ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Инструменты
Подготовка к вышивке
Ткани и нитки
Обработка вышитых изделий
Закрепление нитки на ткани
О цвете
Перевод узоров для вышивки крестом Счетная вышивка
Выполнение образцов счетными швами Выполнение изделий
Книга иллюстрирована фотографиями с различных изделий: скатертей, полотенец, салфеток,
сумок, сувениров, одежды. Подробно описано выполнение этих изделий, даны чертежи узоров для вышивки.
Для широкого круга читателей, интересующихся рукоделием, а так же для кружковой работы.
Вышивка является одним из самых любимых и распространенных видов рукоделия. В старину на Руси все женщины владели этим искусством. Вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. С помощью иглы и различных нитей русские женщины превращали простую ткань в произведение искусства.
Девочка семи — восьмилетнего возраста начинала готовить себе приданое, и к пятнадцати — шестнадцати годам должна была иметь праздничную и будничную одежду, скатерти, подзоры, полотенца, которых должно было хватить на несколько лет. Готовили полотенца, которыми одаривали на свадьбе родню жениха и почетных гостей. Перед свадьбой устраивалась выставка изделий и по их числу и качеству судили о мастерстве и трудолюбии невесты.
Искусство вышивания имеет многовековую историю. В далекие времена, когда люди жили разобщенно, каждый народ, а иногда и небольшое селение имели свои особенности в вышивке и других видах народного творчества. С расширением связей между отдельными районами местные особенности обогащали друг друга. Из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры и цветовые решения, создавались образцы вышивки с характерными национальными чертами.
По характеру узоров и приемов их выполнения русская вышивка очень многообразна. Известно, что каждая область, а иногда и район имели свои, только здесь бытующие приемы вышивки, свои мотивы орнамента, цветовые решения.
Русская вышивка отличается от вышивок других народов. Большую роль в ней играет геометрический орнамент и геометризованные формы растений и животных: ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, дерева или цветущего куста, а также барса с поднятой лапой. В форме ромба, круга, розетки изображалось солнце — символ тепла, жизни; женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие, птица символизировала приход весны.
Расположение узора и приемы вышивки были органически связаны с формой одежды, которая шилась из прямых кусков ткани. Швы выполнялись по счету нитей и назывались счетными. Ими украшали оплечья, концы рукавов, разрез на груди, подол передника, низ одежды, а также располагались вдоль соединительных швов.
В вышивках «свободных», по нарисованному контуру, преобладали узоры растительного характера.
К старинным русским швам относятся: шов роспись или полукрест, набор, крест, счетная гладь, козлик, белая мелкая строчка.
Позже появились вырезы, цветная перевить, крестецкая строчка, гипюры, тамбурная вышивка, белая и цветная гладь.
Русские крестьянские вышивки можно разделить на две основные группы: северную и среднерусскую.
К северной относятся работы Архангельской, Новгородской, Псковской, Вологодской, Калининской, Ивановской, Горьковской, Ярославской, Костромской, Владимирской; к среднерусской—Калужской, Тульской, Рязанской, Смоленской, Орловской, Пензенской, Тамбовской и Воронежской областей.
Самые распространенные приемы северной вышивки: крест, роспись, вырезы, белая строчка, сквозное шитье,
выполняемое по сетке, белая и цветная гладь.
Северные сюжетные композиции чаще всего выполнялись швами роспись и набор. В некоторых районах русского Севера узоры на передниках, подолах рубах и полотенцах вышивались крестом, как правило, одноцветным: красным по белому или белым по красному холсту. В узорах изобразительные мотивы преобладали над геометрическими. Сложные композиции передавались силуэтно, контурно, в одном цвете, одним приемом. Здесь же наряду с женским костюмом и мелкими бытовыми вещами вышивкой украшали декоративные изделия: полотенца, подзоры и др.
Крестьянские вышивки среднерусской полосы значительно отличались от Северных. В узорах преобладали геометрические формы с фигурой гребенчатого ромба с «отметками», то есть с двумя выступами на каждом углу, носящими название «репей» или «орепей». Они отличались необыкновенным разнообразием узоров и вариантов расцветок.
Вышивки среднерусской полосы многоцветны. Фон просматривается, как и сам орнамент. Кроме вышивки в оформлении изделия присутствует узорное ткачество, полосы ленты, кумача, цветной ткани ,а также кружева и позумент.
В южных районах ее применяли главным образом для украшения женской одежды и полотенец.
Одной из наиболее интересных и распространенных вышивок среднерусской полосы является цветная перевить Смоленской, Тульской, Калужской областей. Кроме перевити встречаются швы: набор, роспись, косичка, козлик, крест, счетная гладь, мережки.
На основе изучения традиций и опыта старых мастеров творческие коллективы художественных промыслов создают декоративные изделия, которые отвечают эстетическим требованиям современного искусства.
Современная вышивка может быть использована для украшения детской и женской одежды, а также бытовых вещей: занавесей на окна, салфеток, наволочек на диванные подушки, ковриков и панно, полотенец, передников, сумок, сувениров и др.
Различные виды швов, применяемые в русской вышивке, могут быть разделены на две большие группы: к первой группе относятся вышивки, выполняемые по счету нитей ткани, ко второй — по свободному, заранее нарисованному контуру.
Швы первой группы называют счетными, швы второй группы — свободными. Наиболее древними являются счетные швы. Выполнялись они на холсте с очень четким, ровным переплетением нитей. Вышивка по свободному контуру возникла значительно позже. Это тамбурный шов, верхошов, гладь, стебельчатый и другие.
Счетные вышивки делятся на сквозные, называемые строчкой и вышивки, выполняемые по поверхности ткани, их называют счетными швами.
Предлагаемые разделы книги ставят перед собой задачу — познакомить вышивальщиц со счетными швами, предоставить им возможность выбора узора для разнообразных изделий.
Занятия вышивкой могут вызвать у рукодельницы желание составить свой узор и выполнить его в цвете. Такие занятия помогут открыть в себе способность к творчеству, почувствовать желание постоянно заниматься любимым и увлекательным делом.
ИНСТРУМЕНТЫ
Для ручного вышивания нужны несложные инструменты: иглы, наперсток, ножницы, сантиметр, пяльцы.
Иглы должны быть короткими с удлиненным ушком (вышивальные № 1, 2 н штопальные). В большое ушко легко вдевать рабочую нитку в несколько сложений. Такие иглы применяют для выполнения счетных и простейших швов. Считать и отделять нити такими иглами очень удобно.
Чтобы вдеть в иглу шерстяную нитку, нужно взять кусочек шелковой, сложить ее вдвое и в образовавшуюся петлю вложить конец шерстяной нитки. В ушко иглы продевают оба конца шелковой нитки и протаскивают их вместе с шерстяной. Вместо шелковой нитки можно воспользоваться нитко-водителем, который продается с набором игл.
Для вышивки на плотных и тонких тканях (маркизет, шелковое полотно, батист) применяют более тонкие иглы с меньшими ушками. Толстые иглы в местах проколов будут оставлять отверстия, а в большом ушке будет плохо удерживаться тонкая рабочая нитка.
Наперсток надевают на средний палец правой руки: Он предохраняет палец от уколов при проведении иглы в ткань и бывает необходим при прокалывании нескольких слоев ткани, подшивания края изделия и т. д. Наперсток подбирают точно по размеру пальца. Он не должен ни сжимать палец, ни спадать с него.
Ножницы должны быть трех видов: маленькие с острыми концами для подрезки и выдергивания нитей изтказн, средних размеров с загнутыми концами для обрезки ниток при вышивании и большие — для разрезания тканей и мотков ниток. Ножницы должны быть хорошо наточены, концы лезвий — полностью смыкаться.
Сантиметр служит для определения точного размера изделия, расположения основных линий узора, ширины подгиба изделия и т. д.
Пяльцы удерживают ткань в натянутом состоянии и предохраняют ее от деформации. Они могут быть прямоугольные или круглые. Очень удобны для работы круглые пяльцы, которые состоят из двух деревянных обручей, входящих один в другой. Диаметр пялец 20—40 см, высота обруча 1,5—2 см. Меньший обруч должен свободно входить в большой. Иногда для этого зачищают наждачной бумагой внутреннюю поверхность большого обруча (если меньший обруч плохо входит в большой) или обматывают тонкой тканью меньший обруч (если он слишком мал и не держится в большом обруче). Ткань для вышивки кладут на меньший обруч и расправляют ее так, чтобы нити не перекосились. Сверху накладывают большой обруч, нажимают на него и ткань запяливается. Чтобы тонкая ткань при запяливании не порвалась, а также для того, чтобы в процессе работы вышивальная ткань не загрязнилась, поверх нее кладут другую ткань с вырезанным в середине кругом диаметром меньшим диаметра пялец. Пяльцы бывают с винтом, при помощи которого их можно прикрепить к Столу. Пяльцы без винта можно закрепить, прижав их к столу тяжелым предметом (книгой, утюгом и др.).
ПОДГОТОВКА К ВЫШИВАНИЮ
Прежде чем приступить к вышиванию, надо выровнять ткань по основе и утку, наметить расположение узора на ткани, нанести узор и запялить ткань. Края ткани выравнивают следующим образом: выдергивают крайнюю нить и по ее следу отрезают лишнюю ткань. Ширину и длину изделия намечают таким же образом.
Часто вдоль подвернутого края скатерти или салфетки выполняют узор в виде полоски. Такие полоски могут делить плоскость изделия на квадраты или прямоугольники, в которых вышивают основной узор. Прежде чем переводить узор, на ткани намечают расположение этих полосок. Для удобства выполнения швов, а также для более точного расположения их на ткани, из нее выдергивают одну нить. После этого основной узор переводят на ткань, располагая его между линиями от выдернутых нитей. По их следу выполняют один из швов, например, вперед иголку, козлик, косичку, после того, как будет выполнен основной узор. Геометрический узор на ткани с четким переплетением нитей можно выполнять по счету нитей ткани. Если узор выполняется на плотной ткани, на которой нельзя считать нити, его переводят на ткань способом припороха. Для этого рисунок наносят на миллиметровую бумагу. Затем на прокладку из ткани или газеты кладут лист кальки, а на нее миллиметровку с узором и прокалывают обе бумаги в местах, где линии узора совпадают с точками пересечения вертикальных и горизонтальных линий клетки. Лист кальки с узором из проколов — сколок — слегка протирают тряпочкой, смоченной в керосине, кладут на ткань и прикрепляют к ней в нескольких местах. Из сукна, фланели или ваты приготовляют тампон, обертывают его марлей и смачивают в керосине.
Если ткань светлая, таким тампоном протирают сначала окрашенную сторону темной копировальной бумаги, затем сколок. Вместо копировальной бумаги можно взять порошок синьки и смешать его с керосином. Красящий состав пройдет сквозь дырочки кальки, образуя на ткани припорох — следы в виде точек, по которым можно вышивать.
Для перевода рисунка на темные ткани тампон смачивают в керосине, смешанном с мелом или зубным порошком. Можно использовать для этой цели пасту, ни с чем ее не смешивая. Этот способ дает возможность избежать искажений рисунка при переводе его на ткань, ускорить и облегчить труд, особенно там, где один и тот же узор вышивают несколько раз. Если нет возможности приготовить сколок, узор переводят с помощью копировальной бумаги. Бумагу с узором кладут на ткань и прикрепляют ее булавками. Затем под рисунок кладут копировальную бумагу жирной стороной к ткани. Остроотточенным карандашом делают проколы миллиметровки с копировальной бумагой в местах, где линии узора совпадают с точками пересечения вертикальных и горизонтальных линий клетки. На ткани останутся точки, по которым можно вышивать.
Для светлых тканей берут темную копировальную бумагу (черную, синюю, зеленую), для темных—светлую (белую, желтую).
После нанесения рисунка на ткань ее запяливают. Небольшой кусок ткани трудно запялить в круглые пяльцы. Поэтому к его краям катушечными нитками № 40 пришивают полоски любой ткани, которые по окончании работы можно легко удалить.
Большое значение имеет правильная постановка рук во время работы: левая рука должна находиться внизу, правая — сверху пялец. Правая рука проводит иглу наизнанку вышивки острым ее концом, а левая, взяв иглу за острый конец, выводит ее на лицевую сторону тупым концом (ушком). Нитку затягивают правой рукой. Так вышивают на редких тканях. Вышивая на плотных тканях, иглу с изнанки на лицевую сторону выводят острым концом. Для этого, прежде чем выколоть иглу на лицевую сторону, ее переворачивают левой рукой.
KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ
|