На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Воспитатель детского сада. (Учащимся о профессиях). Пригодич 3. К. — 1978 г

3. К. Пригодич

Воспитатель детского сада

Учащимся о профессиях

*** 1978 ***


PDF


От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..




ПОЛНЫЙ ТЕКСТ

      СОДЕРЖАНИЕ
     
      Труд, рассчитанный на столетия 3
      Сколько лет детскому саду 7
      Щедрые будни 14
      Романтика воспитания 23
      Кто может быть воспитателем 29
      Дом, где сбываются мечты 38
      Ростки коммунизма 42


      ТРУД, РАССЧИТАННЫЙ НА СТОЛЕТИЯ

      Много на земле различных профессий: инженера и врача, летчика и шофера, токаря и лесовода... Все даже перечислить трудно. И каждая из этих профессий по-своему привлекательна, интересна, каждая — важна, необходима людям.
      Но все-таки есть профессия, которую без преувеличения можно назвать особой. Это профессия воспитателя детского сада.
      Особенность ее заключается в том, что она имеет отношение к каждому из нас. Уже в раннем детстве воспитательница приходит к нам, чтобы заботливо, терпеливо учить красоте и добру, открывать чуткому сердцу мир реальный и мир сказочный. На долгие годы она становится для нас добрым другом и непререкаемым авторитетом, подлинным кумиром и каждодневным советчиком. И даже потом, когда мы уже повзрослеем, когда у каждого будет своя профессия, своя любимая работа, все равно ниточка, связывающая нас с воспитателями, не порвется. Эту связь мы будем поддерживать через наших детей, внуков...
      Но особенность профессии воспитателя не только в этом. Главное, пожалуй, в том, что она стоит как бы у начала всех начал. Воспитатель, образно говоря, тот же садовник. В доверчиво распахнутую душу ребенка он сеет зерна светлого, разумного, доброго. И от того, каковы эти зерна, каким вниманием и заботой окружены затем молодые всходы, во многом будет зависеть вся дальнейшая жизнь воспитанника, его нравственные и деловые качества. Воспитатель, который непосредственно не участвует в производстве материальных благ, тем не менее оказывает на него активное, существенное влияние. Вот почему эта профессия является изначальной по отношению ко всем другим профессиям.
      Труд воспитателя всем своим содержанием, всей своей сутью устремлен в будущее. Малыши, которые сегодня пытливо смотрят в глаза воспитателю, жадно ловят каждое его слово, в самостоятельную жизнь вступят на пороге третьего тысячелетия. Им совершенствовать, развивать науку, технику, экономику, культуру. Трудно предугадать, кем они станут, но то, какими они должны быть, — забота сегодняшнего дня. Почетная, ответственнейшая забота наших воспитателей, которые в детях как бы продолжают себя: передают им свои знания, прививают свои хорошие качества.
      Не зря народная мудрость гласит: рассчитываешь на год — засевай поле, рассчитываешь на десятилетие — сажай фруктовый сад, рассчитываешь на столетия — воспитывай детей. Труд воспитателя — это труд, рассчитанный на столетия. И в этом еще одна немаловажная особенность профессии, которую по праву называют не только самой мирной и почетной, но и самой благородной.
      Очень хорошо сказала о своей работе воспитательница Погост-Загородского детского сада Пинского района Лидия Петровна Мухоровская:
      — Нашу работу не назовешь легкой. Она требует большого, напряженного труда, полной самоотдачи. С детьми нельзя работать вполсилы, вполсердца. Душа ребенка очень чутка к малейшей неискренности, едва заметному раздражению или допущенной несправедливости. Поэтому все время необходимо быть предельно внимательной, собранной, ровной. Конечно, это требует немалых душевных сил. Но любая усталость, любая напряженность легко рассеиваются и забываются, когда видишь, что твои усилия приносят желанные плоды: разбуженное, согретое лаской детское сердце тянется к добру и само готово творить добро. И это, быть может, самое прекрасное в нашей профессии, ибо я не знаю большего счастья, чем видеть улыбку на лице ребенка, читать в его глазах искреннюю радость.
      А вот что думают о своей профессии те, кто еще только вступает на этот путь, — студенты Минского педагогического института имени А. М. Горького.
      Ольга Шаховская:
      — В профессии воспитателя меня привлекает то, что воспитатель — это исследователь. Он наблюдает, изучает сложный духовный мир ребенка и стремится сделать его более богатым, воспитать из малыша настоящего человека, гражданина.
      Татьяна Якимович:
      — Моя мечта — помочь моим будущим воспитанникам стать добрыми, честными людьми. Я научу их уважать человека, различать добро и зло. Я буду сажать вместе с ними цветы, читать им сказки. Я отвечу на тысячу их «почему?». Ко мне они будут прибегать со своими радостями и огорчениями, мне первой расскажут свои детские тайны. С ними я всегда буду счастливой.
      Три разных человека высказали три мнения, но выразили, хотя и по-разному, в сущности, одно и то же. Профессия воспитателя нравится им за то, что дает возможность вновь окунуться в удивительный мир детства, позволяет ощутить, что своим трудом, старанием они могут сделать этот волшебный мир еще богаче и прекраснее.
      У профессии воспитателя не только замечательное настоящее, но и завидное будущее. Мы строим коммунизм. Масштабы и темпы этого строительства ставят все более сложные задачи в различных областях жизни. Решающее значение приобретает неуклонное повышение эффективности производства. Однако эффективность и качество — категории не только экономические. Они имеют и нравственный аспект. Обществу вовсе не безразлично, какой работник стоит у станка — добросовестный или лентяй, творческий или равнодушный.
      Вот почему в речи на торжественном заседании, посвященном 60-летию Великой Октябрьской социалистической революции, Леонид Ильич Брежнев подчеркнул: «Заглядывая в будущее, мы должны сделать и еще один вывод. Для всех сфер жизни и развития нашего общества все большую роль будет играть уровень сознательности, культуры, гражданской ответственности советских людей. Воспитывать в человеке
      устремленность к высоким общественным целям, идейную убежденность, подлинно творческое отношение к труду — это одна из самых первостепенных задач».
      Решение этой задачи должно начинаться как можно раньше — с самого детства, когда только закладываются основы идейных, нравственных и физических качеств человека. В связи с этим роль воспитателя детских дошкольных учреждений в нашем обществе будет все возрастать. Впереди действительно завидные перспективы, но об этом мы расскажем немного позже. А пока совершим небольшое путешествие в прошлое.
     
      СКОЛЬКО ЛЕТ ДЕТСКОМУ САДУ
     
      Сегодня детский сад воспринимается нами как нечто само собой разумеющееся, как благо, которое существовало всегда и без которого мы уже не мыслим своей жизни. Сегодня мы спокойно смотрим на красивые современные здания с просторными, светлыми, прекрасно оборудованными комнатами, где малыши чувствуют себя как дома, окружены постоянным вниманием и заботой, получают все необходимое для своего развития и воспитания. И это не вызывает у нас особого восхищения или удивления. А что тут такого, рассуждаем мы, так и должно быть.
      Правильно, так и должно быть. В нашей стране сделано и делается все для того, чтобы дети, этот единственный привилегированный класс, ни в чем не испытывали нужды, росли здоровыми, жизнерадостными, счастливыми.
      Но так, к сожалению, было не всегда.
      Прообразом современного детского сада можно назвать «домик для подкидышей», который был открыт в Новгороде в 1706 г. Его организовали на средства местного монастыря с целью дать хоть какой-то приют маленьким сиротам, которые оказались лишенными не только родительской заботы, но и крова над головой.
      Царь Петр I увидел в этом начинании событие большого государственного значения, так как, кроме благотворительных, приют преследовал и чисто практические цели: готовил дешевую рабочую силу для местных мануфактур и фабрик.
      По примеру Новгорода подобные «домики» стали создаваться и в других городах, Однако санитарно-гигиенический и педагогический уровень этих учреждений был очень низким. Специально подготовленных воспитательниц не было: за детьми присматривали монахи или случайные лица.
      Идею создания и развития в России детских воспитательных домов горячо поддержал в свое время Михаил Васильевич Ломоносов. В многочисленных своих выступлениях он обращался к богатым людям и призывал их выделить определенные суммы на организацию важного и благородного дела.
      Но дело это, несмотря на то что находило поддержку со стороны многих видных прогрессивных людей, развивалось медленно. Пожертвований поступало мало, а государство полностью брать на себя расходы не хотело. Открытые воспитательные дома влачили жалкое существование. Огромнейшей была детская смертность. В некоторых учреждениях выживало менее половины воспитанников.
      Императорское ведомство само вынуждено было признать: «Результаты воспитания сказались в сплошном почти вымирании призревавшихся, а воспитательное значение выразилось в совершенной непригодности выросших воспитанников к самостоятельной трудовой жизни... Воспитанники оказались менее полезными обществу и дошли до полной степени падения».
      Определенный шаг вперед был сделан в шестидесятые годы XIX столетия. Именно в это время в России буржуазно-демократическое движение вызвало могучий подъем прогрессивной педагогической мысли. Передовые педагоги и работники народной школы стремились решить проблему воспитания детей путем организации детских садов. Так, редактор журнала «Народная школа» Ф. Н. Мельников в докладе «О мерах распространения детских садов в нашем отечестве» отмечал, что они не только желательны, но и необходимы, полезны для всех классов и сословий общества. Особенно, указывал он, эти сады нужны для детей крестьян.
      Однако по-прежнему хорошие идеи оставались идеями. Широкого распространения детские сады в России не получили. В основном это были платные учреждения, организованные по инициативе частных лиц. Воспитывать здесь своих детей могли только представители привилегированных классов.
      Развитие капитализма в конце XIX столетия позлекло за собой резкий рост рабочего класса. Повсюду открывались новые фабрики и мануфактуры, старые предприятия Модернизировались и расширялись. Спрос на рабочую силу значительно увеличился. Промышленники вынуждены были пойти на некоторые уступки рабочему классу. Одной из таких уступок явилась, в частности, организация фабричных яслей для детей рабочих.
      Первая попытка была предпринята на Раменской текстильной фабрике. В 1880 г. здесь при шести рабочих корпусах были открыты детские ясли. Конечно, сравнивать эти ясли с современными нет,смысла. Это были просто-напросто небольшие малоприспособленные комнаты, где в страшной тесноте содержалось более тридцати ребят разных возрастов. Должного ухода за ними не было. Никакой воспитательной работы не велось. Дети в яслях главным образом спали, что приносило матерям не облегчение, а дополнительные хлопоты. Выспавшись за день, ребенок затем всю ночь бодрствовал, не давая уснуть родителям, которым с рассветом надо было вставать и идти на работу.
      Неудивительно поэтому, что к услугам яслей работницы фабрики прибегали лишь в крайнем случае, когда была «нужда безысходная». Большинство же матерей предпочитали оставлять своих малышей под присмотром старших детей или бабушек.
      Народные детские сады, открытые на средства фабрикантов, отмечает М. В. Чувашев, автор «Очерков по истории дошкольного воспитания в России», явились своеобразной подачкой трудовому народу. Учредители их стремились вызвать у рабочих иллюзию того, что фабриканты заботятся о детях и матерях, что можно улучшить жизнь рабочего класса и без революционной борьбы и преобразования общественного строя в России. Народные детские сады служили целям буржуазно-классового воспитания: воспитательницам вменялось в обязанность внушать ребенку основы буржуазной морали, развивать у него послушание, терпение, обучать молитвам, религиозным песнопениям.
      До Великой Октябрьской социалистической революции на территории сегодняшней Белоруссии существовали единичные детские сады. Минске, Витебске, Могилеве, Бобруйске действовало всего 11 дошкольных учреждений на 200 мест. В них воспитывались на благотворительные средства сироты и дети бедноты.
      Великий Октябрь, положивший начало коренным социально-экономическим изменениям в стране, дал мощный толчок и развитию детского дошкольного воспитания. Наконец-то величайшие педагогические идеи были соединены с практикой, а мечты лучших педагогов России стали воплощаться в жизнь.
      Днем рождения общественного дошкольного воспитания в нашей стране можно по праву считать 5 июня 1918 г. Именно в этот день Владимир Ильич Ленин подписал Декрет Совета Народных Комиссаров, по которому все казенные, общественные и частные учреждения дошкольного воспитания наряду со школами передавались в ведение Народного комиссариата просвещения и тем самым включались в систему народного образования как ее первое звено.
      Молодое Советское государство с первых дней своего существования проявило к детям огромнейшее внимание. Под детские сады отводились лучшие особняки, национализированные у буржуазии. Безвозмездно передавались музыкальные инструменты, картины, различные игрушки, необходимая мебель и оборудование. Продуктами дети обеспечивались в первую очередь. Это правило неукоснительно соблюдалось даже в тяжелейшие годы гражданской войны и послевоенной разрухи.
      Партия, Владимир Ильич Ленин понимали, что дети — это будущее страны, и во имя этого будущего не жалели ни средств, ни сил. В Нарком-просе создается отдел по дошкольному воспитанию, а в штаты отделов народного образования вводятся специальные инспекторы. Среди населения организуется широкая пропаганда дошкольного воспитания. По зову партии первыми организаторами дошкольных учреждений стали женщины-коммунистки, старые большевики, передовые педагоги.
      Организованные, целенаправленные усилия дали хорошие результаты. Уже в 1919 г. в одном только Минске было открыто десять дошкольных учреждений. А еще через два года в Белоруссии работало 40 детских садов и 35 дошкольных площадок на 3 тысячи мест.
      В июле 1926 г. в Минске состоялся IV Всебе-лорусский съезд инспекторов школ народного образования. В резолюции съезда было записано: «Принимая во внимание, что задачи коммунистического воспитания возможно правильно разрешить только тогда, когда дети будут охвачены учреждениями, начиная с дошкольного возраста, имея в виду очень незначительную сеть дошкольных учреждений, взять твердый курс на расширение их».
      И этот курс был выдержан. Решающую роль сыграли принятые в те годы важнейшие постановления партии и правительства по вопросам развития общественного дошкольного воспитания. Благодаря этому уже до войны число мест в дошкольных учреждениях Белоруссии увеличилось до 40 тысяч.
      Не только количественные, но и глубокие качественные изменения происходили в системе дошкольного воспитания. В детские учреждения стали приходить работники, имеющие специальное педагогическое образование, любящие и понимающие свое дело. В первые годы Советской власти такие кадры готовили на краткосрочных курсах со сроком обучения от одного до четырех месяцев учебы на базе начальной школы. В 1932 г. в Минске, Бобруйске, Кричеве, Полоцке, Высочанах начали действовать дошкольные педагогические техникумы, а при Могилевском и Минском педтехникумах — дошкольные отделения. Открытие же в 1934 г. дошкольного отделения при Минском педагогическом институте стало важным, качественно новым шагом вперед. Отделение, готовившее руководящих работников дошкольного воспитания, сыграло впоследствии значительную роль в улучшении работы детских дошкольных учреждений Белоруссии.
      Шли годы. Вместе с бурным ростом экономики, культуры развивалось, совершенствовалось и дошкольное воспитание. Ныне в Белоруссии работает более 3 тысяч яслей-садов, детских садов и яслей, в которых воспитывается около 400 тысяч детей. Это — огромнейшее достижение, наше величайшее социальное завоевание.
      С особой признательностью и уважением мы думаем о людях, которые помогают маленьким гражданам постичь самую первую и самую главную азбуку в своей жизни — азбуку высокой нравственности. Азбуку, которая является основою для формирования лучших человеческих качеств, непреходящих духовных ценностей.
      О воспитателях, об их деле, внешне скромном, незаметном, но таком важном и необходимом обществу, и пойдет наш рассказ.
     
      ЩЕДРЫЕ БУДНИ
     
      ...219-й ясли-сад Минского автомобильного завода. По утрам коридоры и комнаты большого двухэтажного здания наполняются веселыми, жизнерадостными голосами мальчиков и девочек. Одни из них еще привыкают к своему новому дому, другие чувствуют себя здесь уверенно, свободно, как полноправные хозяева, а третьи уже собираются покинуть его стены, готовятся к поступлению в школу.
      В яслях-саду двенадцать возрастных групп, двести восемьдесят воспитанников. Двести восемьдесят маленьких граждан приходят сюда не просто для того, чтобы пробыть день, пока их мамы и папы на работе. Здесь они ежедневно открывают для себя что-то новое, интересное, важное.
      Давайте же на некоторое время окунемся в рабочую атмосферу этого учреждения, чтобы лучше понять, какими делами и заботами живут его воспитатели и воспитанники.
      Младшая группа. Она считается одной из самых трудных. Воспитатель работает с детьми, которые недавно научились ходить и словарный запас которых еще не слишком богат. Кроме того, многие из малышей приходят в детский коллектив впервые. И нужно немало терпения, настойчивости, педагогической мудрости, чтобы из этих славных, но таких разных девочек и мальчиков сплотить дружный коллектив.
      — Приход новичка, — рассказывает воспитательница младшей группы Светлана Сергеевна Евсиевич, — важный момент в нашей работе. Мы стремимся к тому, чтобы маленькому человеку с первого дня было интересно и легко в большом коллективе. Кому не известны такие сцены? Мама привела дочь в детский сад, а та не отпускает ее, плачет: «Не хочу! Идем домой!» Нервничают родители, травмируется душа ребенка. Чтобы подобное не случалось или случалось как можно реже, мы еще до того, как новичок поступит в группу, обязательно стараемся встретиться с его родителями, побеседовать с ними. Такие беседы приносят взаимную пользу. Мы не только рассказываем родителям, как лучше готовить малыша к поступлению в детский сад, но и одновременно узнаем об особенностях характера своего будущего воспитанника. Когда он приходит, знаем, что ему лучше сказать, чем можно увлечь.
      Чтобы малыш как можно быстрее привык к новому коллективу, в немалой степени содействует и сама атмосфера, царящая в детском саду. Это атмосфера дружелюбия, искренности, взаимоуважения. Здесь не увидишь косого взгляда, не услышишь резкого, грубого окрика. И в обращении с детьми, и между собой воспитатели сохраняют ровный, спокойный тон. Впрочем, «сохраняют» даже не то слово, потому что никто их к этому не принуждает. Просто люди иначе не могут поступать. Внимание, чуткость — неотъемлемые качества их характеров.
      Эти же качества работники яслей-сада стараются прививать и своим маленьким подопечным. Вот что рассказывает воспитательница Дина Павловна Яковчик:
      — Иду я как-то на работу и вижу, как двое мальчишек — учеников, наверное, пятого-шестого класса — увлечённо играют в «футбол», перебрасывая по тротуару какую-то книгу. Часть листов из нее уже разбросана на асфальте. А потом один из них, догоняя подфутболенную книжку, забрался на клумбу и начал топтаться по цветам.
      Я не выдержала, подоила к ребятам. «Что же вы делаете?! Как вам не стыдно! Изорвали учебник, насорили, цветы топчете. Ведь это же все че:“.-то труд. Кто-то же должен будет убирать здесь за вами». «Уберут!» — безразлично отозвались мальчишки и перебежали через дорогу.
      Долго после этого я не могла успокоиться. Обидно было за тех самых мальчишек. Ведь, если разобраться, разве они повинны в том, что выросли или растут такими? Нет, виноваты мы, взрослые. Значит, не смогли с детства привить им любовь к труду, вырастить чуткими.
      Я вспомнила этот случай еще и потому, что после него как-то совсем по-новому взглянула на свою работу, более глубоко поняла всю огромную ответственность дела, которое поручено нам, воспитателям детских садов. Мы стремимся делать все, чтобы наши воспитанники как можно раньше узнали, что такое труд, любили и уважали трудового человека.
      Для этого мы проводим экскурсии в детсадовскую столярную мастерскую, где дети знакомятся с различными инструментами, с работой столяра, пробуют сами что-либо смастерить. Затем постепенно знакомим с другими бытовыми службами. Воспитанники посещают кухню, прачечную. Вместе с дворником убирают опавшие листья с асфальтовой дорожки.
      Много впечатлений у ребят оставляют экскурсии на автомобильный завод и другие предприятия, которые находятся на территории Заводского района.
      Так же обстоятельно Дина Павловна знакомит своих воспитанников и с трудом колхозников. Для этого старшую группу вывозят в одно из пригородных хозяйств. Ребят водят в поле, на животноводческую ферму, доступно рассказывают о работе механизаторов, доярок.
      Нелегко привить детям высокие гражданские и социальные чувства, предостеречь их чуткие, впечатлительные сердца от равнодушия и жестокости, вырастить смелыми, благородными, духовно богатыми.
      У Анны Ивановны Крыловой в группе двадцать шесть воспитанников. Двенадцать мальчиков и четырнадцать девочек. Таких разных, непохожих друг на друга. И не только внешне. Внутренне они разнятся, наверное, еще больше. Но нет, пожалуй, в яслях-саду малышей более дружных, чем воспитанники Анны Ивановны.
      Свою нынешнюю группу она приняла два года назад. И хотя большинство детей уже имело определенное знакомство с коллективом — они перешли из яслей, — однако о настоящей дружбе говорить еще не приходилось. Малыши из-за любой мелочи то и дело затевали ссоры, не могли поделить игрушки, каждый стремился первым занять место возле умывальника, раньше сесть за стол.
      Не раз воспитательница наблюдала такие сцены: в гардеробе на пол упала чья-то шапка, но все равнодушно проходят мимо, а то, чего доброго, даже наступят на нее. Или за обедом Анна Ивановна проходит мимо столов, смотрит, как дети поели, а в это время Миша тайком подгребает своему соседу оставшиеся от обеда крошки.
      Воспитание чувства коллективизма, дружбы — дело не такое уж легкое. А. С, Макаренко говорил: «Коллектив сам по себе не организуется, его должен терпеливо и настойчиво создавать воспитатель, активно входя в детскую жизнь, руководя детьми».
      Именно с этого — с поисков дороги к детской душе — и начала Анна Ивановна. Она знала: в три-четыре года человек не имеет еще достаточного опыта, слабо разбирается в том, что такое хорошо и что такое плохо. Основная роль в оценке действий, поведения детей принадлежит воспитателю.
      Но Анна Ивановна знала и другое. То, что даже в таком возрасте малышу бывает стыдно за свой плохой поступок. Не надо только постоянно пичкать его готовыми выводами, оценками, читать ему нотации. Надо как можно чаще обращаться к его совести, к его уму, давать ребенку возможность самому оценивать свое поведение, помогать ему анализировать, сопоставлять, думать.
      Трудно сказать, что является главным в сплочении коллектива, в укреплении дружбы детей. Впрочем, так ставить вопрос, видимо, и нельзя. В воспитании общественных, социальных чувств все важно, все существенно. Здесь мелочей не бывает. Вот почему Анна Ивановна заботится о том, чтобы чисто и аккуратно было в комнате, чтобы достаточно было необходимого материала для занятий, чтобы дети как можно меньше жаловались друг на друга, а причины этих жалоб старались устранить сами.
      Будни воспитателя... Нелегко вспомнить, перечислить все те заботы, которыми заполнен каждый его рабочий день. А нередко, когда уже кажется, что поставленная цель наконец достигнута, что в детском коллективе все как следует отлажено, случается какая-нибудь неожиданность, И снова приходится думать, искать...
      Не секрет, что многие малыши, которых приводят в ясли-сад, не имеют иногда элементарных навыков самостоятельности. И воспитатели на протяжении нескольких лет настойчиво и терпеливо помогают ребенку победить эту беспомощность, формируют у него активность, находчивость, сообразительность.
      Вначале малышей приучают к тому, чтобы они сами одевались и раздевались, аккуратно ели за столом, убирали за собой игрушки. Показывают, как делать мелкий ремонт своей одежды, скажем пришивать пуговицы.
      Самостоятельность — это прежде всего умение самому, без чьей-либо помощи удовлетворять свои элементарные нужды. Такое умение обретается уже в раннем детстве. Вот почему в детском саду большое внимание уделяется посильным формам самообслуживания. Дети охотно дежурят в уголке живой природы, моют листья цветов, вытирают пыль с подоконников.
      Есть свои дежурные по столовой. Обязанности их не сложные: принести посуду, разложить ложки, вилки, затем, после еды, убрать все это, занести в мойку. Дежурные надевают белые поварские колпаки, повязывают красивые фартуки, что особенно нравится детям. Многие не могут дождаться своей очереди.
      Примерно один раз в месяц в группах организуется коллективный ремонт игрушек, книг. Для этого детям нужно научиться работать с бумагой, клеем, ножницами, молотком, гвоздями.
      Летом воспитанники на садовом участке ухаживают за плодовыми деревьями, кустами, помогают выращивать цветы.
      Безусловно, не все дается просто. Дети, как известно, бывают разные. Андрей, например, запоминает и учится делать все быстро, хорошо. Игорь же осваивает это медленно, неохотно. У Лены характер настойчивый, твердый. Она упорно будет переделывать одно и то же пять-десять раз, но своего добьется обязательно. А Вита — наоборот. При первой же неудаче злится, капризничает, бросает начатое дело. Чтобы добиться успеха, воспитателям приходится все это учитывать в своей работе.
      Многие, кто знакомится с работой яслей-сада № 219 или просто бывает здесь в гостях, немало добрых слов говорят о коллективе воспитателей. Что ж, это вполне оправдано. Люди здесь работают знающие, творческие, влюбленные в свое дело. Мы познакомили вас сейчас лишь с тремя из них. Но это вовсе не значит, что остальные педагоги заслуживают меньшего внимания. Много интересного можно рассказать и о Римме Ивановне Кушнир, и о Миле Викторовне Хомич, и об Анне Александровне Неселовской. Сегодня они — опытные педагоги, умелые организаторы. В разное время пришли эти люди в ясли-сад неопытными, начинающими новичками. Вырасти в умелых работников, освоить секреты профессии им помог коллектив.
      Вот совсем свежий пример. По распределению Могилевского педагогического училища в детский сад приехала работать молодая воспитательница. Девушка старательная, аккуратная, однако в первые дни работа у нее почему-то не ладилась. Сказывалось, по-видимому, и отсутствие практики, и недостаточное знание детской психологии. Дети часто не слушали ее, занятия проходили пассивно, неинтересно. Молодая воспитательница тяжело переживала каждую свою неудачу и была близка к разочарованию.
      В этот критический момент на помощь ей при» шли опытные педагоги. Они побывали в группе, понаблюдали за действиями молодой воспитательницы, а затем по-дружески, тактично помогли ей разобраться в ее ошибках. Причем заметили не только плохое, неудачное, но и все то хорошее, что было на занятиях, в повседневной работе с детьми.
      Искренняя, своевременная поддержка опытных товарищей ободрила молодую воспитательницу. Она стала чувствовать себя более уверенно, свободно.
      Кстати, в этом дошкольном учреждении учебе воспитателей, дальнейшему углублению и совершенствованию их педагогических знаний и умений уделяется большое внимание. Для этого используются самые различные формы: открытые занятия, семинары, семинары-практикумы, педагогические советы и др.
      Давно замечено: можно молодому работнику несколько раз объяснить, как надо правильно организовать работу с детьми, можно познакомить его с самой новейшей методической литературой — и это не будет иметь такого воздействия, такой заметной пользы, как посещение занятий старейшего, опытного педагога, последующая беседа с ним. В 219-м много вдумчивых, способных воспитателей, которые охотно делятся секретами педагогического мастерства.
      Открытые занятия — хорошая школа не только для молодых, но и для опытных педагогов. Готовясь к таким занятиям, воспитатели обязательно стараются найти что-то новое, интересное, а все это в конечном счете углубляет знания, шлифует мастерство.
      А какую неоценимую пользу приносят занятия в педагогическом семинаре, который уже не один год работает в яслях-саду. На семинаре лучшие педагоги делятся опытом своей работы, воспитатель-методист рассказывает о новинках педагогической литературы, дает полезные консультации, советы, рекомендации.
      Своеобразным центром профессиональной учебы является методический кабинет. Здесь собрана богатая литература, многочисленные наглядные пособия, материалы из опыта лучших воспитателей — планы, конспекты, записи отдельных бесед и занятий. Работать в кабинете очень удобно, любой материал найти легко: все размещено по строгой системе, аккуратно разложено по отдельным папкам.
      О молодых педагогах в коллективе забота особая. Какие они разные! Одни с трудом привыкают к роли воспитателя, и многое им не удается из-за нерешительности, отсутствия самостоятельности. От первой неудачи они отчаиваются и готовы даже бросить работу. Другие, наоборот, слишком самоуверенны, неохотно присматриваются к тому, как работают старшие коллеги, скептически относятся к советам, не терпят критических замечаний. Но к тем и другим в коллективе относятся одинаково требовательно. Иначе у человека может сложиться мнение, что в педагогической работе все легко и просто.
      Здесь помнят слова А. С. Макаренко о том, что ни один воспитатель не имеет права действовать в одиночку, на свой собственный риск и свою собственную ответственность. Должен быть коллектив воспитателей. И потому каждый работник считает своей обязанностью содействовать сплочению такого коллектива, где бы Дарили чувства товарищества, взаимоуважения и взаимопомощи.
      Заканчивая рассказ о буднях яслей-сада № 219 Минского автомобильного завода, мы надеемся, что он помог вам, юные читатели, почувствовать атмосферу детского дошкольного учреждения, понять специфику его работы, главные принципы и основные требования к воспитателю.
     
      РОМАНТИКА ВОСПИТАНИЯ
     
      Решающую роль при выборе профессии порой играет не знание ее сущности, «секретов», тонкостей, а ее, так сказать, внешняя сторона. Видит, например, юноша в кинофильме веселых, стройных парней в красивой летной форме, любуется тем, как они умело, легко управляют современными, сложнейшими машинами, и восхищенно загорается: буду летчиком! Или, скажем, девушка часто бывает в театре, наблюдает, как восторженно, бурно принимает публика своих кумиров. И вот она решает стать артисткой и уже не представляет свою дальнейшую судьбу без театрального института, большой сцены, без яркого, манящего света юпитеров и опьяняющих аплодисментов.
      К сожалению, порой внешняя, праздничная сторона профессии скрывает ее будни, скрывает нелегкий упорный труд, успех в котором невозможен без определенных способностей, без самоотдачи, настойчивости.
      Нет, мы вовсе не собираемся, ребята, предостерегать вас от трудностей. Мы хотим заострить ваше внимание вот на чем. Выбирая в жизни дорогу, прежде чем сказать: «Хочу стать», подумайте: «Смогу ли я стать?»
      Знающие люди утверждают: неинтересных профессий нет. Есть неинтересные люди. Любая специальность, если она выбрана по душе и в соответствии со способностями, открывает человеку безграничные возможности для творчества и совершенствования, содержит много интересного и увлекательного, приносит в конечном счете подлинную радость и глубокое удовлетворение.
      «Все это так, — подумает иной выпускник, — все это правильно, но хочется чего-то неизведанного, необычного, хочется романтики. А какая романтика в работе воспитателя детского сада? Каждый день одно и то же...»
      Что ж, давайте разберемся в этом вопросе. Прежде всего, судя по высказываниям некоторых юношей и девушек, сущность романтики они понимают не совсем правильно, слишком суженно, поверхностно: дым костра, звездное небо, запах тайги, манящие дали...
      В «Словаре русского языка» под редакцией С. И. Ожегова находим: романтика — это «то, что содержит идеи и чувства, эмоционально возвышающие человека». Иными словами, человеку, одержимому романтикой, необходимо постоянно чувствовать, что работа, которую он выполняет, важна и полезна людям, ощущать ее высокий общественный престиж.
      А теперь обратимся к фактам. Важна ли, необходима ли сегодня работа воспитателя детского сада? Несомненно. Роль и значение этой профессии в жизни общества трудно переоценить, ибо от того, как будут воспитаны дети, зависит будущее нашей Родины. Впрочем, профессия воспитателя необходима не только для будущего, но и для настоящего. Благодаря детским садам и яслям миллионы советских женщин имеют возможность заниматься общественно полезным трудом, повышать свой культурный уровень, принимать активное участие в общественно-политической жизни страны.
      Велика роль детских дошкольных учреждений в охране и укреплении здоровья маленьких граждан. Государство позаботилось о том, чтобы создать для них все необходимые условия: светлые, уютные комнаты, рациональное питание, медицинское обслуживание. И наконец, дошкольные учреждения выполняют важную педагогическую функцию. В них ведется систематическая воспитательно-образовательная работа с детьми, направленная на их физическое, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое развитие и подготовку к школе. И может ли человек, который имеет к этому самое непосредственное отношение, не ощущать высокую общественную значимость своей профессии?
      Предоставим слово самим воспитателям.
      Александра Ивановна Третьякова, старейшая работница яслей-сада № 17 г. Солигорска, заслуженная учительница Белорусской ССР:
      — Более двадцати лет отдала я главному и любимому в своей жизни делу — воспитанию детей. И ни разу за все эти годы мне не пришлось усомниться в правильности своего выбора, не привелось пережить хоть малейшего разочарования. Наоборот, я постоянно испытываю чувство гордости за свою профессию, постоянно ощущаю, с каким искренним уважением относятся ко мне, к моей работе люди.
      Вместе с тем мне приходится иногда (чаще всего в разговорах с молодыми людьми) сталкиваться и с такой точкой зрения: работа ваша, конечно, важная, полезная и так далее, но очень уж она неинтересная и однообразная. Что можно ответить на это? Убеждена: так могут говорить только люди, которые или абсолютно незнакомы с нашей работой, или совершенно не любят детей. Потому что, на мой взгляд, нет в мире ничего более захватывающего, чем работа с детьми, которые жадно впитывают каждое твое слово, каждый твой взгляд и для которых ты на определенное время становишься и матерью, и учительницей, и добрым другом. Сколько эти неугомонные, вездесущие малыши наговорят тебе за день разных разностей, смешных и грустных, забавных и нелепых, сколько зададут всевозможных задач, выдумают всяческих ситуаций! О каком же однообразии здесь может идти речь? Нет, говорю это искренне и убежденно, если бы мне пришлось снова выбирать дорогу в жизни — я бы стала только воспитательницей.
      Людмила Гаро, студентка Минского педагогического института, будущая воспитательница:
      — Мир ребенка... Какой он сложный, таинственный. И как это не просто — наблюдать и направлять духовный рост будущего гражданина. Да, труд воспитателя нелегкий, но я выбрала эту профессию. Выбрала потому, что очень люблю детей, очень хочу, чтобы из каждого малыша вырос человек, о котором Горький сказал: «Человек. Это чудесно. Это звучит гордо!»
      Вы спрашиваете, есть ли в профессии воспитателя романтика. Конечно же. Романтика в каждом дне, в каждом слове, в каждой улыбке ребенка.
      Труд педагога, воспитателя в нашей стране имеет высокое общественное признание. Лучшим дошкольным работникам присваивается почетное звание заслуженного учителя, вручаются нагрудные значки «Отличник народного образования». За творческий труд, большие успехи в работе и теоретическое обобщение опыта их награждают медалью имени Н. К. Крупской.
      Более тысячи заведующих, воспитателей и других работников дошкольных учреждений Белоруссии награждены орденами и медалями, около пятидесяти носят звание заслуженного учителя БССР.
      Вот имена некоторых из них: 3. А. Язерская (ясли-сад № 228 г. Минска), Т. И. Костюкович (ясли-сад № 11 г. Витебска), П. И. Пшеничная (ясли-сад № 2 г. Баранович), Т. С. Воробьева (ясли-сад № 9 г. Лиды), Ф. А. Ворошнина (ясли-сад № 100 г. Гомеля), А. П. Корзун (детский сад № 14 г. Борисова).
      Доверие и уважение людей к дошкольным работникам проявляется также в том, что многие из них избираются народными депутатами. Заведующая яслями-садом № 1 г. п. Корма Гомельской области Н. С. Свиридова, например, является депутатом поселкового Совета, работница детского сада № 368 г. Минска А. С. Ануф-рик — депутатом Фрунзенского районного Совета столицы.
      Забота государства о дошкольных работниках проявляется и в том, что для их творческой и плодотворной работы созданы прекрасные условия. С каждым годом улучшается и совершенствуется материальная база дошкольных учреждений. Большинство из них размещены в типовых зданиях, где есть все необходимое: современное электрооборудование, удобная и красивая мебель, музыкальные инструменты, учебно-наглядные пособия, игрушки, Медицинское оборудование.
      Ясли-сад № 11 г. Новополоцка. Еще издали обращаешь внимание на красивое, современное здание. Приятное впечатление еще более усиливается, когда заходишь внутрь. Просторные, светлые комнаты, уютные, со вкусом оформленные залы. Много цветов, зелени. Все здесь отвечает самым высоким требованиям эстетики и педагогики.
      Ясли-сад посещают дети рабочих нефтеперерабатывающего завода. Воспитанники — веселые, озорные, любознательные — растут в атмосфере заботы и внимания.
      Руководит работой коллектива воспитателей опытный педагог, заслуженная учительница республики Е. Е. Богатырева. Она хорошо знает каждого педагога: его характер, творческий почерк. Доброта и мягкость не мешают ей быть требовательной и принципиальной. Поэтому и люди работают здесь с увлечением. Коллективу яслей-сада № 11 присвоено звание коллектива коммунистического труда, а за хорошую постановку воспитательно-образовательной работы его занесли в книгу Почета Министерства просвещения БССР.
      Таких дошкольных учреждений все больше становится не только в городе, но и в сельской местности. В колхозе «Новый быт» Минского района ясли-сад работает уже около десяти лет. Здесь воспитывается более ста детей механизаторов, полеводов, животноводов. В новом здании созданы прекрасные условия для игр, занятий и содержательного отдыха малышей.
      В яслях-саду сплоченный педагогический коллектив. С большой любовью к детям, к своей работе относятся Г. И. Тимофеева, Т. В. Титовец
      и другие воспитательницы. Умелым организатором, опытным педагогом зарекомендовала себя заведующая М. С. Шавкун, заслуженная учительница БССР, депутат Минского районного Совета народных депутатов. Положительный опыт трудового воспитания в этом дошкольном учреждении был представлен в павильоне «Народное образование» на Всесоюзной выставке достижений народного хозяйства и получил высокую оценку.
      Правление колхоза «Новый быт» оказывает коллективу воспитателей постоянную и действенную помощь. Все работники детского сада обеспечены квартирами, как и колхозники, пользуются льготами на получение путевок в санатории и дома отдыха, получают денежные премии.
     
      КТО МОЖЕТ БЫТЬ ВОСПИТАТЕЛЕМ
     
      Быть может, ребята, вам приходилось слышать такие рассуждения: дескать, педагогика — это наука не серьезная, больших способностей она не требует и в ней может найти себе место всякий, кто пожелает или кто не смог пробить себе дорогу к другим профессиям.
      Скажем прямо: мнение это не только давно устаревшее, но и глубоко ошибочное. Прошли те времена, когда педагогом, воспитателем мог работать человек без особых способностей, без призвания, когда все его профессиональные функции заключались лишь в том, чтобы держать детей в послушании.
      За годы Советской власти у нас в стране не только образовалась широкая сеть детских дошкольных учреждений, но и неизмеримо возросли задачи дошкольного воспитания. Современная «Программа воспитания в детском саду» предусматривает всестороннее развитие ребенка, его физическое, умственное, нравственное и эстетическое воспитание в соответствии с возрастными и индивидуальными психофизиологическими особенностями,
      Воспитание, подчеркивается в программе, осуществляется в активной деятельности — в играх, посильном труде, в разнообразных занятиях, в процессе ознакомления детей с доступными их пониманию событиями и явлениями общественной жизни нашей страны, с родной природой.
      Заботясь о здоровье и всестороннем развитии детей, удовлетворяя их потребности в новых впечатлениях, в интересной, содержательной деятельности, поддерживая у них бодрое, жизнерадостное настроение, в детском саду стремятся сделать счастливым детство каждого ребенка.
      Важные, ответственные задачи, естественно, предъявляют высокие требования к воспитателю, который является организатором и руководителем педагогического процесса в дошкольном учреждении. И эти требования год от года становятся все более сложными.
      Нет, далеко не каждый, кто пожелает, сможет работать в современном детском саду, далеко не каждому общество доверит столь почетную и ответственную миссию, как воспитание детей.
      Кто же все-таки может быть воспитателем?
      Какими чертами характера, личностными качествами ему необходимо обладать?
      Прежде всего, человек, который решил посвятить себя этой профессии, должен любить детей. Именно это должно определять выбор, именно на этом надо проверять себя. Если у вас есть желание и нравится «возиться» с младшими братьями и сестричками, с ребятишками во дворе, если вы не устаете отвечать на их бесчисленные вопросы, проявляете искренний интерес к их играм, к их радостям и печалям, если, наконец, сами дети тянутся к вам, отвечают вам взаимностью, — можете не сомневаться: у вас есть предрасположенность к профессии воспитателя.
      Без любви к детям воспитатель немыслим. На этом единодушно сходились все великие люди разных времен. «Детей должны воспитывать люди, — говорил А. АЛ. Горький, — которые по природе своей тяготеют к этому делу, требующему великой любви к ребятишкам».
      Эту же мысль неоднократно высказывал и выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский. По его словам, научиться любить детей нельзя ни в каком учебном заведении, ни по каким книгам. Это удивительное чувство возникает и развивается только в процессе общения с малышами.
      Настоящая любовь к детям проявляет у воспитателя такие высокие качества души, как самоотверженность, готовность к полной самоотдаче, а в исключительных случаях — и к самопожертвованию.
      В связи с этим хочется рассказать о подвиге замечательного польского педагога Януша Кор-чака. Во время второй мировой войны он был воспитателем сиротского дома в варшавском гетто. Гитлеровские палачи обрекли несчастных детей на мученическую смерть в печи крематория. Когда Янушу Корчаку предложили выбрать либо жизнь без детей, либо смерть вместе с детьми, он без колебания выбрал последнее. Сила любви к детям у этого подлинного педагога была так велика, что ее не смог преодолеть даже ужас смерти. Жизнь и подвиг Яну-ша Корчака являются огромнейшим нравственным уроком: чтобы стать настоящим воспитателем, надо отдать детям свое сердце полностью.
      Однако и этого мало. Человечность педагога, глубокая любовь к детям должны сочетаться с мудрой строгостью и требовательностью. Эти качества можно выработать в себе только с помощью специальных педагогических знаний. Воспитателю чрезвычайно необходима и важна хорошая теоретическая подготовка, умение применять знания на практике. Без этого невозможно работать в современном дошкольном учреждении, где вся программа воспитания и обучения построена на строго научной основе, рассчитана на глубокое знание педагогики и психологии ребенка.
      Дети постигают не только то, чему их учат. Они развиваются и под влиянием человеческой личности, которую К. Д. Ушинский сравнивал с плодотворным лучом солнца. Подробно рассматривая этот вопрос, он писал: «...влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебником, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений». Возвращаясь к этой мысли в другой своей работе, великий русский педагог высказывается еще более определенно: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя... Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер».
      Требования советского общества к личности педагога нашли отражение в работах многих общественно-политических деятелей и педагогов — А. В. Луначарского, М. И. Калинина, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко и др. Решение задач коммунистического воспитания подрастающего поколения, по их мнению, возможно лишь в том случае, если воспитатель сам глубоко понимает стоящие перед обществом и народным образованием задачи, если он вооружен марксистско-ленинской теорией.
      Идейные убеждения всегда были и остаются основой человеческой личности. Это будущий воспитатель должен знать особенно хорошо, ибо его глазами на окружающий мир будут смотреть дети. Именно в детстве, по мнению В. А. Сухом-линского, начинается длительный процесс познания — познания умом и сердцем — тех нравственных ценностей, которые - лежат в основе коммунистической морали: безграничной любви к Родине, готовности отдать жизнь за ее счастье, величие и могущество, непримиримости к врагам Отечества.
      Личность воспитателя невозможно также представить себе без эрудированности. Чтобы каждодневно отвечать на уйму детских вопросов, требуется широкая осведомленность в различных областях науки, культуры, искусства, этики. Вряд ли стоит объяснять, что приобрести такие знания за год-два — невозможно. Это дело всей жизни. Вот почему хочется посоветовать тем, кто выбрал профессию педагога, использовать все возможности для пополнения своих знаний, не терять зря ни одного дня, ни одного часа.
      Все интересные факты, которые вы встречаете в книгах, журналах, слышите по радио, телевидению, записывайте в отдельные тетрадки, блокноты, запоминайте. Потом, в вашей будущей работе, это очень и очень пригодится.
      Широкие познания, идейная убежденность воспитателя должны органически сочетаться с высокой нравственностью и внутренней культурой. Ведь дети постигают и усваивают не только то, что им говорят. Воспитатель для них — пример, образец. От их внимания не ускользает ни одна деталь в поведении взрослого: тон разговора, настроение, жесты, манера выражаться, одеваться и т. д.
      Тому, кто собирается стать воспитателем, желательно уже сейчас составить себе программу самовоспитания, ибо характер, как известно, формируется и шлифуется на протяжении многих лет.
      Таким образом, мы рассмотрели четыре главных, непременных требования, предъявляемых к воспитателю дошкольного учреждения: любовь к детям, идейно-политическая зрелость, знание педагогики и психологии и определенные личностные качества. Из этих четырех основных требований логически вытекают другие, может быть, на первый взгляд менее значительные, но ни в коем случае не второстепенные.
      Так, воспитатель должен понимать мир детства. «Я твердо убежден,- — говорил В. А. Сухомлинский, — что есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем, и среди этих качеств на первом месте — умение проникнуть в духовный мир ребенка. Только тот станет настоящим учителем, кто никогда не забывает, что он сам был ребенком». Детство В. А. Сухомлинский сравнивал со сказочным дворцом. И коль уж вы решили вступить в него, то постарайтесь, чтобы дети не смотрели на вас как на сторожа, охраняющего этот дворец, сторожа, которому безразлично, что происходит внутри него.
      Понимать мир детства — это значит уважать ребенка, понимать его не только умом, но и сердцем, замечая каждый оттенок настроения, чувствуя тончайшее движение души. Только в таком случае воспитателю его труд может принести настоящее удовлетворение, а ребенку — радость и счастье.
      Конечно, понимать и уважать сложный, своеобразный духовный мир детства не так просто. Для этого воспитателю необходимо обладать одним непременным качеством — быть тонким и чутким психологом. Что под этим подразумевается? Прежде всего способность воспитателя по каким-то незначительным, малозаметным явлениям и признакам увидеть и понять состояние детской души, настроение коллектива.
      «Нужно уметь читать на человеческом лице, на лице ребенка», — говорил А. С. Макаренко. Эти проникновенные слова великого педагога должны стать для каждого воспитателя непреложной заповедью на всю жизнь.
      Работа в детском саду требует также определенных организаторских способностей. В самом деле, трудно себе представить воспитателя, который не может организовать с ребятами живую, интересную игру, четко, продуманно построить занятие, провести увлекательную экскурсию.
      Организаторские способности педагога заключаются в применении различных методов и форм организации деятельности детей. Мастерство опытного воспитателя проявляется в том, что он умеет в определенной ситуации выбрать единственно возможный и правильный метод для решения поставленной задачи и получения наибольшего воспитательного эффекта.
      Весь процесс воспитания и обучения осуществляется через общение воспитателя с воспитанниками. Вот почему столь важной и необходимой чертой его личности является общительность.
      Это качество высоко ценил А. С. Макаренко. Умение найти общий язык с детьми он считал нелегким моментом в работе любого педагога, а молодого — в особенности. Однако, если есть главное — любовь к детям и если эта любовь будит желание и стремление постигать и совершенствовать педагогическое мастерство, придет и умение общения.
      В свою очередь, постоянное общение с детьми предполагает такое обязательное качество, как педагогический такт. В его основе лежат гражданские чувства педагога, любовь к правде и справедливости, вера в человека.
      Педагогический такт воспитателя заключается в том, чтобы выбрать верный тон в общении с детьми в самых разнообразных ситуациях, найти правильный подход к каждому воспитаннику. Чрезвычайно важно соблюдать меру в требованиях. Ведь в одном случае бывает достаточно мягкого, доброжелательного обращения к ребенку, в другом — на помощь приходит веселая шутка или легкая ирония, а в третьем не обойтись без настойчивой требовательности и строгости, Что и когда лучше выбрать, может подсказать только педагогический такт.
      И все-таки дети есть дети. Они, как известно, хотят иногда и покапризничать, и пошалить, а то чего доброго и поупрямиться, показать характер.
      Поэтому терпение, выдержка и самообладание — повседневная норма в работе воспитателя.
      Талантливый русский педагог, крупнейший общественный деятель по дошкольному воспитанию Е. И. Тихеева в свое время писала: «Детская садовница, прежде всего, сама должна быть образцом порядочности, исполнительности, вежливости, терпения, кротости и любви, короче — образцом всего того, что она считает нужным воспитывать и развивать в детях. Особенно жо следует отметить и подчеркнуть значение и силу кротости, терпения и любви. Кто этой силой не владеет, тому нет места в детском саду. Ничто так не принижает, не сушит, не коверкает душу ребенка, как злоба, несправедливость, раздражение».
      Весьма желательно также, чтобы воспитатель всегда был добрым, жизнерадостным, обладал чувством юмора. Эти качества облегчают общение с детьми, помогают поддерживать в коллективе благоприятную моральную атмосферу.
      И наконец, последнее требование, о котором мы хотели бы сказать отдельно. Воспитатель детского сада должен владеть навыками в различных видах деятельности — уметь рисовать, лепить, петь, танцевать и т. д. «Зачем?» — может удивиться кто-то из вас. Удивление ваше рассеется, если вы понаблюдаете за воспитателем хотя бы в течение одного рабочего дня. Чего только ему не приходится делать в течение этого дня! Утро начинается с гимнастики. Четкие, пластичные движения воспитателя. Малыши изо всех сил стараются делать так же. После завтрака — занятие по рисованию. Первым берется за кисть воспитатель, дети внимательно следят за движениями его руки. В перерыве между занятиями, чтобы снять усталость, дать ребятам эмоциональную зарядку, воспитатель затевает подвижную игру, хоровод.
      Итак, работнику современного дошкольного учреждения нужно знать и уметь многое. Но пусть вас не пугает обилие перечисленных требований. Воспитателем может быть каждый, кто любит детей. Это самое важное и самое главное, ибо оно дается человеку от рождения, от природы. Всему остальному можно научиться. Было бы, как говорят, желание.
     
      ДОМ, ГДЕ СБЫВАЮТСЯ МЕЧТЫ
     
      Вы решили стать воспитателем детского сада. Где и как можно получить эту профессию? Об этом мы сейчас и расскажем. Специалистов для детских дошкольных учреждений республики готовят Минский педагогический институт имени А. М. Горького и пять педагогических училищ — Минское, Могилев-ское, Полоцкое, Гродненское и Пинское. Обучение ведется на дневных и заочных отделениях.
      Ежегодно на дневное отделение в Минский пединститут принимают 50 человек, в педучилища — до 800. Заочные отделения есть только в Минском пединституте и Могилевском педагогическом училище.
      Кстати, об одном нововведении. С 1976 г. Минский пединститут на дошкольное отделение принимает выпускников педагогических училищ в группы, срок обучения в которых сокращен до трех лет.
      Подготовка воспитателей для детских дошкольных учреждений в педучилищах осуществляется по двум специальностям: дошкольное воспитание и воспитание в детских дошкольных учреждениях. Новая специальность «воспитание в детских дошкольных учреждениях» введена в Могилевском и Минском педучилищах с 1974 г. К концу десятой пятилетки предусматривается во всех пяти училищах ввести подготовку кадров по новой специальности, а выпускникам вручать дипломы широкого профиля, дающие право работать и в дошкольных, и в ясельных группах.
      А теперь давайте познакомимся с одним из учебных заведений республики.
      Могилевское педагогическое училище имени К. Д. Ушинского. Одно из старейших средних специальных заведений Белоруссии. Недавно ему исполнилось 115 лет. Дореволюционный период — самый трудный и мрачный период в истории училища. Оно влачило жалкое существование: не было ни приспособленных помещений, ни достаточных для обучения средств. За все пятьдесят пять дореволюционных лет было подготовлено всего лишь полторы тысячи учительниц для церковноприходских школ. Сравните: в 1976 г. училище выпустило более 630 молодых специалистов.
      В настоящее время Могилевское педагогическое училище размещено в современном четырехэтажном здании. К услугам учащихся — просторные, прекрасно оборудованные аудитории, музыкальные классы, учебные кабинеты, богатая библиотека, уютный читальный зал. На занятиях используются новейшие технические средства.
      Обучение по большинству предметов ведется по самой прогрессивной, кабинетной системе.
      Здесь работают опытные, квалифицированные преподаватели, которые делают все для того, чтобы их воспитанники получали прочные, глубокие знания, были хорошими специалистами своего дела. Не случайно органы народного образования с большой охотой берут на работу выпускников этого учебного заведения.
      Успешно овладевать секретами профессии учащимся помогает насыщенная и разнообразная внеклассная работа. В училище работает около десяти различных предметных кружков. Те, кто пробует свои силы в поэзии или прозе, занимаются в литературном кружке. Юные изобретатели и рационализаторы с удовольствием посещают кружок автоматики и телемеханики. Не оставлены без внимания также любители математики, химии и других предметов.
      Но, безусловно, самый популярный здесь — это кружок педагогики. Им руководит одна из опытных педагогов училища Д. Е. Хомельянская. Члены кружка углубляют знания, полученные на занятиях, изучают теорию развития общественного дошкольного образования в странах социализма, выпускают устный педагогический журнал, бюллетень «Говорят дети».
      С большим интересом посещают учащиеся занятия в мастерских училища, где самостоятельно готовят различные пособия, дидактические игры, оригинальные игрушки-самоделки.
      Не один год в училище работает Клуб интернациональной дружбы. Члены клуба установили связи со своими сверстниками из Болгарии, Польши, Германской Демократической Республики и других социалистических стран. В письмах юноши и девушки рассказывают друг другу о де-
      лах своего коллектива, родного города, страны, посылают книги и альбомы.
      Многие желающие занимаются в университете культуры. Для слушателей университета организуются лекции по литературе и искусству, концерты с участием известных мастеров сцены, культпоходы.
      На занятиях часто разгораются диспуты, на которых ребята могут высказать свою точку зрения по любой волнующей их проблеме, поспорить друг с другом, сообща найти истину.
      В училище немало делается для развития художественной самодеятельности. Здесь работают два хоровых кружка (которые, кстати, не раз получали дипломы на областных смотрах), духовой и эстрадный оркестры, танцевальный ансамбль. Всего в художественной самодеятельности участвует более 500 юношей и девушек.
      Большое внимание уделяется развитию технического и художественного творчества учащихся. Многие работы, выполненные воспитанниками училища из природных материалов — глины, соломы, корней, — неоднократно экспонировались на республиканских выставках и отмечались дипломами.
      Славится училище своими спортивными достижениями. И это неудивительно. Здесь работают различные секции — футбольная, волейбольная, легкой атлетики, шахматная и многие другие.
      Безусловно, занятия спортом, художественной самодеятельностью, различными видами творчества не являются здесь самоцелью. Они подчинены главной задаче, которая стоит перед училищем: давать учащимся прочные, разносторонние знания, воспитывать их нравственно богатыми, физически закаленными.
      И задача эта решается неплохо. Вот факты, которые убедительно это подтверждают. За успехи в подготовке педагогических кадров Мр-гилевское педучилище в 1968 г. награждено почетным Красным знаменем ЦК КПБ, Президиума Верховного Совета БССР, Совета Министров БССР и Белсовпрофа, а в 1972 г. — Почетной грамотой Верховного Совета Белорусской ССР.
      Учебное заведение, с которым мы только что познакомили вас, ребята, не является особым, исключительным. Каждое из пяти училищ по-своему примечательное, имеет свою историю, свои достижения. И любое из них — какое бы вы ни выбрали — станет для вас родным домом. Домом, где воплотится в реальность ваша заветная мечта.
     
      РОСТКИ КОММУНИЗМА
     
      В статье «Великий почин» В. И. Ленин назвал ясли и детские сады «ростками коммунизма», которые на деле способны освободить женщину для активного участия в строительстве государства и новой жизни, на деле способны уничтожить ее неравенство с мужчиной в общественном производстве и общественной жизни. Выполняя ленинские заветы, Коммунистическая партия, Советское правительство, весь наш народ не жалеют сил и средств на строительство дошкольных учреждений, на охрану здоровья и всестороннее воспитание детей.
      Цели и задачи общественного дошкольного воспитания были определены уже в 1919 г. в Программе РКП(б), утвержденной на VIII съезде партии. В Программе указывалось, что общественное дошкольное воспитание — одна из основ школьного просветительного дела и что развитие сети дошкольных учреждений имеет важное значение для коммунистического воспитания подрастающего поколения и раскрепощения женщины.
      По мере строительства в нашей стране социализма, развитого социалистического общества цели и задачи эти, естественно, видоизменяются и углубляются. Так, в Основах законодательства о народном образовании в СССР, которые приняты в 1973 г., отмечается: «Детские дошкольные учреждения в тесном сотрудничестве с семьей осуществляют всестороннее гармоническое развитие и воспитание детей, охраняют и укрепляют их здоровье, прививают им элементарные практические навыки и любовь к труду, заботятся об их эстетическом воспитании, подготавливают детей к обучению в школе, воспитывают их в духе уважения к старшим, любви к социалистической Родине и родному краю».
      Поставленные перед детскими дошкольными учреждениями задачи успешно выполняются. Залогом этих успехов является постоянная забота партии и правительства о дальнейшем совершенствовании системы и содержания общественного дошкольного воспитания.
      За годы девятой пятилетки только в Белоруссии были приняты важнейшие постановления Совета Министров БССР: «О развитии сети детских дошкольных учреждений» (апрель 1972 г.), «О мерах по дальнейшему развитию сети детских дошкольных учреждений в колхозах» (май 1973 г.), в сентябре 1975 г. — постановление, которое определило четкие и конкретные меры по более полному обеспечению населения республики детскими садами и яслями.
      Эти документы не только явились боевой программой для работников органов народного образования, но и послужили основой для достижения новых успехов. За 1971 — 1976 гг. в сельской местности построено 451 детское дошкольное учреждение, а численность детей в них возросла более чем на 21 тысячу человек. Большие изменения произошли в количественном и качественном составе педагогических кадров. Сегодня почти 90 процентов заведующих и воспитателей детских садов республики имеют высшее и среднее педагогическое образование.
      Благодаря действенным мерам, которые предпринимают партия и государство, в нашей стране непрерывно расширяется сеть дошкольных учреждений, укрепляется их материальная база, совершенствуется воспитательно-образовательная работа. В результате в Советском Союзе создана такая система общественного воспитания, которая по широте охвата детей дошкольного возраста, по своему материальному обеспечению, по уровню проводимой работы стоит на первом месте в мире.
      Отличительной особенностью и большим преимуществом советской системы дошкольного воспитания является то, что она строится на научных основах: на основе марксистско-ленинской теории, прогрессивных принципов и методов, разработанных в советской педагогике и психологии.
      У современных работников дошкольных учреждений — обширная программа деятельности, захватывающие перспективы. С каждым годом детские дошкольные учреждения будут занимать все более прочное, все более заметное место в системе воспитания подрастающего поколения.
      В соответствии с решениями XXV съезда КПСС в нашей стране в десятой пятилетке значительно увеличатся ассигнования на воспитание и обучение детей, на строительство дошкольных учреждений. В Белоруссии, например, будет построено детских садов, яслей-садов более чем на 100 тысяч мест.
      Разветвленная сеть детских дошкольных учреждений, прогрессивная система воспитания, высококвалифицированные педагогические кадры — все это будет способствовать тому, что юные граждане нашей страны будут воспитываться всесторонне развитыми, хорошо подготовленными к обучению в школе.
      «Все лучшее, что у нас есть, — детям!» — завещал Владимир Ильич Ленин. И этот ленинский завет в нашей стране неукоснительно выполняется. Его конкретному воплощению в жизнь и посвящена нелегкая, ответственная и благородная профессия воспитателя детского сада.


        _________________

        Распознавание текста — БК-МТГК.

 

 

От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.