Сейчас, дорогой читатель, ты приступишь к чтению книги про велосипед. Но не настраивайся сразу на рассказ о гонках, стартах и финишах, хитростях и глупостях, удачах и умных расчетах, горестях, драмах, боли, напряжении, одиночестве гонщика на дистанции, когда под солнцем, сверкающим в спицах колес, перед спортсменом начинает прокручиваться его вчерашняя, вне велосипедного спорта жизнь. Эта книга не о том, из чего складывается настоящая олимпийская победа. Она не о борьбе на дистанциях. Она о победе человека над самим собой. Она о его величестве велосипеде.
Она о людях, которых, по словам поэта, ничто в жизни не может вышибить из седла. Она об энтузиастах-конструкторах, об умельцах-механиках, о художниках-дизайнерах, она о людях из неутомимого племени изобретателей велосипедов.
Она о тех, кто с детства бредит дальними дорогами и выбирает для их преодоления удивительную машину, приводимую в движение самым уникальным двигателем — собственным сердцем. Она о путешественниках-первооткрывателях.
Представляю, как нелегко было автору удержаться от рассказа о больших гонках, в которых ему довелось участвовать как корреспонденту «Правды». Он передавал репортажи с восьми велогонок Мира, диктовал в редакцию с французской гонки «Тур де л’Аве-нир» и итальянской «Джиро д’Италия», с трасс в Альпах й высоких Татрах, с Судетских и Саксонских гор, с Памира, Тянь-Шаня, Крыма и Кавказа... Как-то мы, шутя, подсчитали, кто из нас сколько времени провел в дороге с велосипедистами. Так вот выяснилось, что автору этой книги пришлось, довелось или посчастливилось (глагол выбирайте сами) провести с велосипедистами сборной Советского Союза свыше 380 дней — стало быть, больше года... За это время можно набрать материал на документальный роман, но...
Автор; увлекся работой иад историческим трактатом об удивительной машине — простой и загадочной, дарящей человеку и средство передвижения, и забаву, и отдых и помогающей проявить силу, быстроту, ловкость, выносливость. Наверное, эту книгу можно назвать своеобразным обзорным справочником по оздоровительной езде на велосипеде. В книге говорится о тех многочисленных проблемах, с которыми встречаются велосипедисты, живущие в больших городах, куда эта небольшая машина пока еще плохо вписывается. Но, мне думается, в книге убедительно показано на примерах из жизни десятков наших современников, что эти неудобства с лихвой окупаются теми благами, которые дает велосипед как оздоровительное, эмоциональное и доступное средство передвижения и тренировок.
«Я получаю удовольствие от каждого километра, пройденного по шоссе» — эти слова сказаны одним из выдающихся гонщиков, но мне хотелось бы, чтобы каждый поклонник велоспорта повторил бы их. И пусть он не обязательно станет олимпийским чемпионом или даже победителем первенства города, района или школы; гораздо ценнее, что он на всю жизнь останется ценителем велосипеда, никогда не расстанется с двухколесной машиной.
И уж совершенно точно у каждого человека был и свой проселок, размытый дождем, и утреннее шоссе, и чистый встречный ветерок. И все мы поначалу ездили на велосипеде за здоровьем, а уж потом стали мечтать о жар-птице успеха на спортивных дорогах или искать соленого счастья на нескончаемых километрах, над которыми будут всегда мелькать спицы стремительных колес. И в этих спицах пусть сверкает солнце!
Виктор КАПИТОНОВ, олимпийский чемпион, заслуженный тренер СССР, главный тренер сборной команды Советского Союза по велоспорту на шоссе
«Хочу купить велосипед!» — уже одна эта фраза способна вызвать в семье переполох.
— А где ты его будешь держать? — спрашивают родители или жены.
«Тебе — удовольствие, а нам вечно ударяться головой с колеса, подвешенные к потолку», — еще один аргумент.
Велосипед! Он дарит нам скорость, радость преодоления десятков километров, он награждает нас здоровьем, он закаляет характер, но... Когда в любой семье покупают какую-то вещь, то знают место, на котором она будет стоять или висеть. К примеру, ковер будет лежать в гостиной на полу, холодильник уместится в углу на кухне, часы с кукушкой приютятся на стене, велосипед... Вот то-то и оно: где его, бедного и упрямого, поставить или повесить? Он, словно незваный гость — этот безобидный, сверкающий красками и никелевой отделкой, незаменимый на дорогах, но плохо вписывающийся в современный интерьер квартиры, наш двухколесный друг...
Велосипед! Обычно он приходит в нашу жизнь рано. Если себя не вспомните, присмотритесь к малышам, к детям во дворе, которые еще вчера робко пробовали свои шаги: «тон-топ», а сегодня уще сели на трехколесный велосипед и крутят по площадке, выделывая немыслимые восьмерки... Значит, оттуда, из глубин нашего детства, рождается властный зов овладения простейшей машиной. Ныне велосипедный спорт стал разумным увлечением людей всех возрастов, которые исповедуют девиз «Если хочешь быть здоров...». Поклонников быстрой езды насчитывается только в нашей стране не один десяток миллионов.
Велосипед! Его можно воспринимать поэтически, как в начале XX века Иван Бунин: «Промелькнет велосипед бесшумным махом птицы». Это он о Сергее Уточкине сказал — первом русском виртуозе-гонщике.
«Как мальчики, мечтая о победах, умчались в неиз- ~
вестные края два ангела на двух велосипедах — любовь моя и молодость моя» — а это через пятьдесят лет после Бунина написал Михаил Светлов.
«Любовь моя и молодость моя» — удивительно точные слова...
К велосипеду можно и с научной точки зрения подойти, подсчитать все «за» и «против» и убедиться, что велосипед обладает коэффициентом полезного действия, равным 99 процентам, что он является самой совершенной из созданных человеком машин, что собрать современный гоночный велосипед наверняка гораздо сложнее, чем автомобиль самой последней марки.
А нужно ли говорить о том, что велосипед, как, наверное, никакой другой вид спорта, помогает стать выносливым, терпеливым, смелым, быстрым, находчивым, развивает чувство ориентировки, ловкости, закаляет организм, воспитывает чувство коллективизма. Катаясь на велосипеде, ребенок с ранних лет соприкасается с техникой, он как бы проходит обязательный урок труда, открывает азбуку механики.
Красив человек на велосипеде! Он — как бы это поточнее написать? — не работает, а летит! Это особенно заметно, когда вы наблюдаете за хорошим гонщиком — колеса вращаются так быстро, что вы не видите ни спиц, ни обода — только в тридцати сантиметрах над землей парит гонщик. И в лицо ему бьет теплый, упругий ветер. Он приходит на помощь в минуты напряжения, бодрящий наш спутник.
...И возвращается ветер! И вечно манит нас убегающий финиш!
Олимпийский чемпион, главный тренер велосипедной сборной Советского Союза Виктор Капитонов рассказывал мне о посещении музея под открытым небом в западногерманском городке Деренберге, где экспонировалась выставка, которую условно можно назвать так: «История велосипеда от «быстронога» до «титанового и атомного коня». На стендах было представлено почти сто машин самых разных конструкций и времен. Самая ранняя из моделей — деревянная лошадка-велосипед, построенная в Южной Германии в 1819 году, — соседствовала с французским одноколесным велосипедом, выпущенным в 1889 году, и английским трехколесным «быстроногом», бегавшим по шоссе еще в 1880 году. И рядом стоял велосипед с атомным реактором, построенным в Германской Демократической Республике спустя 90 лет...
Давно уже ироничной стала фраза: «Опять велосипед изобретаешь!» Мол, работаешь, напрасно тратя время, трудишься над созданием чего-то известного, давным-давно изобретенного Однако находились и находятся люди, продолжающие изобретать велосипеды и добивающиеся успехов. В мире зарегистрировано 15 400 патентов, так или иначе связанных с велосипедом. Как только не называли эту машину — «косто-тряс», «самокат», «бицикл» и «быстроног»! Нам приятно осознавать, что мир признал официальным годом создания велосипеда — двухколесного индивидуального транспортного средства — 1801 год. Именно тогда, в первом году XIX столетия, крепостной из уральского села Верхотурье Ефим Артамонов сделал первый в мире велосипед. Конструируя машину, Ефим Михеевич и представить себе не мог, что предмет его творчества почти два века будет будоражить умы умельцев и дзо-
бретателей. Новые конструкций стальногоконя несут каждый раз что-то оригинальное.
Первый двухколесный педальный самокат слесаря Артамонова появился в Европе более чем за тридцать лет до возникновений педальных велосипедов с рулевым управлением.
К сожалению, многие факты биографии Артамонова трудно поддаются проверке, ибо не сохранились документы, а в архивах остались лишь свидетельства современников, записанные с чужих слов. Я был в краеведческом музее Нижнего Тагила, видел и руками трогал первый в мире велосипед, испытывая непередаваемое чувство гордости за свой народ, давший миру таких уникальных самородков-умельцев, как Артамонов.
Рассказывают историки, что на улицах Екатеринбурга, нынешнего Свердловска, в 1800 году появился диковинный самокат. Его изобретатель — местный слесарь Ефим Артамонов решил совершить на своей машине головокружительное по тем временам путешествие. Двадцатипятилетний уралец отправился в российские столицы. Путь его лежал через Пермь, Казань — в Петербург. Затем Артамонов докатил до Москвы, где на Сокольничьем поле продемонстрировал свое удивительное творение. Было это в дни праздников по случаю коронования императора Александра I.
Далее существуют несколько вариантов истории Артамонова и его гениального изобретения.
Ефим Михеевич якобы за свое детище был удостоен внимания императора, благодарственных слов и освобождения от крепостной зависимости. Причем указ распространялся и на всех его родственников.
Есть и другая версия: удивленные велосипедом, правительственные власти дали крепостному «вольную» и в придачу 25 целковых. Однако по возвращении в Екатеринбург слесаря обвинили... в бесцельной трате железа и дерева. Наказали — и отправили в ссылку...
Существует и третий вариант истории: оказывается, заводские приказчики не только наказали Артамонова за порчу хозяйского, демидовского, железа, из которого был сделан велосипед, но и взыскали с него за самовольную отлучку. «Оный самокат уничтожить, а самого Артамонова — кнутами бить» — эти строчки можно прочитать в старых книгах. Но как им доверять? — вот вопрос. Закавыченные слоёа, по всей вероятности, являются цитатой из какого-то документа. Но какого?
Работники Нижнетагильского краеведческого музея пока не могут разыскать документы, в которых упоминается о «кнутах» и «ссылке». Очевидно, народная молва по-своему дополнила историю изобретения первого в мире велосипеда, обобщила. Проверить все три варианта сейчас вряд ли возможно... Чудом сохранилось до наших дней «чудо» Артамонова, самоучки, прожив-. шего 65 лет. К нашему счастью, хозяин уральских заводов Демидов приказал сохранить для истории творение Артамонова, поместив его в «Музеуме естественной истории и древности». Так он и стоит — первый в мире велосипед — железный, с деревянным сиденьем и огромным, почти в человеческий рост, передним колесом...
Стремясь повысить скорость, конструкторы разных стран увеличивали размеры переднего ведущего колеса. Если в самокате Артамонова диаметры передних и задних колес относились как 2:1, то в последующих моделях это соотношение доходило до 4 :1 и даже 5:1. Предельное увеличение рулевого колеса вызвало появление в 1876 году совершенно новой модели, названной «паук», — в ней центр тяжести значительно поднялся над землей, и даже на незначительных неровностях «паук» переворачивался. На велосипед невозможно было сесть без посторонней помощи. Я пытался кататься на «пауке» в Чехословакии и Польше и признаюсь, что больше падал, чем ездил.
В конце XIX века шотландский ветеринарный врач Данлоп надумал обуть велосипед мягкими надувными шинами. Как это часто бывает в науке и технике, идея пришла врачу в голову неожиданно, когда он поливал огород из шланга... Именно из рукавов резинового насоса он создал первые шины.
Можно было бы продолжать до бесконечности приводить примеры из истории создания велосипеда, но мы остановимся сейчас на моделях машин самых последних лет.
Клоун из Цюриха Рейно Фрицкнехт многие годы занимался усовершенствованием велосипеда. Естественно, необычного. Клоуну нужно было сконструировать и построить такую машину, которая умещалась бы в кармане пиджака. Упорство и находчивость помогли Рейно — недавно он проехал по городу на велосипеде, длина которого меньше ладони — всего 14 сантиметров. Можно представить, какие трюки будет показывать на арене клоун, научившийся изобретать велосипед.
А вот самый длинный велосипед построен датчанами: на машине одновременно могут ехать 35 человек. Для изготовления машины были использованы 78 рам, 50 метров цепи, 35 седел, рулевых устройств и три автомобильных колеса. Когда конструкторов спросили:
«Для какой цели нужен этот велогигант?», они ответили: «Каждый год на нем йатаются выпускники шкод и лицеев, фотографируются на память о юности»...
Писатель, журналист и краевед, лауреат Ленинской премии Василий Песков в деревне Карасихе Горьковской области видел «самый деревянный» велосипед,.сделанный кузнецом Василием Ивановичем Коротышовым; машина вытесана из березы, клена и можжевельника, лишь шестеренки и цепь выкованы из железа. На этом велосипеде кузнец уже много лет ездит на работу в поле, спеша на помощь механизаторам.
Каждое изобретение новой конструкции велосипеда вызывается необходимостью: машина для велоакробатов должна отличаться от трековой, космический велосипед не похож на велосипед-вихрь, позволяющий в гонках за лидером развивать скорость 222 километра в час.
Велосипеды разных видов создаются во всех странах, чтобы прийти на помощь человеку, сберечь его здоровье, заставить его поработать собственными ногами. Поиски инженеров самого экономичного транспорта заканчиваются в пользу велосипедного принципа — движение машины вызывается ногами самих пассажиров.
Некоторые любители велосипеда жалуются на то, что во время езды приходится находиться в согнутом состоянии и от этого якобы у велосипедиста невольно вырабатывается сутулость.
Чтобы доказать нелепость таких заявлений, англичане создали оригинальный велосипед — ручки машины они вынесли по бокам седла. Благодаря такой конструкции человек не сутулится во время езды.
Москвич Е. Егоров построил велосипед, просто уникальный по своей конструкции: рационализатор создал своеобразный накопитель энергии, а проще сказать — поместил под сиденьем жесткую пружину. Когда заднее колесо начинает прыгать на ухабах, пружина закручивается. Но вот вы «позволяете» ей расправиться, совершить обратное действие, и она послушно... вращает колесо. Это еще прибавка к скорости: на хорошей асфaльтиpoвaннoй дороге в пределах четырех процентов, на проселочной н того больше.
В новом велосипеде есть еще одно рациональное зерно: во время движения руль способен принимать наиболее удобное положение — выше, ниже...
Чем больше знакомишься с патентами пытливых искателей, тем больше убеждаешься: нет, не все еще возможности исчерпал человек для совершенствования окружающих нас вещей! Он не слуга этих предметов, он их хозяин!
На XIV международной ярмарке в Токио была представлена модель велосипеда без... колес в их традиционном виде. Функцию колеса в новом велосипеде выполняют тридцать толстых спиц со специальными наконечниками. Спицы, разумеется, толще и прочнее обычных, насаживаются на резиновый набалдашник — амортизатор. По утверждению конструкторов, их детище обладает повышенной надежностью, поскольку предложена замена надувным шинам, нередко выходящим из строя.
Голландец Франс Риус отказался от традиционного зубчатого колеса и цепной передачи для переноса усиления вращения на заднее колесо. Он заменил эту систему двумя педалями, действующими по принципу помпы: вверх-вниз. С помощью несложного приспособления это движение преобразуется во вращательное и передается непосредственно на заднее колесо. Благодаря новшеству значительно снижаются усилия, затрачиваемые на вращение заднего колеса.
В энциклопедических словарях мы найдем такое определение велосипеда: «...самокат, приводимый в движение ногами ездока».
В олимпийском 1980 году на улицах Харькова жители увидели необычный велосипед, в котором движение обеспечивалось не только ногами, но и руками. Мчалась такая машина быстрее обычной, и к тому же она была устойчивее.
Новую модель спроектировал и построил старший научный сотрудник Харьковского университета Л. Дутов. Он отважился в классическую схему велосипеда внести коренные изменения. В машине Дутова обычный руль заменен педалями. Работая руками и ногами, велосипедист дает мышцам равномерную нагрузку, одновременно значительно увеличивая мощность велоагрегата.
При пользовании таким велосипедом сердце работает равномернее, дыхание становится глубже. Можно не уставая проехать большое расстояние не только по ровной местности, но и по крутым подъемам. В Крыму, например, создатель машины сравнительно легко поднимался на высшую точку полуострова — гору Ай-Пет,-ри — по трассе всесоюзной велогонки сильнейших мастеров.
Известно, что велосипед, будучи удивительным средством физического развития, к сожалению, несколько ограничивает работу плечевого пояса. Машина Дутова позволяет распределять нагрузку на все части тела пропорционально.
Изменив привычную конструкцию, инженер создал еще одну модель, приспособил велосипед и для других целей. Внешне его аппарат-тренажер похож на велосипед без колес. Удобно устроившись в седле, пациент нажимает на педали. Врач на пульте легко определяет степень тренированности и регулирует нагрузки.
«Хобби» инженера Дутова оказалось полезным для тысяч людей. Велотренажер его конструкции был освоен на готвальдовском машиностроительном заводе, где начат серийный выпуск тренажеров здоровья. С помощью этих машин можно имитировать езду на местности. В отличие от существующих серийных моделей
этот тренажер дает возможность задавать ступенчато-возрастающую и убывающую нагрузку, что особенно важно при подборе индивидуального режима тренировки. Тренажер показывает «скорость» и количество пройденных километров.
По отзывам физиологов, ежедневные получасовые занятия на новом велотренажере помогут каждому человеку укрепить сердечно-сосудистую систему. Любители велоспорта в плохую погоду, не выходя из квартиры, могут крутить педали, моделировать нагрузки. Занятия можно проводить при распахнутых окнах, чтобы «вентилировать» легкие...
«Изобретатели велосипедов» заслуживают всяческого уважения и поддержки. Возьмем, к примеру, подвижническую работу в течение двенадцати лет инженера-конструктора иркутского треста Оргтехстрой Александра Георгиевича Черных. В конце шестидесятых годов инженер задумал предложить свой рецепт в борьбе с одной из опасных болезней XX века — гиподинамией. И ему, как это ни удивительно, пришлось изобретать... велосипед.
— Я вынужден был этим заняться, — признавался Черных. — Незаметно, забывая о чередовании режима работы и отдыха, я стал чуть ли не инвалидом. Ноги отказывались ходить, я начал передвигаться, опираясь на тросточку. А было мне всего 36 лет... Что делать? В больнице я случайно прочитал книгу о здоровье в движении, написанную академиком Н. М. Амосовым. Замечательный ученый и популяризатор науки утверждал, что вернуть здоровье можно только с помощью физических нагрузок.
Выйдя из больничной палаты, Александр Георгиевич купил дорожный велосипед и сразу же столкнулся с отрицательными моментами — в Иркутске не было велодорожек, и на двухколесной машине людям негде кататься. Каждая прогулка превращалась в нервотрепку, в пререкания с инспекторами ГАИ, в понукания водителей большегрузных машин, которые считали только себя хозяевами трасс.
Так как скромный труженик не мог проложить в большом городе километры асфальтовых велодорожек, он решил создать стационарный велосипед, на котором можно было бы имитировать езду в любое время года.
Двенадцать лет — изо дня в день, придя с велосипедной прогулки, инженер Черных трудился над необычным велосипедом. Конструктор поставил для себя обязательное условие — на велосипеде в комнате нужно было ехать, а не просто механически крутить педали. В своем тренажере Черных предусмотрел имитацию затяжных подъемов, стремительных поворотов, спусков, ухабов, ям и пригорков. Велосипед Черных передвигается в комнате на подвижной раме, спидометр ведет счет покоренным километрам. Тренажер позволяет дозировать нагрузки — «утяжелять» педали или, наоборот, облегчать работу ног.
«Вынужденный изобретать», Черных создал универсальный агрегат, удобный тренажер для спортсменов-разрядников, эргометр для медиков, эффективное средство лечебной физкультуры для больных — вот таков диапазон нового велосипеда.
Изобретение Александра Георгиевича со временем «пропишется» на морских лайнерах, в поездах дальних линий «Владивосток — Москва», к примеру, когда пассажиры в течение недели вынуждены бездельничать. Этот велосипед, безусловно, придется по вкусу той детворе, которая страдает от недостатка движения.
Такой велосипед доступен любому из членов большой семьи — руль и седло легко снимаются, опускаются или поднимаются. Агрегат небольшой по размерам — -всего квадратный метр... Единственный его «недостаток» — это стационарность. Крутишь педали, отмеряешь условные мили — километры, а вот свежего воздуха не глотнешь, как пахнет черная земля, не почувствуешь... Впрочем, конструктор продолжает работу над моделью, он надеется создать такую машину, которая была бы универсальной: и на улице ее можно гонять, и в комнате крутить педали, одновременно глядя телерепортаж с чемпионата мира по футболу... Кому-то замысел Александра Георгиевича Черных может представиться неосуществимым, но скептики тоже ведь не верили, что этот человек из старых запасных частей велосипеда создаст универсальный велоагрегат. Не верили, а он создал, подарил его людям. И теперь по его чертежам делают подобные велосипеды в разных уголках страны, даже зимовщики в Арктике получили возможность приобщиться к велосипеду...
KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ
|