НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Библиотечка «За страницами учебника»

Всегда всем весело (турнир смекалистых). — 1965 г.

«Для умелых рук»

Московская областная
станция юных техников

Э. Ю. Ляхова

Всегда всем весело

В помощь организаторам «Турнира смекалистых»

*** 1965 ***


DjVu


 

PEKЛAMA

Услада для слуха, пища для ума, радость для души. Надёжный запас в офф-лайне, который не помешает. Заказать 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD. Ознакомьтесь подробнее >>>>


      Центральный Совет Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина призвал всех юных пионеров страны включиться в Ленинский смотр пионерских дружин. Одним из разделов этого смотра является «Турнир смекалистых». Его девиз — «Без знаний нет коммунизма». Символ турнира — макет космической ракеты (см. рисунок на обложке).
      Пионерский смотр зовет к тому, чтобы каждый пионер добросовестно относился к учебе, чтобы в отрядах не было неуспевающих. Этому помогут занятия в предметных и технических кружках, конкурсы смекалки, дружинные «КВН» — клубы веселых и находчивых, математические, физические, химические, технические олимпиады, читательские конференции, диспуты.
      12 апреля — в День космонавтики — участники турнира устраивают парады смекалистых, открывают выставки, готовят витрины о достижениях советской науки и техники, проводят встречи с учеными и инженерами.
     
     
      КОНКУРСЫ СМЕКАЛКИ
      Составной частью турнира в дружине и отрядах могут быть конкурсы смекалки. Их давно уже проводят дружины во многих московских, ленинградских, новосибирских, калининградских и других школах. Это продолжительная игра, которая ставит перед пионерами различные интересные задачи и прививает трудовые навыки; развивает смекалку, сообразительность, трудолюбие.
      Игру-конкурс смекалки проводят по-разному. Чаще всего занимательные вопросы и задания помещают целыми сериями на особых планшетах или стендах, оформляют их в виде стенных газет, иллюстрируя рисунками, чертежами, фотоснимками.
      Нзпример, в стенгазетах конкурса смекалки, проводимого дружиной 10-й московской школы, можно встретить такие вопросы.
      Разряд молнии длится считанные доли секунды. Почему же гром слышен в течение нескольких секунд?
      При каких условиях килограмм пуха тяжелее килограмма чугуна?
      перна ли пословица «Нем, как рыба?»
      Могут ли рыбы выходить на берег?
      Кто первый открыл Северный полюс, а кто — Южный?
      Когда и кем был завезен в Европу компас?
      Когда и где впервые появились защитные очки от солнца?
      Когда и где вылущена первая в мире печатная книга?
      Здесь приведены вопросы из разных областей знаний. Но можно выпускать и тематические стенгазеты конкурса. Например, в «космический» выпуск пойдут такие вопросы.
      Когда и на какую высоту был запущен первый советский искусственный спутник Земли (ИСЗ)?
      Отчего зависит скорость космической ракеты?
      Почему для вывода спутников на орбиту, достижения Луны и планет необходимо применять многоступенчатые ракеты?
      Какие силы действуют на спутник?
      Равномерно ли движение спутника по орбите?
      Что могут дать полеты в межпланетное пространство?
      Какова продолжительность полета к планетам? и т. д.
      А вот вопросы для выпуска «Наука в быту».
      Сколько весит воздух в комнате, где вы находитесь?
      Почему зимой па внутренней стороне окопных стекол появляется влага в виде капель воды?
      Почему двойные рамы предохраняют от холода зимой?
      Дует ли зимой от плотно закрытого и замазанного окна?
      Почему «поет» чайник перед тем, как в нем закипает вода?
      Почему вода гасит огонь?
      Сколько воздуха мы выдыхаем в минуту?
      Видели ли вы водяной пар?
      Почему горящие в печи дрова трещат и шипят?
      Почему блестит начищенный ботинок?
      Такие же серии вопросов можно посвятить авиации, водному транспорту, автомобилю, электротехнике, химии в быту, в сельском хозяйстве, пластмассам и т. д. Иллюстрировать приведенные выше вопросы (и другие, им подобные) необязательно. Другую группу составляют вопросы, связанные с рисунками, например:
      Зачем стальная ферма моста лежит на катках (рис. 1)?
      Колбы наполнены газами. В какой из них азот, в какой — водород (рис. 2)?
     
      Наконец, в конкурс смекалки включаются и практические задания. Для выполнения их нужно не только подумать, порыться в книгах, но и выполнить определенную работу. Вот примеры таких заданий.
      Художники создают красивые расцветки тканей, фасоны одежды. Попробуйте сами сочинить что-нибудь по своему вкусу.
      Предложите проект внешнего оформлений радиоприемника, радиолы, телевизора.
      У молотка сломана ручка (рис. 9). Чтобы вставить новую, надо удалить плотно засевший кусок сломанной ручки. Как это сделать? Объясните подробно, сделайте рисунок, поясняющий, как и при помощи каких предметов вы будете действовать.
      Топор иногда соскакивает с топорища. Чтобы этого не случалось, в торец забивают клин. Но это не совсем надежная гарантия, так как топорище и клин нередко сильно высыхают, и клин выпадает. Придумайте более надежное соединение топора с топорищем. Ответ дайте с чертежами.
      Обычно плакаты и объявления пишут кистью или специальными перьями. Но это не совсем удобно, так как кисть или перо то и дело нужно окунать в краску. Попробуйте
      В бак, имеющий три трубки, налит керосин. Трубка 1 ведет в сток, куда керосин попадать не должен. Трубка 2 нужна для выпуска воздуха. Kaк вылить керосин из бака, воспользовавшись трубкой 3 (рис. 5)?
      В прерывателе ( .электрического тока сердечник А сделан из стали, а якорь Б — из меди. Будет ли) работать прерыватель (рис. 6)?
      Которая из лампочек будет ярче гореть (рис. 7)?
      Северный конец стрелки компаса притягивается к Северному полюсу Земли. Почему?
      устроена «вечная» кисть (рис. И)-, только в головку ее вставляются тонкие трубочки, по которым краска будет поступать в волос кисти.
      Но все это только идея устройства, а детали надо продумать и проверить на опыте.
      Во многих книгах и журналах описывается устройство питьевого фонтанчика с автоматическим включением струи воды при помощи источника света и фотоэлемента (рис. 12). Когда голова человека перекрывает световой луч, фотоэлемент срабатывает и . при помощи электромагнитного реле включает воду. Такое устройство невыгодно, так как требует постоянного горения источника света и питания фотоэлемента. Подумайте, как устроить автоматическое включение и выключение фонтанчика механическим способом?
      Когда долото можно заменить стамеской и когда нельзя?
      Обычная ручная дрель нужна не только для сверления отверстий. Ёе можно использовать. например, при намотке катушек с большим количеством витков. А как это сделать? Предложите еще и другие применения дрели для различных операций.
      В учебных кабинетах имеется много печатных пособий — плакатов, таблиц, схем. Хранятся они по-разному, в одних случаях — в свернутом виде, в шкафах, в других — висят
      сконструировать «печное» плакатное перо или «вечную» кисть, построенные по принципу авторучки. На рис. 10 приведено схематическое устройство «плакатного пера». В ручку-корпус заливаются цветные чернила, на корпус навинчена или насажена головка «пера», В головку вставлена полоска толстой, плотной ткани. Примерно так же может быть
      лять стопорным приспособлением. Возможны и другие конструкции.
      Попробуйте сконструировать приспособление к козлам (рис, 14)» которое позволяло бы одному человеку работать обыкновенной двуручной пилой.
     
      КТО ОРГАНИЗУЕТ КОНКУРС СМЕКАЛКИ
      Организатором игры («конкурс смекалки» может быть жюри, составленное из восьмиклассников (как наиболее подготовленных пионеров). Жюри подбирает вопросы, пользуясь журналами и книгами. К этому можно привлечь и всех остальных ребят, предложить им подавать вопросы для включения в очередные выпуски стенной газеты конкурса.
      Такая газета должна, выходить регулярно, например, один раз в месяц. Образец ее дан на рис. 15. Возле газеты следует повесить два ящика: один для ответов, другой для вопросов, предлагаемых ребятами.
      Работы у жюри будет много. Надо регулярно вынимать из я шик а ответы, отбирать лучшие из них и к выписку очередного номера стенной газеты подвести итоги по предыдущему номеру. Списки победителей (с их ответами) вывешиваются на стенде, объявляются по школьному радио.
      Возраст и способности участников игры надо учитывать и при составлении задач и при оценке ответов на них. Ведь в конкурсе будут участвовать и третьеклассники, и старшие ребята, Поэтому ответы будут разные и не на все вопросы. Правильнее всего определять победителей по каждой параллели,
      то есть раздельно по третьим, четвертым, пятым классам и т. д.
      Важно строго придерживаться установленного срока выпуска стенгазеты конкурса. Тогда ребята будут с нетерпением ожидать и оценки поданных ими ответов, и новой серии вопросов.
     
      ИГРА-КОНКУРС «ЛАБОРАНТЫ»
      Чтобы глубоко и прочно усвоить законы физики, химии и других наук, недостаточно разобраться в них по учебнику, заучить определения и формулы, даже посмотреть опыт, который демонстрирует учитель на уроке. Надо научиться самим ставить опыты, выполнять лабораторные работы. Этому поможет игра-конкурс «Лаборанты», победителями в котором будут те ребята, кто успешно выполнит все или большинство заданий. Все необходимое для игры-конкурса могут без особого труда подготовить технические и предметные кружки.
     
      ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ
      Проводка звонка. Даются: электрический звонок, моток провода, кнопка, гальванические элементы, нож. отвертка, плоскогубцы.
      Задачи: 1. Сделать соединение звонка, элементов и кнопки так, чтобы звонок звонил, когда кнопка отпущена, и переставал звонить, когда кнопка нажата; 2. Сделать соединение так, чтобы звонок при нажиме кнопки ударял молотком только один раз.
      Для выполнения этих задач требуется отчетливое представление о цепи тока, о назна-
      Рис. 11 Рис. 12
      на стенах или специальных вешалках. При этом они занимают много места, пылятся и придают кабинету неопрятный вид. Разработайте приспособление для удобного хранения и быстрой смены плакатов. Это может быть фанерный яшик, укрепленный над классной доской (рис. 13). Плакаты внутри него подвешены на резиновых шнурах. Такое устройство позволяет оттягивать их вниз и закреплении отдельных деталей звонка и о принципе действия, об электромагните, вмонтированном в звонок.
      Ответ на первую задачу дан на рисунке 16: схема соединения изображена сплошными линиями, схема соединения по второй задаче изображена пунктиром.
      Как отличить магнит ог простого железа.
      Даны две одинаковые по цвету и размерам полосы. Известно, что одна из них — намагниченная, другая - ненамагниченная. Требуется определить, которая из полос является магнитом. Пользоваться при этом магнитной стрелкой, железными опилками или каким-либо металлическим предметом не разрешается.
      (Ответ: если провести магнитом по ненамагниченному бруску, то последний будет притягиваться одинаково во всех точках. Если же вести ненамагниченным бруском по магниту, то при приближении к центруто есть к так называемой нейтральной линии, имеющейся у всякого постоянного магнита, — притяжения не будет).
      «Ныряющий цилиндрик». Даются: наполненная водой стеклянная пробирка на подставке, жестяной цилиндрик, моток проволоки (катушка) и аккумулятор или батарея из 3 — 4 элементов. Цилиндрик опущен в пробирку и плавает в воде, чуть выступая из нее верхним краем.
      Задача: не трогая цилиндрика руками заставить его опуститься на дно пробирки.
      Как регулировать свет лампы. Даются: лампочка в 200 ватт с патроном, смонтированным на подставке, катушка, состоящая из 700 витков провода диаметром 0,8 — 1 ж,и, намотанных па фанерный каркас (размеры каркаса даны на рис. 17,Б). Лампа и катушка, соединенные по схеме, включены в сеть. Задача: не нарушая соединений, не пользуясь реостатом и не трогая лампу и катушку руками, регулировать силу света лампы в широких пределах, меняя накал волоска от ослепительного белого до темно-красного. Если 4ЛЯ решения задачи потребуется что-то дополнительное, участник игры должен обратиться к ведущему.
      В этом Последнем условии и заключается «секрет» опыта. Ведущий дополнительно даст сердечник, собранный из трансформаторного железа (рис 17, В). Вводя сердечник в катушку, ученик увеличивает ее самоиндукцию и индуктивное сопротивление.
      Как вынуть шарик и& пробирки. Даются: стальной шарик, узкая пробирка на подставке и подковообразный магнит с якорем (якорь ведущий держит у себя и выдает только по просьбе ученика). Задача: опустить шарик в пробирку и, не трогая руками и не наклоняя пробирку, вынуть его при помощи магнита.
      Вес шарика необходимо подобрать таким, чтобы его невозможно было достать, применив силу притяжения одной ножки магнита. Шарик в этом случае должен отпадать. Успешно выполнить задачу можно при том условии, если поместить пробирку между концами подковообразного магнита и сблизить их полюсы с помощью якоря.
      Еще несколько заданий, изложенных более кратко.
      На нитках висят прилипшие друг к другу лезвия безопасной бритвы. Как разъединить их с помощью магнита?
      Даны банка с подкрашенным керосином, молочная бутылка с водой и лист бумаги. Как перелить воду из бутылки в банку, а керосин из банки в бутылку, не имея другой посуды?
      На рычаге уравновешены два тела одинакового объема. Как фпомощью этой установки определить, у какой из жидкостей, заполняющих два стакана удельный вес больше?
      К заданиям можня сделать плакаты с рисунками и даже со стихами. Например, в одной из свердловски школ, возле соответствующего прибора, был вывешен такой плакат (рис. 18).
      (...)
      КАК ПОДОБРАТЬ ЗАДАЧИ И ВОПРОСЫ
      Потобпать пли составить занимательные вопросы, задачи и задана совсем не так трудно. Понятно, надо посоветоваться с учителями, главное — не один час провести в библиотеках, просмотреть комплекты научно-популярных журналов, книги.
      Много интересного можно найти, пролистав комплекты журналов Юный техник», «Техника — молодежи», «Знание — сила», «Наука
      нчттк» я также новый журнал «Нива».
      Вопросы для викторин и занимательные задачи иногда печатаются в журналах «Вожатый» и «Военные знания».
      Многоо материала вы почерпнете в научно-популярных альманахах «Хочу все знать» (издаются с 1957 года, вышло шесть сборников), в сбоониках «Эврика» (вышли в 1963 и 1964 годах), в книгах Я И. Перельмана («Занимательная механика». «Занимательная физика», «Занимательные задачи и опыты») и многих других.
      Но главное — ваша инициатива и активность. Помните, что смекалку нужно проявлять не только в решении готовых задач, но и организации интересной и содержательной работы по «Турнире смекалистых» в школе.

 

 

НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru