На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Настрои Сытина Радиоспектакли Детская библиотека

Время и календарь. Хренов, Голуб. — 1989 г.

Леонид Сергеевич Хренов
Иосиф Яковлевич Голуб

Время и календарь

*** 1989 ***


DjVu

 


  HAШA PEKЛAMA:
  500 советских радиоспектаклей в MP3 на 9-ти DVD или на карте 64GB  

BAШA ПОМОЩЬ ПРОЕКТУ:  
РАБОТАЕМ БЛАГОДАРЯ ВАМ  

      ОГЛАВЛЕНИЕ
     
      Предисловие 3
      Введение 5
     
      Глава 1. Некоторые сведения из астрономии 9
      § 1. Вращение Земли вокруг своей оси и движение ее вокруг Солнца. Смена времен года 9
      § 2. Движение Луны вокруг Земли 13
      § 3. Фазы Луны 11
     
      Глава 2. Сутки, часы, минуты, секунды 16
      § 4. Тропический год 16
      § 5. Звездные сутки и звездное время 17
      § 6. Истинное солнечное и среднее солнечное (гражданское) время. Уравнение времени 17
      § 7. Местное и всемирное время Ю
      § 8. Поясное время. Декретное время 21
      § 9. Линия перемены дат 26
      § 10. Измерение времени в древности 27
      § 11. Механические часы 38
      § 12. Кварцевые и атомные часы 30
      § 13. Международная служба времени 55
      § 14. Служба времени СССР 56
     
      Глава 3. Сутки, недели, месяцы, годы 59
      § 15. Несколько слов о происхождении календаря 59
      § 16. Три типа календарей 61
      § 17. Юлианский календарь 65
      § 18. Григорианский календарь 60
      § 19. Календарь Французской революции. Календари некоторых стран 75
      § 20. История русского календаря 83
      § 21. Проекты нового календаря 93
     
      Глава 4. Постоянные календари
      § 22. Понятие о постоянных календарях
      § 23. Календарная формула И. Я. Голуба для дат пашей эры 102
      § 24. Исследование некоторых календарных формул 109
      § 25. Постоянные календари. Табель-календарь И. Я. Голуба 113
      Приложения 113
      Список литературы 123

     
     
Фpaгмeнт

      § 15. Несколько слов о происхождении календаря
      Многовековая история человеческой культуры неразрывно связана с календарем, потребность в котором возникла в глубокой древности, когда человек не имел еще и письменности.
      Календарь, отвечающий на вопросы «Какое сегодня число», «Какой день недели», «Когда произошло то или иное событие», «Сколько прошло суток, месяцев и лет», позволяет регулировать и планировать жизнь и хозяйственную деятельность, что особенно необходимо людям, занимающимся земледелием. Однако разработкой календаря занимались и служители религии, поэтому в ряде стран до сих нор применяется чисто лунный календарь, в котором месяцы блуждают по всем сезонам года (мусульманский календарь).
      В наше время нет человека, который бы не пользовался календарем — непрерывной системой счисления больших промежутков времени, основанной на периодичности явлений природы, особенно отчетливо проявляющейся в движениях небесных светил. Латинское слово «календариум» означает «долговая книга». В Древнем Риме должники платили причитающиеся с них проценты первого числа.
      В 1986 г. болгарский археолог Ст. Хаджиев обнаружил при раскопках вблизи г. Кюстендил изделие из керамики возрастом 7000 лет с нанесенными па нем линиями и знаками, являющееся, по его определению, календарем, в котором год делился на 12 месяцев и состоял из ЗСО дней. Болгарин Кпычев собрал коллекцию, содержащую более 2000 образцов различных календарей, изданных в странах всех континентов.
      Родоначальником современных настенных, настольных и карманных календарей является календарь, изданный в Чехословакии в 1485 г. Уже в то время календари позволяли не только вести счет времени, но содержали советы крестьянам и горожанам для подготовки к различным сезонам года.
      каждого месяца, которое объявлялось глашатаями и называлось «календы». Зарождение календаря можно с полным правом отнести к древнейшим завоеваниям человеческого разума, т. е. к таким же категориям, как письменность и счет.
      Этнографические источники подтвердили, что в разное время у разных народов появлялись различные календари, но одинаковые формы хозяйственной жизни приводили к образованию сходных календарных систем как одной из форм идеологической надстройки над материальным базисом общества.
      Так, много тысячелетий назад при зарождении человеческой культуры постепенно появлялись первые весьма примитивные календари. Восход и заход Солнца дали людям первую и основную меру времени — день, а затем и сутки. День и ночь, свет и тьма казались прежде совершенно противоположными, как добро и зло, а поэтому вначале дни и ночи считали в отдельности. Когда люди не умели писать, они отмечали счет дней при помощи условных зарубок па палке или узелками, завязываемыми па специальных для этого шнурах.
      Первоначально счет дней и ночей ограничивали пятью первыми числами — по количеству пальцев на одной руке. Так зародилась пятидневная, или «малая.», неделя, а позднее — по числу пальцев на обеих руках — возникла десятидневная «большая» неделя.
      Еще в самый начальный период развития человеческого общества его трудовая деятельность была связана с беспрерывно чередующимися сменами дня и ночи — сутками, являющимися первой установленной человеком мерой времени. Позднее древние вавилоняне обратили внимание на периодическую смену фаз Луны, которую легче заметить, чем медленное и постепенное изменение положения Солнца над горизонтом в течение года. Так была установлена вторая после суток мера времени — месяц. Научившись следить за фазами Луны, люди вначале не знали, что такое год, и для счета времени пользовались лишь месяцами. Впоследствии, с переходом от кочевого образа жизни к оседлому, с развитием земледелия, перешли на счет времени годами — третьей меры времени. Отсюда и начинаются зачатки календарных представлений, напоминающих современные.
      В задачу творцов календаря входят выбор и определение основных промежутков времени, продолжительность и согласование их между собой. Очевидно, не так важно определить длину самих суток, как точно определить, сколько суток содержится в месяце и в годе, т. е. выразить длину месяца и года в сутках и длину года в месяцах.
      Из-за несоизмеримости трех основных календарных периодов — суток, месяца и года — невозможно построить календарь, идеально согласованный с видимым движением Солнца и Лупы, по можно подобрать такое сочетание этих периодов, при котором календарный счет времени будет непрерывным, независимым от наблюдений и достаточно близким к истинному.
     
      § 16. Три типа календарей
      В результате попыток согласования суток, месяца и года возникли три системы календарей: лунные, в которых хотели согласовать календарный месяц с фазами Луны; солнечные, в которых стремились согласовать продолжительность года с периодичностью процессов, происходящих в природе; лунносолнечные, в которых хотели согласовать и то и другое.
     
      1. Лунный календарь. Самая древняя система счета времени — лунный календарь, появившийся за несколько тысячелетий до нашей эры; в его основе лежал промежуток времени между двумя последовательными одинаковыми фазами Луны — синодический месяц. Однако по своей продолжительности синодический месяц непостоянен, главным образом — из-за эллиптичности (в первом приближении) орбиты Луны и смещения лунных узлов — точек, лежащих на прямой, по которой плоскость лунной орбиты пересекается с плоскостью эклиптики. Постепенно было установлено, что в лунном месяце 29,5 суток, а чтобы в течение года начало каждого месяца такого календаря точнее совпадало с новолунием, его нечетные (называемые пустыми) месяцы года должны содержать 29, а четные (полные) — 30 суток. Таким образом, лунный год содержит 354 суток, т. е. он на 11,25 суток короче продолжительности солнечного года.
      Синодический месяц имел важное значение в календарях древних народов — вавилонян, китайцев, евреев, индийцев и других.
      Лунный календарь особенно большое распространение получил в странах Ближнего и Среднего Востока (Афганистане, Пакистане, Иране, Турции и других мусульманских странах, где за начало летосчисления принято 16 июля 622 г. н. э. по старому стилю).
      Основным недостатком лунного календаря является трудность согласования его с временами года, продолжительность которых обусловливается длиною тропического года, которая равна 365 суткам 5 часам 48 минутам 46,1 секунды, и это значение не делится без остатка на продолжительность синодического месяца. В некоторых странах для приведения лунного календаря в соответствие с временами года в него вводили дополнительные поправки, что значительно усложняло пользование таким календарем.
      С фазами Луны связано и происхождение семидневной недели, являющейся промежуточной между месяцем и сутками единицей для измерения времени и примерно соответствующей четверти лунного синодического — месяца.
      Люди заметили, что каждая фаза Луны длится примерно семь суток, и поэтому они лунный месяц разделили на четыре недели, продолжительностью каждая в семь дней. С развитием астрологии дням недели, которая начиналась в те времена с субботы, были даны названия семи небесных «блуждающих» светил: так, субботу они назвали днем Сатурна, понедельник — днем Луны, вторник — днем Марса, среду — днем Меркурия, четверг — днем Юпитера, пятницу — днем Венеры и воскресенье — днем Солнца. Большинство таких названий дней недели сохранилось и до нашего времени в ряде языков европейских стран (французском, итальянском, английском, немецком, скандинавских и др.).
      У многих славянских народов название дней недели связано с их порядковыми номерами и некоторыми религиозными обычаями. Так, например, воскресный день раньше называли неделей — день, в который не работали1). За неделей шел понедельник — первый день после недели, вторник — второй день, среда — средний день, четверг — четвертый, пятница — пятый, а название субботы происходит от древнееврейского слова «шаббот», что означает «отдых», «покой». Эти названия пришли в русский, белорусский, украинский и другие славянские языки из Болгарии (табл. 1).
     
      2. Солнечный календарь. Научившись следить за фазами Луны, люди вначале не имели понятия о более продолжительных циклах в природе, «не доросли» до понятия «год» и для счета времени пользовались лишь месяцами. Впоследствии, с переходом от кочевого образа жизни к оседлому, с развитием земледелия появилась необходимость определять сроки посева и жатвы, которые связаны не с лунным месяцем, а со сменой времен года. Потребность предвидеть наступление времен года — зимы, весны, лета и осени — привела к появлению более крупной, чем лунный месяц, единицы измерения времени — года, с продолжительностью сначала в 360, а затем в 365 дней. Это великое открытие египтян привело к одному из первых солнечных календарей, созданному в четвертом тысячелетии до н. э. и являющемуся прообразом многих солнечных календарей. Год в древнеегипетском солнечном календаре состоял из 365 суток, т. е. он был короче действительного на 0,2422 суток. Началом года в таком календаре считался день первого в данном году предутреннего (гелиакического) восхода звезды Сириус, с которым в то время было связано наступление летнего солнцестояния, а многолетние наблюдения восхода этой звезды позволили установить, что он тогда приходился на несколько дней раньше начала разлива Нила.
      В этом весьма удобном солнечном календаре год делился на 12 месяцев (табл. 2) по 30 суток в каждом. В конце каждого года к нему прибавлялось пять дополнительных суток, а каждый месяц состоял из трех больших по 10 или шести малых недель по 5 дней в каждой и называвшихся соответственно декадами и пентадами. Год делился на три сезона по четыре месяца в каждом. Так как год этого календаря короче тропического года примерно на 0,2422 средних солнечных суток, за 1460 лет разница достигала одного года.
     
      3. Лунно-солнечный календарь. Другим календарем, связанным с явлениями природы, является лунно-солнечный календарь. Он появился очень рано в Древнем Китае, а в начале первого тысячелетия до н. э. — в Древной Греции. Строение лунно-солнечного календаря довольно сложно; в его основе лежит тропический год, равный 365,24220 суток, и синодический месяц, принятый равным 29,53059 суток, т. е. в календаре согласовывается движение Луны с годичным движением Солнца. В таком календаре год состоит из 12 лунных месяцев по 29 и 30 дней в каждом, а для учета движения Солнца периодически вводятся «високосные годы», содержащие добавочный 13-й месяц, и вводится он так, чтобы начало каждого календарного года по возможности совпадало бы, например, с равноденствием. В этом календаре простые, 12-месячные годы имеют по 353, 354 и 355 дней, а високосные — по 383, 384 и 385 дней, что приводит к почти точному совпадению 1-го числа каждого месяца с новолунием, а средняя на протяжении цикла (сумма некоторых чисел целых лунных месяцев) продолжительность календарного года довольно близка к продолжительности тропического года.
      Такой календарь нашел применение в Вавилоче, Иудее, Древнем Риме, а теперь используется в государстве Израиль и в христианском церковном календаре при вычислении пасхи и связанных с нею подвижных религиозных праздников (пасхалий).


      KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ

 

 

ТРУДИМСЯ ДЛЯ ВАС, НЕ ПОКЛАДАЯ РУК!
ПОМОЖИТЕ ПРОЕКТУ МАЛОЙ ДЕНЕЖКОЙ >>>>

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Настрои Сытина Радиоспектакли Детская библиотека

 




Борис Карлов 2001—3001 гг. = БК-МТГК = karlov@bk.ru