предшествовать купанию.
Ослабленным детям полезно до купания провести в течение первых 4 — 7 дней обтирания прохладной водой в сочетании со свето-воздушными ваннами.
Первые купания детей 2 — 3 лет — это два-три кратковременных погружения в воду. Затем продолжительность купаний увеличивается сначала до 2 — 3 минут и в дальнейшем — до 5 — 6 минут, а для детей дошкольного возраста — до 8 — 10 минут (в зависимости от температуры воды, воздуха и возраста детей). Рекомендуется купать ребенка не более одного раза в день.
Надо заставлять ребенка больше двигаться в воде — играть с мячом, плавательным кругом, резиновыми игрушками и т. д., а с 5 — 6 лет обучать плаванию. Плавание развивает мышечную и сердечно-сосудистую системы, дыхательный аппарат, воспитывает ловкость, смелость. Обучать плаванию надо при установившейся теплой погоде. Глубина воды для купания 5 — 6-летних детей не должна быть более 50 — 60 см (в 2 — 3 м от берега).
При малейших признаках охлаждения (бледность, синюшность губ, озноб) надо немедленно прекратить купание. После купания ребенка надо растереть досуха, быстро одеть и отвести в тень.
Морские купания оказывают на организм ребенка более сильное действие, чем купание в реке, так как при них термическое и механическое воздействия (давление большой массы воды, удар волны и т. д.) сочетаются. Кроме того, морская вода оказывает еще и химическое действие (соленость и др.). Поэтому купание в море разрешается детям не ранее 2—3-летнего возраста.
Для детей до 2 лет, особенно для больных рахитом, очень полезны ванны из морской подогретой воды.
Вначале морские купания должны продолжаться всего 1—2 минуты и только по мере привыкания к ним ребенка их продолжительность увеличивают до 5 — 8 минут. Купать ребенка в море достаточно один раз в день. Во время купания не рекомендуется выходить из воды, чтобы погреться на солнце, а затем снова погружаться в воду. После купания ребенка надо растереть полотенцем и одеть. Полезно дать детям немного побегать по берегу, а затем спокойно посидеть в тени.
Купание в озере, реке, море противопоказано детям истощенным, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями, резким малокровием, эпилепсией, заболеваниями почек, почечных лоханок, больным активной формой туберкулеза, а также детям с повышенной нервной возбудимостью, перенесшим недавно плеврит, пневмонию и некоторые другие заболевания. Запрещается купаться при повышенной температуре, насморке, острых желудочно-кишечных заболеваниях.
В настоящее время во многих городах при плавательных бассейнах для взрослых, функционирующих в течение круглого года, создаются группы детей старшего дошкольного и школьного возраста, где дети закаливаются и учатся плавать.
в) Специальные закаливающие водные процедуры (обтирание, обливание, душ, ножная ванна)
Выбор закаливающих водных процедур, их дозировка зависят прежде всего от возраста ребенка, состояния его здоровья, закаленности и индивидуальных реакций на процедуру.
Влажные обтирания, обливания могут быть как общими, так и местными.
Местные процедуры чаще назначаются в качестве подготовительных перед общими: сначала обтирают часть тела (например, ноги от ступни до колен), а в последующем постепенно переходят (в течение нескольких дней или недели) к обтиранию всего тела. Такая постепенность особенно целесообразна для детей ослабленных, истощенных, перенесших недавно заболевание.
Общее влажное обтирание можно начинать с самого раннего возраста (с 2 — 3 месяцев). Для маленьких, ослабленных, нервно-возбудимых детей в качестве переходного момента к влажным обтираниям можно рекомендовать сухие обтирания: растирание конечностей и тела ребенка куском чистой белой фланели до появления легкой красноты. Такие обтирания проводят ежедневно в течение 1 — 2 недель, после чего переходят к влажным обтираниям.
Влажные обтирания детям грудного возраста делают рукавичкой, концом махрового или вафельного полотенца, смоченным в воде и отжатым. Для усиления действия можно прибавить к воде соль или водку (1 — 2 чайные ложки поваренной соли или водки на стакан воды).
Сначала обтирают руки (от пальцев к плечу) и ноги (от стопы к бедру), затем грудь, живот и, наконец, спину. Каждую часть тела после обтирания сразу вытирают досуха, до легкого покраснения. Таким образом сочетается действие воды и легкого массажа. Продолжительность процедуры — 1 — 2 минуты. В холодные месяцы детям до одного года вначале делают обтирания водой температуры не ниже 36 — 35°, т. е. почти равной температуре тела, а летом более низкой — 34 — 33°. В последующем обычно через каждую неделю температуру воды для обтираний снижают на 1° и доводят для детей первого полугодия жизни до 30 — 28°. После обтирания ребенка рекомендуется уложить на 10 — 15 минут в кровать и укрыть одеялом.
Для влажных обтираний детям от 1 года до 3 лет зимой используют воду температуры 33°, а летом — 32°. Постепенно снижая температуру воды на 1° (через 5 — 7 дней), ее доводят зимой до 26°, а летом — до 24°.
Дети дошкольного возраста должны сами делать обтирания, но, конечно, под наблюдением взрослых. Все необходимое для обтирания надо приготовить заранее, чтобы дети, сняв одежду, не ждали процедуру. Начальная температура воды для обтирания детей 4 — 5 лет примерно 32°, для детей 5 — 6 лет — 32 — 30°, 6 — 7 лет — 30 — 28° и, смотря по реакции ребенка, даже ниже. Через каждые 3 — 4 дня температура воды снижается на 1° и доводится до 22° для детей до 5 лет, до 20° — для детей до 6 лет и до 18° — для детей 6 — 7 лет (табл. 1).
Общее обливание — более сильная закаливающая процедура. Ее можно делать детям, начиная с 9—10-месячного возраста, ежедневно, в течение всего года. В зимнее время общее обливание рекомендуется начинать лишь после предварительно проведенных обтираний.
Обливание делают из обычной лейки, ведерка, кувшина или ковша. Зимой во время обливания или душа надо надевать ребенку резиновую или клеенчатую шапочку, чтобы голова оставалась сухой. Лейку или кувшин надо держать на расстоянии не более 20 — 30 см от тела ребенка. Маленьких детей сажают, а умеющих стоять ставят в большой таз или корыто. Во время обливания или душа надо следить, чтобы сильная струя воды не попадала на голову ребенка. Сначала обливают спину, при этом ребенка держат несколько наклонно вперед, затем грудь и живот, отклонив голову назад, и, наконец, поочередно обливают левое и правое плечо и руки.
Длительность общих обливаний должна быть небольшой — от 30 — 40 секунд до 1 — 1,5 минут, не более. После этого ребенка досуха растирают полотенцем.
Большое значение имеет температура воды при общих обливаниях и душах (табл. 2).
После общего обливания кожа ребенка сначала становится бледной (сужение кожных сосудов), а затем краснеет (расширение сосудов). Это указывает на положительное действие обливания. Если кожа резко бледнеет, синеет, появляется дрожь, то это свидетельствует о переохлаждении; если покраснения кожи не происходит или оно слабо выражено, то после обливания или душа надо растереть тело ребенка полотенцем до легкого покраснения.
Душ — сильное закаливающее средство, оказывающее возбуждающее действие на нервную систему, благодаря механическому действию струи воды. Душ применяют детям только с 1,5 лет. Особенно он полезен вялым детям, страдающим плохим аппетитом. Температура воды применяется такая же, как и при общих обливаниях. При снижении температуры воды учитывают состояние здоровья и реакцию ребенка на процедуру. Для детей с повышенной нервной возбудимостью рекомендуется применять более теплую воду. Продолжительность процедуры — не более 1 — 1,5 минут.
Родители должны знать, что испарения с увлажненной кожи резко усиливают охлаждение, поэтому после обливания, душа следует сразу же тщательно обтереть тело ребенка. Чем холоднее вода, тем короче должна быть процедура.
Лучшее время для проведения обтирания, обливания, душа — утренние часы сразу после пробуждения, когда кожа равномерно согрета, что обеспечивает хорошую сосудистую реакцию.
Обливание, душ делают также после солнечной ванны, на свежем воздухе при температуре воздуха не ниже 18° в тени. При этом следует выбрать место, защищенное от ветра (в ветреную погоду процедуры проводятся в помещении). В зимнее время температура воздуха в помещении, где делают душ или обливание, должна быть не ниже 20°.
Ножные ванны. Для закаливания детей 1,5—2-летнего возраста полезно приучать их к ножным ваннам, обливаниям ступней, мытью ног сначала тепловатой, а затем и прохладной водой. Начинать эти процедуры лучше в теплое время, а затем продолжать в течение всего года без перерывов. Как показывает опыт работы детских учреждений, а также повседневная практика, у детей, привыкших к этим процедурам, редко бывает насморк, катар верхних дыхательных путей, воспаление легких и другие простудные заболевания (Л. Л. Зеленко, О. Недригайло и др.).
Ножные ванны, обливания стоп лучше делать ребенку утром, после ночного сна. Начальная температура воды ножной ванны для детей до 3 лет — летом 33 — 35°, зимой 35 — 36°. Постепенно снижая температуру воды на 1° через каждую неделю, а для старших детей через 4 — 5 дней, ее доводят до 24 — 22° и ниже. Для детей дошкольного возраста начальная температура воды летом 32°, а зимой — 33°. Постепенно снижая температуру воды, через 3 — 5 дней ее доводят до 18° и даже ниже. Продолжительность процедуры для детей раннего возраста — 1 — 3 минуты, для детей дошкольного возраста — 3 — 5 минут. Полезно, чтобы ребенок двигал в воде ногами («топтал» воду).
Обливание ног делают так: ребенок садится на низкий табурет или детский стул, ноги ставит на деревянный брусок, положенный на дно таза. Воду для первых обливаний берут теплую, а затем температуру ее снижают до 20 — 18° для детей раннего возраста и до 18 — 16° для детей дошкольного возраста. Продолжительность процедуры — 20 — 30 секунд. После ножной ванны, обливания или обмывания ноги тщательно вытирают (лучше махровым или вафельным полотенцем), а затем растирают до легкого покраснения, затем ребенка укладывают в постель или обувают.
Для закаливания детей дошкольного возраста можно использовать так называемые контрастные ножные ванны — применяют в течение одной процедуры попеременно то прохладную, то теплую воду. Цель этих процедур — постепенно приучить ребенка к контрастным колебаниям температуры.
Для проведения контрастных ванн предложено несколько методик. Наиболее простая из них следующая: берут два таза, в один из них наливают воду температуры 38 — 37°, а в другой — более прохладную (на 3 — 4° ниже) с таким расчетом, чтобы она покрывала ноги до середины голеней. При дальнейших процедурах вода в первом тазу остается температуры 38 — 37°, а во втором постепенно (через 5 — 7 дней) ее снижают на 1 — 2° и доводят до 20 — 18°. Во время процедуры ребенок попеременно погружает ступни в таз с горячей водой на 1 — 2 минуты, затем, не вытирая их, в таз с холодной водой (на 5 — 10 секунд); 3 — 4 раза и более в одну процедуру. Заканчивают ванну погружением ног в холодную воду.
Таблица 3
Примерное распределение времени проведения закаливающих процедур в режиме дня ребенка раннего и дошкольного возраста…
Постепенно продолжительность погружений в таз с холодной водой увеличивается до 15 — 20 секунд и более. Можно увеличить и число погружений до 6 — 8 раз и более. После контрастной ванны ноги досуха вытирают мохнатым или вафельным полотенцем и растирают до легкого покраснения.
Как и другие процедуры, ножные ванны рекомендуется делать утром после сна, когда ноги теплые. Это очень важно, так как установлено, что обливание ног, а также ножные ванны могут проводиться только в том случае, если ноги у ребенка теплые или предварительно согреты. Если же ноги холодные, закаливающего эффекта не достигается.
Все приведенные выше дозировки водных процедур должны рассматриваться как примерные и могут быть изменены в зависимости от закаленности ребенка, состояния его здоровья и реакции на водные процедуры (табл. 3).
3. Вода как лечебный фактор
В связи с физическими особенностями воды — высокой теплоемкостью и теплопроводностью — она является весьма удобной для температурных воздействий. Кроме того, вода обладает способностью растворять минеральные соли, жидкости, поглощать газы, что также играет роль в лечебном эффекте.
Как лечебный фактор вода используется при ряде заболеваний: рахит, экссудативный диатез, пневмония, полиомиелит, церебральные параличи, неврозы, поражения опорно-двигательного аппарата и др.
С лечебной целью вода применяется для ванн, обертываний, обливаний, душа.
Пресные ванны. Лечебные ванны из пресной воды легко сделать и в домашних условиях. Основным действующим фактором при этом является температура воды и продолжительность ванны. Ванну наполняют водой определенной температуры (по назначению врача). Ребенка раннего возраста укладывают в ванну таким образом, чтобы его голова и верхняя часть туловища лежали на согнутой руке купающего. Для детей дошкольного возраста в ножном конце ванны устраивают упор для ног.
Температура воды 37 — 38°. Продолжительность ванны — 5 — 15 минут; всего на курс лечения — 10 — 15 ванн. Обычно процедуру проводят через день. При лечении, например, полиомиелита полезно сочетать ванну с гимнастикой. В случае невозможности применения общей ванны делают местные (в ведре, тазу и пр.) для конечностей.
Горячие ванны применяют при лечении детей, больных пневмонией, бронхитом, нефритом и др. Предварительно надо проветрить комнату, затем обогреть ее. Простыню для вытирания и белье следует согреть, положив на них грелку. Горячую ванну следует делать вдвоем. Первоначально ребенка помещают в ванну с температурой воды 36 — 37°, затем постепенно тонкой струей подливают в ножной конец ванны горячую воду, все время помешивая, чтобы не обжечь ребенка. Температуру воды постепенно доводят до 39 — 40° и все время поддерживают на этом уровне. Продолжительность горячей ванны — 5 — 6 минут. После ванны ребенка обсушивают заранее согретой простыней, укладывают в согретое белье и тепло укрывают. Во время ванны на голову ребенка кладут салфетку, смоченную водой комнатной температуры. Необходимо следить за состоянием ребенка: кожа должна порозоветь, ногти на руках тоже должны быть розовыми. Ребенок должен дышать ровно. Если он побледнел или дышит прерывисто или слабо, ребенка надо быстро вынуть из ванны, завернуть в теплую простыню. Если ребенку назначены сердечные средства, целесообразно дать их за 15 — 20 минут до ванны. Если же ребенок чувствует себя во время ванны хорошо, то ее продолжительность доводят до 7 — 8 минут. После ванны ребенка надо быстро вытереть, одеть и уложить в кровать с грелкой. Горячие
ванны противопоказаны при упадке сердечной деятельности.
Местные ванны. Ножные и ручные горячие ванны применяют при пневмонии, заболеваниях опорно-двигательного аппарата. В ведро наливают воду температуры 36 — 37° и, постепенно подливая горячую воду (с края, чтобы не обжечь ребенка), поддерживают температуру на уровне 38°. Ножные ванны целесообразно делать перед ночным или дневным сном. После ванны ребенка растирают мохнатым или вафельным полотенцем до легкого покраснения кожи и укладывают в постель с грелкой, или же пораженные конечности завертывают в шерстяное одеяло, надевают на них меховые или шерстяные чулки и хорошо укутывают.
Горчичные ванны. Общие горчичные ванны применяют при пневмонии, бронхите. Сухую горчицу (из расчета 30 — 50 г на 10 л воды) предварительно растирают, чтобы не было комков, затем разводят в небольшом количестве теплой воды и процеживают через марлю в ванну. Температура воды — 38°. В горчичной ванне ребенка держат до покраснения кожи — обычно около 5 — 6 минут. После ванны ребенка обливают чистой теплой водой.
Соляные ванны применяют при лечении детей старше 6 месяцев, чаще больных рахитом. Для этих ванн употребляют морскую или поваренную соль из расчета 50 — 100 г соли на ведро воды (10 л). Соль насыпают в марлевый мешочек и кладут в ванну, где она и растворяется. Температура первой ванны для детей от 1 года должна быть 35°. В дальнейшем для детей в возрасте от 1 года до 3 лет ее постепенно снижают до 32°. Обычно ванны делают через день. Полным детям можно делать ванны более низкой температуры воды, но снижать ее необходимо строго индивидуально, в зависимости от реакций ребенка. Продолжительность ванны — от 3 до 10 минут; после каждых 3 — 4 ванн длительность процедуры увеличивают на 1 минуту.
После соляной ванны детей обливают из кувшина пресной водой, температура которой должна быть на 1 — 2° ниже температуры ванны. Курс лечения состоит из 15 — 20 ванн; делают их 2 — 3 раза в неделю. В теплые дни такие ванны рекомендуется делать на свежем воздухе. Соляные ванны особенно показаны в период затихания рахитического процесса. Они оказывают довольно сильное действие, и не все дети переносят их легко. Родителей следует предупредить, что соляные ванны противопоказаны ослабленным и истощенным детям, а также страдающим кожными заболеваниями, особенно мокнущими экземами и зудящими сыпями. У детей с неуравновешенной нервной системой они иногда вызывают потерю аппетита, беспокойство, поэтому им лучше заменить ванны соляными обтираниями.
Хвойные ванны оказывают благоприятное влияние на нервную систему. Для их приготовления к пресной воде прибавляют жидкий хвойный экстракт или хвойный порошок. На ванну в два ведра берут одну столовую ложку хвойного экстракта. Температура воды первой ванны зимой должна быть 36°, летом — 35°, в дальнейшем ее постепенно доводят до 32°. Продолжительность хвойной ванны — 5 — 12 минут. Курс лечения состоит из 15 — 20 ванн; делают их через день. Хвойные ванны особенно полезны детям с возбудимой нервной системой, страдающим бессонницей, рахитом, с пониженным питанием.
Соляно-хвойные ванны особенно полезны полным детям. В двух ведрах воды растворяют 200 г морской или поваренной соли и одну столовую ложку хвойного экстракта. Температура воды первой ванны для детей в возрасте от 1 года до 3 лет — 35°, в дальнейшем ее постепенно снижают до 32°; длительность процедуры — 5 — 10 минут; курс лечения — 15 — 20 ванн. Ванны делают через день.
Крахмальные ванны применяют при кожных заболеваниях для уменьшения раздражения и зуда. Для их приготовления берут картофельную муку (из расчета 3 столовые ложки на ведро воды), растирают ее, затем при помешивании разводят в небольшом количестве холодной воды. Полученный раствор заваривают крутым кипятком, как для киселя. Полученную киселеобразную массу вливают в ванну, наполненную теплой водой (35 — 36°), и размешивают. Длительность ванны — 8 — 10 минут. После ванны ребенка обсушивают, но не растирают.
Щелочные ванны также применяют при кожных заболеваниях. Для этой процедуры в воду температуры 35 — 36° прибавляют раствор питьевой соды (2 — 3 столовые ложки на ведро воды). Длительность ванны — 8 — 10 минут. После ванны ребенка обсушивают, но не растирают.
Ванны с марганцевокислым калием применяют при гнойничковых заболеваниях кожи. Для приготовления ванны к воде температуры 35 — 36° прибавляют 5% раствор марганцовокислого калия (из расчета 10 мл раствора на 10 л воды) и хорошо размешивают. Родителей надо предупредить, что нельзя разводить марганцовокислый калий непосредственно в ванне, так как нерастворившиеся кристаллы могут вызвать некроз кожи. После ванны ребенка обливают теплой водой.
Ванны из отрубей. В плотный мешочек всыпают полную горсть пшеничных отрубей. Его завязывают и кладут в ванну. На мешочек льют теплую воду и затем отжимают, после чего наполняют ванну водой температуры 36 — 37°.
Влажные обертывания (укутывания) применяют главным образом при лечении неврозов (теплой водой). Горячие укутывания конечностей делают при лечении полиомиелита, церебральных параличей.
Горчичные обертывания. В домашней обстановке при заболеваниях органов дыхания применяют эффективную водную процедуру — горчичное обертывание. Берут 2 — 3 столовые ложки сухой горчицы, растирают и растворяют в стакане теплой воды (температура 40 — 45°), помешивают, пока не исчезнут комочки. Затем добавляют еще стакан теплой воды; смачивают в этой жидкости пеленку, быстро и хорошо отжимают, раскладывают на заранее приготовленной сухой пеленке и одеяле ребенка и в них завертывают до шеи. Предварительно между ногами ребенка кладут сухую пеленку, чтобы не раздражать его половые органы и задний проход. Завернутый таким образом ребенок лежит 8 — 10 минут. Когда кожа у него покраснеет, его развертывают, обмывают теплой водой температуры 38°, после чего одевают в предварительно согретое белье, кладут в постель. Всю процедуру надо проводить возможно быстрее, чтобы не охлаждать ребенка.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
В борьбе за здоровье детей санитарная культура семьи играет первостепенную роль. Перед медицинскими работниками стоит задача широко пропагандировать среди родителей воду как эффективное средство закаливания и лечения детей.
Правильное, систематическое применение водных процедур, особенно в комбинации с воздушными и солнечными ваннами, закаливает организм ребенка, повышает его устойчивость к внешним раздражениям и сопротивляемость многим заболеваниям, в частности катару верхних дыхательных путей, гриппу, пневмонии и т. д.
Однако, как показывает практика, закаливание водой, несмотря на доступность, недостаточно используется родителями.
Необходимо популяризировать правильные взгляды на простуду и значение естественных факторов природы, в том числе воды как фактора закаливания организма ребенка. Населению следует сообщить те сведения, которые помогут понять физиологические основы закаливания вообще и будут способствовать правильному проведению закаливающих водных процедур в условиях каждой семьи. Закаливание водой должно явиться обязательной составной частью ежедневного режима жизни маленького ребенка.
Важнейшая задача — убедить родителей в необходимости закаливания водой с первых месяцев жизни ребенка. Следует подчеркивать, что укрепление здоровья, предохранение ребенка от различных заболеваний, в том числе «простудных», в большей степени зависит от самих родителей. Рекомендации лектора, касающиеся методики и техники проведения закаливающих процедур в домашних условиях, должны быть четкими и конкретными. Все его советы должны иллюстрироваться примерами из врачебной практики, соответствовать местным условиям и возможностям.
Надо учитывать состав и характер аудитории. Нельзя забывать также об особенностях городской и сельской аудитории.
На вопросы слушателей надо отвечать подробно.
ЛИТЕРАТУРА
а) Для лектора
Гамбург Р. Л. Закаливание детей, БМЭ, II изд. Т. 10, 1950.
Гольдфельд А. Я. Применение физических факторов с профилактическими целями. В кн.: Руководство для врачей дошкольных учреждений. М., 1962.
Заблудовская Е. Д. Физиопрофилактика и физиотерапия рахита. М., 1950.
Заблудовская Е. Д. Закаливание ребенка раннего возраста, М., I960.
Леви-Горниевская Е. Г. и Быкова А. И. Закаливание организма ребенка. М., 1962.
Парфенов А. П. Закаливание человека. Л., 1960.
Сперанский Г. Н., Заблудовская Е. Д. Закаливание ребенка раннего и дошкольного возраста. М., 1964.
Спирина В. П. Изменения ряда физиологических функций у детей дошкольного возраста в момент применения местных водных процедур. Материалы 5-й научной конференции по вопросам возрастной морфологии, физиологии и биохимии. М., 1961.
б) Для родителей
Заблудовская Е. Д. Закаливание водой. Дошкольное воспитание, 1967, № 5.
Иванов С. М. Закаливание ребенка, М„ 1960.
Соколова Т. С. Закаливание детей раннего возраста. М., 1959.
Спирина В. П. Что надо знать о закаливании детей. М., 1962.
Сыроечковская М. Н. Вода в лечении и предупреждении болезней. М., 1961.
НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ
Закаливайте своих детей. Диафильм. М., Ин-т санитарного просвещения. М., 1961.
_________________
Распознавание текста — sheba.spb.ru
|