1.
В одном увлекательном французском романе описывается, как замечательный ученый, доктор Синтез, хотел создать совершенного во всех отношениях человека. У него была единственная любимая дочь и, видя как испорчено, безхарактерно и полно всяких болезней и недостатков современное ему поколение, профессор не мог и не хотел выбрать подходящого для его дочери супруга.
Поэтому он решил создать его искусственно. На одном из островов Тихого океана профессор устроил гигантскую лабораторно. Достав со дна океана первобытную протоплазму, ученый при помощи всевозможных приспособлений, сконцентрированных лучей, под особыми колпаками и т. д. достигает того, что протоплазма проходит со сказочной быстротой разные стадиях развития, и превращается все в высшие виды живых существ, сперва в простые организмы, потом сложные, потом в пресмыкающееся, приближаясь к желанной конечной цели, — к совершенному человеку, лишенному всеех тех недостатков, которыми полон нынешний homo sapиens в силу разных неудач, сопровождавших его вековую жизнь на этой планете.
К сожалению, профессору не удалось создать человека. Пираты напали на его лабораторно, разбили гигантских стеклянный колпак над лагуной кораллового острова, и процесс превращения прервался на полпути, когда его «человек» был чем то в роде, кажется, крокодила.
Таким образом этот любопытный опыт, созданный фантазией французского писателя, не удался.
Но идея создать совершенного человека, каким бы то ни было путем, развив не должна глубоко интересовать каждого педогога, которому вверяются дети, каждого отца, который должен из своего ребенка воспитать самое лучшее, самое возвышенное существо, — воспитать человека будущого, по выраженш Ф. Ницше, — воспитать сверхчеловека?..
Можно ли достигнуть лучшей, более сильной, более развитой, более нравственной породы людей?
Отчего же не попытаться? Может быть, на много лет вперед рядом законов, — обдуманной системой воспитания, простирающейся на всех детей государства, охраной детей, можно стать на путь, когда дети не будут вырождаться, слабеть, а, наоборогь, развивать все свои лучшие духовные и физичесшя силы.
Для этого нужно будет поставить детей в такие условия, чтобы ничто им не вредило и не приводило к такому нравственному убожеству, как мы видим теперь, и в чем виноваты мы сами.
2.
Есть два идеала воспитания: один — не от миpa сего, монашеский, другой эллинский, — для жизни.
Первый идеал говорит:
— Мир лежит во зле и грехе. Все мы скверны. Все наши помыслы должны быть направлены к загробной жизни. Нужно убивать плоть, развивать дух, посвятить себя служенш Богу и молитвам. Отказаться от удовольствш и радостей, уходить от Mиpa с его страстями и греховными соблазнами. Детей нужно воспитывать кроткими, незлобивыми, покорными старшим.
Другой взгляд, древне-эллинский, говорит:
— Всегда быть первым, стараться быть лучше других, побеждать их в борьба. Достигать на своей родине славы и доброго имени. Эта жизнь лучше загробной. Лучше быть последним пастухом на земле, чем повелителем в царстве геней. Нег ничего слаще победы. Не уступай ничего без боя. Лучше вернуться на щите, чем без щита. Смерть лучше позора.
Первый взгляд можно охарактеризовать вкратце: уступчивость, кротость, самоотречение. Второй: борьба, наслаждение жизнью, стремление к победе и к счастью на земле.
Вся система воспитания ребенка может быть направлена по первому или второму пути.
По какому пути нужно направить воспитание русского юношества?
3.
На земном шаре становится тфсно жить. Человечество увеличивается и ищет новых колонш куда отправлять избыток населения, но уже свободных колоний не оказывается - окружена государствами, где переизбыток населения. Германия, Австрия и весь Европейский Запад представляют готовую двинуться на восток волну, «Drang nach Osten», в поисках за новыми землями.
Китай и Япония с другой стороны уже начали вторгаться в пределы, занятые русским племенем.
Как некогда Рим вел многочисленные Пуническия войны с Кареагеном, так и нам предстоите долгая борьба с нашими азиатскими соседями. Русско-Японская война — это вторая из ряда войн, — первая была Русско-Китайская. Русско-Японская война прервалась, — к сожалению или к счастью — покажет история. Может быть, нисколько лет перемирия до следующей войны, в время которого Росайский Император совершает гигантские внутренние реформы всего строя и жизни государства, и обший подъем духа в народе, заставят сожалеть японцев, что они не рискнули идти дальше и добиться еще более крупных успехов. Мукден и Ляоян не были русскими поражениями; за победы японцы могут считать только взяпе Портъ-Артура и уничтожение русского флота при Цусиме.
На новые войны мы можем смотреть теперь гораздо спокойнее и смелее. Но нужно, чтобы все в империи было подготовлено к войне, нужно, чтобы все воспитание и образование во всех государственных школах были поставлены на совершенно новых началах.
Необходимо детей готовить к борьбе на всех поприщах жизни.
Борьба экономическая идет все время между государствами. Англичане стонут, что неемцы забивают их своей дениевой промышленностью, и кажется, забьют их и на Mopи своим флотом. Русскй хлеб и сырье, когда-то царивнпе полновластно на европейском pbиmdfc, теперь не в силах выдержать безкровной войны с Америкой, Аргентиной и Австралией.
Нам нужно готовиться к великим Mиpoвым переворотам. Победит тот, кто будет болгее образован, культурен и силен. Поэтому в наилучшем воспитанш детей — залог будущего счастья Poccии.
4.
В нанием прошлом можно указать на много лиц, каждого из которых по кипучей энергии, по широким душевным качествам и талантам можно назвать сверхчеловеком, — например, Петр Первый, Пушкин, Суворов, Ломоносов, Скобелев, Менделеев. Bсе они подымались среди обыкновенной серой толпы более высокими душевными качествами, размахом душевной силы. Наших детей нужно восшхтывать, чтобы они стали такими же, с сильной энерпей, широкими замыслами, умешем добиваться своих целей.
Есть много людей из русской исторш, которых по энергш и силее характера можно поставить образцом для нынешняго поколения, и с их биографиями следует считаться педогогам при воспитании характеров. Но два характера особенно привлекательны для воспитателя, как идеалы сильных русских людей — Пушкин и Петр 1.
Биография Пушкина показывает, что с детства до его ранней (3 б л.) кончины этот литературный гешй отличался удивительным трудолюбием. Он работал над книгами, изучил, уже будучи взрослым, англшсюй язык настолько хорошо, что в подлиннике читал Байрона и Шекспира. Его письма из изгнания йолны требовашй книг. Несмотря на преследования, Пушкин остался жизнерадостныме с бодрым взглядом на жизнь, с любовью к родине И с сильным нащональным чувством. Его влекли к себе литература, история и искусство.
Петр и, напротив, увлекался практическими задачами и всееми видами прикладного знания. С детства он изучал военную науку со своими потешными полками, затем любил всякие мастерства, постройку судов,устройство фабрик, созидание городов, гаваней. Насколько Пушкин был творцом в отвлеченном Mиpe искусств, настолько Петр был кипучим созидателем в Mиpе реальном, практическом.
Петр и также учился до конца жизни и отличался трудолюбием поразительным.
Нельзя ли русское воспитание направить таким образом, чтобы в нем совмещалось широкое литературно-историческое образование с практическими прикладными знатями?
5.
Нынешняя русская школа совершенно не дости-гает своей задачи — воспитывать сильное поколете. В мир школа должна выпускать образованных, энергичных и здоровых людей, которые могли бы успешно бороться за свою жизнь, за жизнь своей семьи, за свободу и независимость своей родины. Война идет ежедневная и незаметная на первый взглядъ — война экономическая. Если бы не страх перед нанией миллюнной армией, если бы Росая была бы так же дезорганизована, как Индия или Китай, Россш залили бы всевозможный иностранные полчища, предприниматели, промышленники, колонисты, рудокопы и, конечно, при нынешнем образованш русского юношества, - русским людям пришлось бы сделаться только батраками у победоносных западных завоевателей.
Но без всякой войны, без авангарда миллионных западных армш, западные рабочие, промышленники, купцы, акцюнерывсевозможных предприятш, колонисты медленно проникают в нашу родину и распространяются свободно по всем ея концам, побеждая русского своей высшей культурой, свойм знанием, лучшим умением работать, трудолюбием, трезвостью, исправностью и упорством в достиженш целей.
На мировых рынках идет борьба между русскими и заграничными товарами, и русоие товары играют самую жалкую роль, — мы можем соперничать с иностранцами только в некото-рых странах Азш. Россгя до сих пор вывозит за границу только сырье, — вместо переработки его в Bbиcuииe продукты, и получает свои же материалы изъ-за границы в обделанном виде. Из Россш идет за границу в большом количестве железная руда, истощая наши рудники, угрожая в будущем закрьтем нашим ежелезоделательным заводам, в то время как, например, Скандинавскш полуостров, богатый железом, воспретил вывоз руды, а Швещя высылает за границу ту же руду в виде сельско-хозяйственных машин, паровиков, пароходов. Из Poccиn вывозится лен, бревна, кожи, шерсть. Однако западная культура начала забивать нас даже в вывозе хлеба: машинный способ земледелия довел до того, что пшеница, доставленная на пароходах из Аргентины и С. Америки, в Одессе и Либаве иногда дениевле, чем русская.
Руссще pa6onиe, приехавшие в Америку, годятся только на самые грубые работы, землеко-ные или камнетесный. Они не подготовлены ни
к какой болеe сложной работе, потому что гдe знания, которые были достаточны в России, никому не нужны в Америке.
Точно также наши исконные природные моряки, архангельсше поморы, терпят убытки при соперничестве норвежских и других рыбопромышленников на Мурманском в Северном море потому что та высокая техника, которой достигли иностранцы, способы консервирования и засола рыбы, у них гораздо выше и лучше. Норвежцы имеют уже рыболовные шхуны, снабженные моторами, и в штиль могут идти на ловлю и работать так же, как и в ветер. У наших же поморов до сих пор нет в Архангельске даже рыбного элеватора, гдее бы в ледниках могла бы быстро складываться рыба, чтобы, не задерживаясь засолом, рыболовы немедленно могли выходить снова на ловлю.
На всех поприщах техники нужен сильный толчек образованно наниего юношества, чтобы мы шли все время вперед, развиваясь и двигая самостоятельно знание.
Кто стоит, того опережают друпе, кто отстал, тому нужно сделать двойные усшйя, чтобы догнать и опередить.
Я верю, что мы можем идти впереди других.
Три основания школы будущого.
Новая русская школа должна иметь три главных, основания.
Первое — борьба.
Нужно с самого детства, с первых шогов ребенка npиynaTb его бороться и преодолевать препятствия. Ребенок начинает борьбу, тиская руками грудь матери, выдавливая молоко, бьется ногами, стараясь вырваться из связывающих его пеленок.
Загем он начинает ходить, хвататься за все руками, 'теребить кошку или собаку, ломать игрушки.
С первого же дня рождения родители начи-нают портить и забивать ребенка.
У нас почему-то стоят идеалом овечьи добродетели — кротости, покорности и послушания, когда вся жизнь говорит о борьбе, о соперничестве, о ежедневной войне.
Родители — эгоисты, они хотят тишины и покоя; шум, крик ребенка их раздражает, они требуют, чтобы он тихо сидел в углу за книжкой или с куклой, не прыгал, не мешал. Если ребенок слишком расшумится, его наказывают или бьют.
Бьют ли своих детенышей животные? Видели вы кошку, которая била бы котят, или лошадь, которая лягала своего жеребенка? Только homo sapиens издееется над своими детьми и их мучает.
Детей нужно оберегать так же, как оберегают их животные и так же давать им полную свободу развития.
Дети — наши тираны. Если вы не хотите исполнять детских желаний, то вы не имеете права иметь детей. У всех азиатов, китайцев, японцев, туркмен, пераян, ребенок — центр всего дома. Его окружают всеми заботами, какие только могут ему предоставить, его украшают, его осыпают ласками.
Нужно развивать в детях силу желания. Нынешнее русское поколеше никаких желашй, никаких сильных страстей не имеет. Кто может сильно желать, тот сумеет и добиться исполнения своих желашй.
Родители же из лени, из душевной вялости, желания покоя, чтобы детей их не безпокоили, внушают детям:
— Ты еще маленький, ты не смеешь иметь собственной воли, ты должен слушаться старших, ты глупенький, ты этого не поймешь.
Как же развить из ребенка борда за себя, за свою жизнь, если он должен только слушаться и подчиняться?
У англичан чувство борьбы и соперничествае развивается с детства. Их нацюнальная игра, — в футбол, основана на соперничестве двух партии, при чем каждый в партш должен зорко смотреть за своими товарищами, — чтобы помочь им, и за неприятелями, чтобы не дать им победить.
Если детям не приходится вести борьбу с людьми, — разве только в играх, то следует им устраивать борьбу с препятствии, - но только устраивать нужно очень осторожно и внимательно.
Много лет назад в Риге был русский купец К, пришедший в город без всяких средств и медленно составившии себе состояние. Было у него два сына: один упрямый, другой ласковый. Ласкового он оставил при себе, а упрямого отправил «в выучку» в Аренсбург, к своему старинному другу, тоже русскому купцу, и написал ему, что, желая воспитать сына, просит не оказывать ему никакого снисхождения, а держать наравне с простыми приказчиками и мальчиками на побегушках. Пусть сын воспитывается в суровой жизни.
Действительно, аренсбургский купец никакой поблажки воспитаннику не давал, заставлял его и товар отпускать в лавке, и пол подметать, и самовары ставить, и мусор выгребать. А так как Аренсбург на острове, то и сбежать молодому воспитаннику нельзя было.
Через несколько лет молодой купец верч нулся к отцу и оказался истинным преемником его во всех торговых делах. Суровая школа воспитала из него настоящого дельца и он до сих нор стоит во главе фирмы. Младший же, ласковый сын, избалованный отцом и приказчиками, не кончил гимназии, поболтался несколько лет в драгунах, промотал отцовские деньги и спился.
Должна быть суровая школа борьбы при воспитанш будущих борцов. Нужно закалять тело, но не развращать и не убивать духа. Нужно приучать к борьбе и упорству в достиженш целей.
В жизни не только нужно бороться, нужно создавать нечто новое, совершенствовать уже созданное, искать новые пути. Для этого необходимо творчество.
После борьбы, творчество должно быть вторым основанием новой школы.
Славяне были всегда богаты созидательными силами и изобретательностью. Смекалкой нас Бог, кажется, не обидел. Но отчего такая бедность творчества видна во всем теперь? Кто убил у нас этот дух самобытности?
Не показала ли минувшая кампания, при отваге и находчивости нижних слоев армии, удивительную рутинность и неизобретательность чинов высших?
KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ
|