НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Библиотечка «За страницами учебника»

Занимательная география. Аржанов С. П. — 1930 г.

Проф. С. П. Аржанов

Занимательная география

*** 1930 ***


DjVu


 

PEKЛAMA

Услада для слуха, пища для ума, радость для души. Надёжный запас в офф-лайне, который не помешает. Заказать 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD. Ознакомьтесь подробнее >>>>


СОДЕРЖАНИЕ

Почему Л Н Толстой за Митрофанушку заступился? (Вместо предисловия) 3
Под властью тайны 9
Восемь месяцев только капли, четыре месяца — ни капли 11
Тайна глубже и больше 12
Река ставит вопросы 14
Человек отвечает 14
От одного корня различные плоды 16
Река — творец общественного строя и мысли 17
Проводники проникли в сердце Нила 21
Почему ад горяч, а рай прохладен? 24
Солнце в колодце 27
Загадочная пропажа 31
Без руля и без ветрил 35
Как и зачем в океанах ловят солнце 39
Еще два вопроса42
Хронометры 44
Вопросы невероятны, а ответы утвердительны 46
Маковое зернышко на арбузе 48
Большие последствия маленьких дробей 50
I Маленькие дроби 50
II Два климата 52
III Почему южный полюс холоднее северного 53
IV Игра холода и тепла 57
Приказы полярных областей 63
I Или общественное воспитание, или голодай 63
II "Будьте уживчивы — или замерзайте" 66
Самая большая испарительная чашка 67
Город в облаках 69
От стеклянной банки к дождю 72
Что дают горы? 74
I Горы вообще 74
И Горы в частности — Урал 76
III Горы в частности — Швейцария 77
Там, где жарко
I В пути
II Жарко
III От Ташкента до Мерва
IV Настоящая жара
Парадоксы пустыни
I Где пески, там и вода
И Неунывающие растения
III Манна
VI Саксаул
Фен, чинук, бора
Универмаги
I Олень
II Бамбук
III Финиковая пальма
IV Хлопчатник
"Я вижу потоков рожденье"
Обезглавливание без крови
Сколько воды в реке?
Река, как камень преткновения
Вопреки законам
По порогам Днепра
Начало озер
Конец озер
В морях
I Первое знакомство... И Ожившие вещи
III Сельдь
IV На тоне
V Зимняя путина
VI Ньюфаундлендские банки Домашние дикари
I Клад севера
II Расхищаемый клад
III Неразменная монета Сколько людей на земле?
Побежденное море
Или пустыня, или канифоль
Джигит
Городские джунгли
Ответы на вопросы



      ПОЧЕМУ Л. Н. ТОЛСТОЙ ЗА МИТРОФАНУШКУ ЗАСТУПИЛСЯ?
      (Вместо предисловия.)
      Я не предполагаю, а даже наверно знаю, что едва читателю попадутся слова: "занимательная география", он тотчас же скажет:
      — Гм... Занимательность и география... Несовместимо!
      И вспомнит Пушкина: —
      вода и камень,
      Стихи и проза, лед и пламень
      Не столь различны меж собой".
      Вы помните, может быть, у Чехова необычайно тоскливый персонаж, который не находил лучшего, как постоянно и неизменно произносить удручающе общеизвестные истины, совершенно неспбсобные ни пробудить какую-либо мысль, ни возбудить какой-либо интерес. Например:
      "Волга впадает в Каспийское море".
      А ведь это — география! И оттого, что к этой истине, мертвой для мысли и интереса, прибавляются тысячи других, как, например, "Мыс Горн — есть самая южная точка Южной Америки", "Тибет — самое высокое в мире плоскогорие", "Амазонка многоводна", "Гренландия велика" и пр. и пр., — от всего этого только расширяется объем удручающей тоски. О какой занимательности можно говорить в этом океане удручения?
      Возьмемте два-три моментальных фотографических снимка с географии, с той географии, что еще не так давно преподавалась в наших школах. Вот один снимок XVIII века. Учебник — "Краткое известке о важнейших системах мира". Содержание:
      "Первый вопрос. — Как намерен ты поступить, обращаясь с предлежащей материей?
      "Ответ. — Я хочу разделить ее на шесть различных глав.
      "Вопрос. — За что ты хочешь взяться в первой главе?
      "Ответ. — Я хочу вообще сделать изложение, чтобы посредством такового притти к системам.
      "Вопрос. — О чем ты хочешь трактовать во второй?
      "Ответ. — В этой я хочу дать краткое известие о важнейших системах и их различных мнениях".
      А вот второй снимок, уже XIX века. Его пишет воспитанница б. Московского училища св. Екатерины:
      "Учитель тщетно старался побороть невыносимую сухость учебников, ему хотелось придать жизнь своему обширному предмету, но не было ни подготовки, ни руководств, и, махнуз рукой, он (учитель) приказывал попросту заучить страницу в книге, что бы там ни было. Помню, что в такие грустные дни он больше обращался к географии Испании или Америки.
      "Такая-то (вызывал он). И, например, я бойко высыпаю имена испанских провинций. Галиция, Астурия, Аррагония (иногда Патагония) 1 ... Перевру еще пяток имен и долетаю до Мажорки и Минорки 1 2.
      1 Автор воспоминаний этим показывает, к каким уродливым результатам приводила "зубрежка": Патагония, которая находится на юге Ю. Америки, помещалась в Испанию, а чеченцы с Кавказа перемещались в С. Америку.
      2 Главные из Болеарских островов; у восточного побережь-Испании.
      "Такая-то (снова вызов). Какие племена населяют Северную Америку? — И вот девица крестит кого-то в шапсугов и чеченцев 1... — Ну, а что же еще в Америке? — спрашивает учитель. — Попугаи и кокосы, анти-лопии, и они любят получать от иностранцев бисер и занимаются мягкой рухлядью" 1
      Вы скажете, что все это было давно. А спросите-ка самих себя, не думается ли вам при слове "география" сухо и мертво:
      "Волга впадает в Каспийское море".
      "Нева вытекает из Ладожского озера".
      "Финский залив находится в восточной части Балтийского моря". И прочее, и прочее.
      А теперь посмотрим, почему Л. Н. Толстой заступился за Митрофанушку.
      Конечно, вам хорошо известна комедия "Недоросль". Вы видите перед собой и Митрофанушку и его почтенную мамашу — Простакову. И видите, как "задалбливает наизусть" перекормленный недоросль ряд ответов на вопросы: где находится то-то и то-то? Сыно-любивая мамаша не выдерживает. Она с гневом восклицает:
      "Дворянское ли это дело — учить географию? А извозчики-то на что?"
      С тех пор, как появился "Недоросль", прошло много времени, и все думали про слова Простаковой приблизительно так:
      1 Конец фразы относительно бисера и мягкой рухляди относится, конечно, к населению С. Америки, а не к ее животным. Но механическое заучивание названий и имен не заботится о смысле; механически заученное механически же и произносится; отсюда часто — смешная нелепость.
      "Чего только не скажет невежественная мать в защиту невежественного сына! Географию, видите ли, не надо учить, раз существуют извозчики!"
      Но вот крупнейший ум, Лев Николаевич Толстой, организовав в Ясной Поляне школу и обучая своих учеников географии, — т.-е. Волге, впадающей в Каспийское море, — печатно высказал в своих записках:
      "Нет ничего умнее и вернее того, что сказано о географии Простаковой. И все географы мира ничего против этого утверждения Простаковой возразить не смогут".
      Географы старой школы обиделись. А географы новой школы высказали сильнейшую радость по поводу того, что Толстой сказал совершенную истину. Такая география, которая велит запоминать только названия и которая отвечает исключительно на вопрос "где?" — никуда не годна. Для этого существуют справочники.
      А заучивать на память справочники — глупо.
      Что же такое география?
      Вам знакома, быть может, интересная головоломка, которая состоит в наборе фигурок различных форм и очертаний. Надо долго вертеть в руках эти фигурки, пробовать приставлять одну к другой то боком, то наискось, то сверху, то снизу, чтобы отыскать такие две их стороны, из которых каждая вплотную придется к соседней. Две фигурки составлены. К ним присоединяется таким же долгим путем третья, четвертая, пятая и т. д. В конце концов, из фигурок, совершенно различных форм, составится цельная, единая сложная картина-фигура — четырехугольник, круг, эллипс и т. п.
      География похожа на эту головоломку. Перед вами куча отдельных "фигурок" — самых разнообразных. Одна из них — поверхность; другая — климат. И вот, у поверхности есть черты, которые могут быть связаны с кли-
      матом так прочно, как причина и следствие. Поверхность высока — климат прохладный; с другой стороны, склон высок — много дождя. Обратно: много дождя — склон сильно размыт...
      Вы прибавляете третью "фигуру". Предположим, это — река.
      У вас три фигуры; теперь вам надо снова переставить две прежние, чтобы третья могла соединиться с ними обеими тоже так же прочно, как причина и следствие. Поверхность крайне неровна — беспокойно течение рек; участки спокойного и плавного движения переходят резко и часто в быстрины, даже, может быть, в пороги. Климат дождливый — река всегда многоводна, возможно судоходство и по быстринам. Климат резко континентален — и совершенно прекращается судоходство в сухой период: на быстринах камни выступают над поверхностью реки.
      Сколько же всех таких "фигурок"?
      Не так много, и они хорошо известны. Вот главные: поверхность, климат, воды, растительный и животный мир, человек.
      Что такое окончательная, составная фигура?
      Это и есть география. География любого места: волости, уезда, района, края, государства, всей Земли.
      Слово "человек" не даром набрано курсивом. Человек, ведь, может подойти, так сказать, с пустыми руками; у него может не быть ни инструментов, ни орудий, ни капиталов, ни знаний. Тогда он скромненько приладится сам к картине природы.
      Но такой случай редок. В большинстве случаев человек приходит и с орудиями, и с капиталом, и с знаниями — в каждом отдельном месте с разными орудиями, с разными знаниями. Тогда он прилаживается к природе совсем по-другому: он изучает ее и потом переделывает ее.
      Климат слишком влажный? Человек отведет излишнюю воду дренажными канавами и засеет культурами ту землю, которая без его вмешательства была бы болотом.
      Климат слишком сухой? Человек воспитает культуры, приспособленные к сухости, и полупустыню превратит в культурный уголок.
      Продолжать дальше нет необходимости: все дальнейшие страницы этой книги и есть продолжение. Книга как раз и рассказывает и про отдельные "фигурки" и про сложные окончательные "фигуры". Разобрать эти сложные "фигуры", увидеть ясно и точно, почему и как сложены они из отдельных фактов и явлений, — и есть настоящая задача настоящей географии.
      Учить наизусть названия — глупо. Для этого действительно есть "извозчики", т.-е. справочники. И, конечно, заглавие этой статьи не верно: Толстой не за Митрофанушку заступился, — за Митрофанушку заступилась только Простакова; Толстой заступился за человека; человек должен мыслить, а не зубрить.
      География учит не зубрить названия, а понимать их. Всякое географическое название обозначает сложную жизнь. И тот, кто выучил только название, знает только корешок книги, а не самое книгу. А кто название перепутает, тот перепутал жизнь и, значит, ничего уже не понимает, пожалуй, и до Митрофанушки не дорос.
      Остается сказать два слова. Подзаголовок статьи говорит: "вместо предисловия". Надо еще прибавить:
      "а также вместо послесловия".
      В предисловии география — головоломка, может быть, и не совсем еще понятная. Хочется надеяться, что она будет совершенно понятной, когда книга будет прочитана.
     
      ПОД ВЛАСТЬЮ ТАЙНЫ
      Поколения за поколениями жили и умирали на берегах Великой реки, и Нил продолжал оставаться тайной. Откуда он?
      Никто не знает. Река течет с юга, но у южной границы Египта она стиснута и пересечена горами, и тут —
      Рис. 1. В пустыне.
      бурные "катаракты", т.-е. пороги Нила. Они ставят препятствия судоходству, и что за ними, туда, дальше к югу, — никто не знает.
      Река течет на север, а там теряется в безбрежном Средиземном море.
      О, конечно, у Средиземного моря есть берега. Но мы говорим про древний Египет, про то время, когда моря
      не соединяли материки, как теперь, а разъединяли их. Море, где кроме воды ничего не видно, отпугивало людей. Только усеянные островами моря постепенно научили людей морскому судоходству.
      Итак, река из неизвестности приходит, в неизвестность же и уходит.
      Тайна крепнет, если обратиться на восток и на запад. На востоке — раскаленная каменистая Нубийская пустыня, непосредственно примыкающая к реке, а дальше к востоку, через узкое Красное море, такая же раскаленная Аравийская пустыня. На западе — иссушенная глинистая и песчаная Ливийская пустыня.
      И именно среди них, прорезаясь через них, протекает Нил (см. рис. 2, где пустыни показаны черным, а долина Нила белым). Общую картину Египта легко себе конкретно представить, если воспользоваться следующим описанием, сделанным одним английским летчиком, который на аэроплане пролетел над всей Африкой, начиная с самой северной ее точки и кончая самой южной. "Египет, — пишет летчик, — рассматриваемый с аэроплана с высоты в несколько тысяч футов, представляется глазу, как гигантская река, протекающая через пустыню. Только вместо того, чтобы быть рекой воды, он является, как широкий пояс зеленой растительности, в середине которой глаз видит блестящую ленту; эта блестящая лента есть сама река Нил, которая и составляет подлинную жизнь Египта". 1
      1 Alan Cobham. — "Across Africa by Aeroplane". "Pearson’s Magazine", July, 1926.
      Рис. 2. Разделяя две пустыни, течет Нил.
      Прохладой веет от реки и от ее покрытой зеленью долины, а справа и слева от этой долины над камнями и песками трепещет и переливается от зноя воздух, как нередко удается видеть над пылающим в поле костром.
      Как не вспомнить еще раз слова поэта: "вода и камень, лед и пламень не столь различны меж собой".
      Существование этих иссушенных и раскаленных пустынь было понятно человеку: летнее солнце стоит в Египте почти прямо над головой; жгучи его почти отвесные лучи. Чтобы составить себе понятие о летних жарах Египта, надо отправиться к самым жарким местам СССР — к прикаспийским и приаральским пустыням Кар а-К умы и Кизыл-Кумы. Средняя температура июля в Каире (Египет) 28,5°, того же месяца в М е р в е (Туркестан) 30,2°, в Ташкенте 26,9° (см. в этой книжке очерк: "Настоящая жар а").
      ВОСЕМЬ МЕСЯЦЕВ ТОЛЬКО КАПЛИ, ЧЕТЫРЕ МЕСЯЦА - НИ КАПЛИ
      Но жара одна не делает еще пустыни. Наоборот, жара, соединенная с дождями, вызывает не только роскошную — это слово недостаточно — буйную жизнь природы. Но потому-то и крепнет тайна Нила, что в Египте так же сильна жара, как слабы дожди.
      Мы можем сейчас составить точный счет дождю в Египте. Как известно, элементы климата наблюдают метеорологические станции. Они, между прочим, ведут и подсчет осадков (в виде дождя и снега) изо дня в день и из года в год. Количество выпадающих осадков станции выражают в миллиметрах; это значит:
      если бы выпадающие осадки не просачивались в землю не стекали и не испарялись, то за такой-то срок земля
      И
      в данном месте покрылась бы слоем воды на столько-то миллиметров.
      А теперь посмотрим счет дождя, выпадающего в Каире по месяцам. (Буквы означают месяцы, цифры — миллиметры осадков.)
      Я. Ф. М. А. М. И. И. А. С. О. Н. Д.
      543420000149
      Не трудно подсчитать и ?а год: 32 миллиметра осадков
      Рис. 3. Обработка земли в древнем Египте.
      Если вы просмотрите эту таблицу осадков по месяцам и обратитесь потом к заглавию этого отрывка, вы наверно согласитесь, что оно совершенно точно.
      Но чем легче понятно существование пустынь, тем менее объяснимо существование зажатой ими мощной реки.
     
      ТАИНА ГЛУБЖЕ И БОЛЬШЕ
      А между тем река не только существует.
      В июне начинается самый разгар жары. Рука, неосторожно поднявшая камень из россыпей Нубийской пустыни, сейчас же, обожженная, бросает его. Глины Ливийской пустыни растрескались от жары, и земля кажется покрытой жуткими струпьями.
      И в этот самый месяц, при небе не только без дождя, но и без единого облачка, вода Нила начинает прибывать. Медленно, но неуклонно и неизбежно, как закон, поднимается вода все выше и выше. Она принимает сначала зеленоватый цвет, потом становится желтоватой, в сентябре достигает высшего подъема, а затем начинает так же медленно спадать, чтобы к марту войти в прежнее русло.
      А спадая, Нил оставляет на обоих берегах свой знаменитый, исключительный по плодородию ил. Черный на вид, жирный на ощупь, этот ил делает неисчерпаемым источником растительной жизни каждый участок земли, на который он попадает. И везде, где Нил оставил свой дар, ко времени жатвы могуче, густо, напряженно, зелено и сочно стоят — рис, кукуруза, пшеница, просо...
      Рис. 4. Орудия обработки земли в древнем Египте.
     
      РЕКА СТАВИТ ВОПРОСЫ
      Целый ряд вопросов и задач вставал перед древними обитателями древнего Египта, — этой узкой полосы исключительно плодородной земли между двумя широкими областями, враждебными всякому проявлению жизни, двумя страшными пустынями.
      Это были не просто вопросы и задачи; это были вопросы и задачи жизни и смерти, так как от их решений зависело само существование египтян.
      Почему поднимается вода Нила так правильно и неизменно?
      Почему оставляемый рекой ил так исключительно плодороден?
      Запоздает или нет подъем воды в этом году?
      Высок или низок будет этот подъем? Ведь, поднимись воды Нила на несколько пядей ниже, — целые полосы земли останутся не орошенными, и несколько семей встанет перед угрозой голода.
     
      ЧЕЛОВЕК ОТВЕЧАЕТ
      Никто не знает, что делается там, за порогами Нила. Дан только один факт: мощная река высоко поднимает свои воды и как-раз тогда, когда жара и сухость наиболее велики.
      Но чем меньше знаний, тем больше веры. И если все непонятно, если все неизвестно, то ответ только один:
      Нил — бог.
      Литературный памятник, оставшийся от древнего Египта, художественным гимном отвечает на вопрос, что такое река Нил? Вот несколько строф из него:
      "Слава тебе, Нил. Слава тебе, явившийся на землю в мир, чтобы подарить жизнь Египту. Таинственный бог, ты заменяешь день тьмой всюду, где тебе это нравится, ты орошаешь сады и поля, созданные природой с тем, чтобы дать жизнь всем животным, ты напояешь землю всюду и везде... Создатель ржи, производитель ячменя, ты доставляешь вечное существование времени... Едва твои воды поднимаются, земля наполняется ликованием, всякая жизнь радуется, всякое существо получает свою пищу, всякий зуб измельчает ее. Ты доставляешь лучшие продукты, создаешь все избраннейшие вещи,.. Тебя нельзя поместить в святилище: никто не знает всех мест, где ты находишься... Нет жилища, которое бы тебя содержало: ни один проводник не проникал в твое
      сердце..
      Человек отвечает: вот он, Нил — таинственный бог. Вся мощь его на виду. Все и каждый воочию видит "чудо" превращения пустыни в поля и сады, и это чудо произошло оттого, что Нил явился на землю, чтобы даровать жизнь Египту.
      Все это — чудо, ибо без Нила была бы только пустыня.
      Все это — тайна, так как "никто не знает тех мест, где ты находишься", так как "ни один проводник не проникал в твое сердце".
      Человек, стало быть, отвечает тем, что признает реку таинственным богом. Человек, не имея знания, отвечает верой.
      Ответ ли это? — Судите сами.
      На тайну, которая тревожит человека, которая создает вопрос самой жизни, можно ответить и знанием и верой. Но ответы эти совершенно различны.
      Знание уничтожает тайну, потому что объясняет ее. А вера отвечает тем, что тайну делает необхо-
      димостью: ведь тайна и есть сущность каждого бога.
      Поэтому-то и отвечает человек словами: таинственный бог. И, ответив так, успокаивается; вопрос больше не тревожит его: непонятность реки становится необходимостью...
      "... Ты создаешь все избраннейшие вещи... О, конечно, под этими "избраннейшими вещами" гимн не подразумевал и не мог подразумевать фараонов и жрецов!
      А между тем и фараоны и жрецы точно так же, как рожь и ячмень, — создание Нила.
     
      ОТ ОДНОГО КОРНЯ РАЗЛИЧНЫЕ ПЛОДЫ
      Я не намереваюсь прервать свой рассказ о древнем Египте и под заголовком "от одного корня различные плоды" не думаю рассказать здесь о знаменитых опытах творца новых растительных форм, Лутера Бербанка. Результаты работы Бербанка, конечно, изумительны. Это он на одном из кактусов выростил плоды, по вкусу и аромату соперничающие с апельсинами; это он получил картофель на корнях и стеблях томата; это он создал айву с ароматом ананаса и проч. т. п. Однако, я продолжаю оставаться в древнем Египте.
      "Корень" — один. Этот "корень" — самый простой, обыкновенный факт: ежегодное поднятие и спад вод реки.
      Первый "плод", вырастающий из этого "корня", — плодородие нанесенного рекой ила.
      Причину исключительного плодородия этого ила, конечно, необходимо объяснить; необходимо изучить этот вопрос. Но, во-первых, ясно видны и пути этого изучения: надо узнать, из какого материала состоит этот
      ил; во-вторых, совершенно очевидна прямая связь между разливом реки и оставляемым ею илом.
      А почему и как из того же "корня" выросли такие "плоды", как фараоны и жрецы, — дело другое. Не видны ни пути изучения, не видны никакие связи между рекой и жрецами.
      Рис. 5. Нил близ пирамид.
      А между тем к этим плодам все того же корня необходимо прибавить и еще иные, опять-таки совершенно иного порядка: надо прибавить расцвет астрономии и геометрии.
      И если из одного и того же корня вырастают: плодородие почвы, — фараоны, — жрецы, — астрономия, — геометрия, — скажите, не удивительнее ли это всех удивительных фактов Бербанка?
     
      РЕКА — ТВОРЕЦ ОБЩЕСТВЕННОГО СТРОЯ И МЫСЛИ
      При чем же здесь жрецы и астрономия, фараоны и геометрия?
      Чтобы полнее ответить на этот вопрос, лучше всего постараться как можно полнее представить себя древним египтянином в его конкретной обстановке, с его знаниями, заботами, желаниями.
      Раз Нил — таинственный бог, от которого зависит вся окружающая жизнь, то легко себе представить, с какой верой, с каким страхом, с какой надеждой смотрели египтяне на своих жрецов; ведь они — те люди, которые находятся в постоянном общении с богами.
      Жрецы также не знали, откуда явился Нил, не знали и причины подъема вод реки. Но, свободные от повседневных дел, они читалц по небу волю бога-реки. Ведь в небе человек находил не только естественную меру времени — время от восхода до заката солнца; время от полнолуния до полнолуния; время появления и исчезновения за горизонтом тех или иных созвездий. В небе человек находил не только это; в сочетаниях светил с самых древних времен человек искал непосредственных связей с событиями земли, указаний на судьбу и вселенной, и отдельных явлений, и отдельных людей.
      Ночи проводили жрецы в наблюдениях над звездами.
      Совершенно понятна в таком случае, более того, неизбежна — огромная власть жрецов над народом, понятна глубокая вера в жрецов и страх перед ними. И так же понятен расцвет и укрепление в Египте астрономических знаний.
      Народу, изо дня в день видящему "чудо" перед собой, так легко внушить:
      — Воля бога нам известна, но она открыта только избранным.
      Власть фараонов также опиралась на власть жрецов; фараоны были, ведь, "божественного происхождения". Но деспотическая власть фараонов укреплялась не только на этой религиозной основе; она выростала и потому, что народ конкретно, на деле убеждался, к каким последствиям ведет неисполнение велений власти.
      Почему? Надо помнить, что ил реки изумительно плодороден. А если так, то понятно, что на берегах Нила могло жить и кормиться весьма густое население.
      Заглянем на минуту в современный Египет, а для того, чтобы наш ответ был более убедителен, пробежим мысленно по всей земле.
      Где на земле наиболее густое земледельческое население? Прежде всего, в южном Китае; там очень плодородная земля, и благодаря теплому климату земледелие возможно в течение круглого года. В провинции Шандунь живет 244 чел. на 1 кв. км; в провинции Киангсу 284 чел. Есть остров Ява, — там тоже весьма плодородная почва и нет зимы; там живет 276 чел. на 1 кв. км.
      Но в современном Египте живет 447 чел. на 1 кв. км, а если из площади Египта выкинуть каналы, дороги, поверхность самого Нила с его разветвлениями, то мы получим чудовищную для земледельческого населения плотность в 730 чел. на 1 кв. км.1
      При большой густоте населения (оно было густо и в древнем Египте) понятно, что каждый квадратный
      1 Когда автор приводит окончательные результаты, всегда хочется и всегда полезно проверить его; привожу все данные, необходимые для расчетов; поверхность Египта ("собственно Египта*) 31,7 тыс. кв. км; в том числе занято каналами, дорогами, финиковыми рощами 4,9 тыс. кв. км; занято поверхностью Нила, его ответвлениями и озерами 7,4 тыс. кв. км. Население собственно Египта (в 1927 г.) 14,17 млн чел.
      Между прочим, из приведенных данных явствует, что водная поверхность Нила составляет почти четверть всей площади собственно Египта.
      дециметр земли имел большое значение; понятно отсюда, что наука, учившая, как делить поверхности (площади) на части, была в Египте наукой первой необходимости. А эта наука и есть геометрия, в дословном переводе — измерение земли.
      Но вот что важнее. При той высокой ценности, которую представляла каждая пядь земли в Египте, необходимо было тщательное регулирование разливов Нила. Нужно было, чтобы его вода не затопляла совершенно напрасно каменистых участков земли, а для этого такие участки следовало ограждать валами; нужно было, чтобы вода Нила проникала в других местах как можно дальше, а для этого необходимо было устраивать водоотводные каналы; нужно было, наконец, создавать водохранилища.
      Вспомните, что Нил — чрезвычайно мощная река. С ним в одиночку не справиться. Нужно было сплоченное усилие множества народа, дружная коллективная работа. Такая работа может быть произведена при двух противоположных условиях общественного строя. Или при высоко развитом коммунизме, или при очень сильной центральной власти.
      Первое требует, как основы, обобществления средств и орудий производства, но в Египте этого не было: средства производства сосредотачивались в немногих руках крупных собственников, из которых крупнейшими землевладельцами-помещиками были фараоны. Оставалось второе.
      Таким образом, Нил продиктовал и укрепил исключительную деспотическую власть фараонов, по мановению руки которых массы народа покорно шли на регулирование Нила. А фараоны тщательно следили за всеми этими работами: как уже было сказано, фараоны были крупнейшими землевладельцами.
      Вот при этих-то работах по регулированию Нила египтяне и узнавали конкретно, что значит не исполнять волю фараона: при недружной работе Нил прорывался на камни и не орошал тех мест, где орошение было жизненно необходимо: воды не хватало. А это означало голод.
      Таким-то образом и произошло то, что река обусловила и необычайную власть фараонов с жрецами и развитие астрономии и геометрии. Река определила и общественный строй, она определила и все сознание древних египтян.
     
      ПРОВОДНИКИ ПРОНИКЛИ В СЕРДЦЕ НИЛА
      А когда ученые исследователи проникли в сердце Нила, — тайна Нила перестала существовать.
      Не диво, что древний мир не знал, откуда Нил течет: он начинает свое течение по южную сторону экватора. Вся длина Нила громадна, — она составляет 6 500 км. Велика и могуча наша Волга, но длина Волги "всего" 3660 км\ Волга, следовательно, только немного длиннее половины Нила.
      Начинается Нил речкой К а г е р о й (рис. 7), впадает в озеро Виктория (кстати сказать: второе в мире по величине: больше нашего Ладожского в 3,7 раз), из него выходит, принимая название Белого Нила. Оба эти участка Нила очень интересны и наполовину уже открывают тайну плодородия нильского ила.
      Но сначала вернемся к истокам — к Кагере и к озеру Виктория. Они расположены у самого экватора. В области экватора нет зимы; там только сухой период года и влажный.
      Вы видите на карте (у северного берега оз. Виктория) местечко М е н г о? (рис. 7). Вот таблица количества осадков в Менго по месяцам (в миллиметрах):
      Я. Ф. М. А. М. И. И. А. С. О. Н. Д. ГОД. 60 111 114 195 135 76 80 73 99 133 99 34 1209
      Рис. 6. В песках пустыни.
      Так вот где выпадают дожди, поднимающие воды Нила!
      Но почему же в Египте Нил начинает поднимать свои воды в июне, если в истоках дожди, как видно из таблицы, начинают обильно выпадать с февраля?
      Часть ответа вы, может быть, нашли и сами; ведь от истоков (верхнего течения) Нила до его нижнего течения (Египет) свыше 6 тысяч километров: конечно, надо много
      времени, чтобы подъем воды дошел до нижнего течения. Но это только часть ответа; этот подъем дошел бы скорее, если бы не было особенностей в течении Белого Нила. Он проходит по совершенно равнинной местности; когда вода начинает прибывать, она не встречает препятствий в высоких или хотя бы только приподнятых берегах — и разливается вширь, как море. Вода заливает здесь площадь до 60000 кв. километров, т.-е. площадь, вдвое большую, чем площадь всей Бельгии или Гол-ландии.
      И здесь вода застаивается. Вода эта мелка, а солнце на экваторе и близ экватора могуче; в результате вся площадь застоявшихся вод порастает всевозможными водолюбивыми растениями. А между растениями, укореняющимися на дне, свободно плавает множество других представителей водного мира. Густая чаща кустарников и между ними вода; разве только кое-где возвышаются высокие постройки термитов.
      Но вода только застоялась, она все же движется, хотя и очень медленно; двигаясь, она уносит с собой и часть свежих растений, и часть полуперегнивших, и часть перегнивших. Оттого-то и отличается таким плодородием нильский ил, что он несет вместе с собою огромное количество перегноя, того перегноя, который делает таким ценным наш чернозем.
      Но Нил несет не только перегной.
      Обратитесь снова к карте. Между 10° и 20° сев. широты Белый Нил принимает справа большой приток — Голубой Нил. Он стекает с высот Абиссинии, а высоты эти очень значительны. Запомним это.
      В Абиссинии тоже два периода в году — сухой и дождливый, но только оба гораздо резче выражены, чем на экваторе. Сравните сами данную выше таблицу дождей
      для Менго с такой же для Г о н д а р а (см. карту на стр. 25):
      Я. Ф. М. А. М. И. И. А. С. О. Н. Д. ГОД.
      О 0 16 2 65 137 304 359 122 92 28 0 1125
      И вот Голубой Нил в сухое время года пересыхает совершенно; начиная с июня, он сразу переполняется водой, и так как высоты Абиссинии очень значительны, то Голубой Нил весь превращается в могучий, бешено текущий поток. Он мчится по высушенному распыленному руслу, уносит с собой все эти в порошок иссушенные частицы земли и несет их в Египет. Оттого-то вода в Ниле принимает, вслед за зеленоватым, желтоватый оттенок.
      Но дело не в оттенке; частицы земли, раздробленные в пыль, — прекрасная минеральная пища для растений. Не даром у всех низовьев рек почва так тучна и плодородна.
      Итак, экваториальные и тропические дожди вызывают разливы Белого и Голубого Нила. Белый Нил, застаиваясь до встречи с Голубым, собирает несметные богатства перегноя; Голубой Нил, бешено размывая свое русло, собирает несметные богатства мелкозема — лучшей минеральной почвы.
      Вот тайна Нила. Она проста. Но не забудьте: тогда, когда она открыта.
     
      ПОЧЕМУ АД ГОРЯЧ, А РАЙ ПРОХЛАДЕН?
      Не все ли равно, какое из этих несуществующих мест горячо, и какое — прохладно?
      Нет, очень поучительно узнать, почему именно ад придуман горячим, а рай прохладным. Поставленный в заголовке вопрос имеет серьезное значение потому,
      что весьма ясно показывает, как влияет на человека та или иная географическая обстановка.
      Рис. 7. Откуда берет начало Нил.
      Вопрос: "почему ад горяч?" уместно задать как раз после ознакомления с древним Египтом. В сущности говоря, ад горяч именно потому, что он рожден в Египте.
      Американский ученый, профессор Руссель Смит начинает свою большую книгу о Северной Америке такими словами: "Ад горяч. Думали ли вы, однако, когда-нибудь: почему?"
      Почему же? Представление об аде было создано в Египте. Вы уже знаете, что представлял (да и представляет) собой Египет: узкую полоску земли между двумя страшными пустынями. Пустыни эти страшны своим зноем — невыносимым зноем, невыносимой жарой. Ад создан для устрашения. Но чтобы страх был действителен, он должен быть конкретным. Что же страшнее, что ужаснее и что конкретнее можно выдумать для людей, постоянно видящих перед собой ужас пустыни, как не еще большую жару, как не огонь, раскаленные угли, раскаленные камни, раскаленное железо? И для людей жаркой пустыни создан жаркий ад.
      Но на другом конце земли, близко к полярным странам, жили древние скандинавы. Они жили среди вечного холода, среди льдов и снегов.
      Что могло казаться им самым ужасным? Конечно, вечный лед, вечный снег, вечный холод — только в десятки раз усиленные сравнительно с тем, что они видят и испытывают.
      "Среди до христианских скандинавов, — пишет проф. Смит, — ад это место, заключенное в снег и вечный лед".
      Приведу дальнейший рассказ проф. Смита. Когда посиневшим от холода северным жителям пришлось впервые услышать какую-то проповедь, в которой яркими красками описывался жаркий ад, один из этих перезябших слушателей обратился к проповеднику.
      — Послушайте, — сказал он. — Разумеется, никто из нас никогда не откажется пойти в это превосходное место, о котором вы нам сейчас рассказываете. Только нельзя ли попасть туда как-нибудь полегче? Неужели надо непременно наделать такую кучу грехов?
      Отразилась ли на рае географическая обстановка?
      Несомненно. Рай также создан пустыней. Если ад должен был устрашать, рай должен был утешать тех, кому плохо приходилось в их жизни на земле. Но что может быть пленительнее для жителя пустыни, как не мечта о прохлад е?
      Ему, видящему постоянно раскаленный песок и камни, ничто не может казаться лучше вечно-зеленой цветущей лужайки, вечно-зеленых плодовых деревьев. Ему, знающему, что значит, когда от зноя и жажды в кровь растрескиваются губы, — не может быть лучшего места, как цветущий сад, орошенный тысячами студеных ручейков, переливающихся, журчащих и посылающих прохладу и здесь и там.
      Густой, тенистый сад, полный текущей холодной воды. Но таким именно и изображается рай.
     
      СОЛНЦЕ В КОЛОДЦЕ
      Астрономия и геометрия древнего Египта оправдали себя.
      Больше чем за 2200 лет до настоящего времени они позволили поставить и решить задачу, решение которой и теперь исключительно трудно и требует коллективной работы выдающихся математиков, высокого развития самой математики и, наконец, набора точнейших инструментов.
      Среди многих других фактов астрономии и геометрии древнему Египту были известны и следующие, которые позвольте привести в виде перечня:
      1. Земля есть шар. — 2. Земля ничтожно мала по сравнению с Солнцем; приблизительно так мала, как маковое зернышко в сравнении с крупным апельсином.1 — 3. Отвесное направление на шаре есть линия, совпадающая с радиусом и проходящая, следовательно, через центр шара. — 4. Градус есть одна триста шестидесятая часть всякой окружности; градус содержит шестьдесят минут, а минута содержит шестьдесят секунд. — 5. Если две параллельные линии пересекаются какой-нибудь третьей линией, то образующиеся перекрестные углы равны между собой.
      Что можно сделать из этого сухого перечня фактов, — на наш теперешний взгляд элементарно простых?
      На карте (см. рис. 7) найдите город Александрию; в этом городе, за три столетия до нашего летоисчисления, жил математик Эратосфен. Ему были известны перечисленные выше факты. Известен ему был и еще факт: один раз в году в Сиене, городе, лежащем к югу от Александрии (рис. 7; теперь этот город называется Ассуаном), солнце видно на дне глубокого колодца.
      И вот этих фактов было достаточно, чтобы привести в движение мозг ученого и поставить смелую, для того времени даже дерзкую задачу: измерить Землю.
      И он разрешил ее удачно, даже блестяще.
      Солнце видно на дне глубокого колодца; это может быть только тогда, когда луч солнца падает на землю совершенно отвесно, а это значит, — см. пункт 3 нашего
      1 Теперь известно, что нужно взять 1300000 таких шаров, как Земля, чтобы составить Солнце.
      перечня, — что направление луча совпадает с направлением радиуса Земли, проходит через ее центр.
      Но в тот же самый день в Александрии отвесно (строго вертикально) направленный к земле стержень дает тень. Значит, солнечный луч падает там на Землю не отвесно. Тогда см. пункт 2-й: Солнце громадно, Земля сравнительно с ним ничтожно мала. Ясно, что пучок
      солнечных лучей падает на Землю параллельно, и, если вертикальный стержень (он называется гномоном) отбрасывает тень, то это может происходить только в том случае, если Земля — шар и, следовательно, расстояние между Александрией и Сиеной не прямая линия, а дуга.
      Тогда Эратосфен устраивает изумительный по простоте прибор — ска фи с. Это — полое полушарие; с самой средины его поднимается отвесно кверху стержень (тот же гномон). Длина стержня равна радиусу полушария. Полушарие разделено на градусы.
      А теперь обратимся к рис. 10. Окружность — это разрез Земли. Точка С — Сиена; точка А — Александрия; О — центр Земли; пунктирные линии — солнечные лучи;
      Если в тот день, когда Солнце в Сиене видно на дне колодца, в этом городе поставить скафис так, чтобы стержень был направлен совершенно отвесно, т. е. строго вертикально, то ясно, что солнечный луч совпадает с направлением стержня и с направлением радиуса Земли. Это и показано на рисунке. Но в Александрии вертикальный стержень скафиса отбрасывает тень; солнечный луч составляет с направлением стержня какой-то угол; угол этот можно измерить; он оказался у Эратосфена равным приблизительно 7 градусам и 12 минутам.
      Вспомним теперь пункт 5-й нашего перечня. Линия АСО показывает направление солнечного луча; линия
      Ааб показывает тбже направление солнечного луча; обе этиг линии параллельны. Они пересечены третьей линией аАО. Угол (к) или иначе Ааб и угол (М) или иначе АОС равны между собой (это "перекрестные углы“). Значит, угол (Л/) равен также 7 градусам 12 минутам.
      Во всей окружности 360 градусов (см. пункт 4-й перечня). 7 градусов 12 минут равны одной пятидесятой части 360 градусов (7 градусов 12 минут = 7х/5 градуса; 360 ; 7*/б = 50). Значит, дуга АС составляет пятидесятую часть всей окружности. Но дуга АС есть не что иное, как расстояние от Александрии до Сиены. В те времена расстояния измерялись в Египте стадиями, и между Александрией и Сиеной считали 5000 стадий. Отсюда окружность Земли равна 5 000 стадиям, умноженным на 50, т. е. 250000 стадий.
      К сожалению, неизвестно точно, какой современной мере отвечает стадия; по одним источникам она равна 158 м, а по другим 185 м (первое вернее).
      Но все же результаты удивительны. Если стадия равна 158 м, то длина окружности Земли определена Эратосфеном в 39500 км. Если же стадия равна 185 м, то окружность Земли — 46 250 км.
      Теперь мы знаем, что Земля не строго шар, а сплющена у полюсов; следовательно, окружность по экватору больше, а по меридиану меньше, и вот их точные размеры:
      окружность Земли по экватору . 40070368 м
      " " " меридиану 40 003 423 "
      Вспомните, с какими инструментами работал Эратосфен!
     
      ЗАГАДОЧНАЯ ПРОПАЖА
      В 1519 году от берегов Испании отплыли пять кораблей под начальством Магеллана.
      Северная и Южная Америки были уже открыты, и от их населения слышны были утверждения, что по ту сторону этих материков находится новая, неизвестная "большая вода“ — большой океан.
      Найти путь в этот неизвестный океан, проплыть его и по нему вернуться в Азию, а потом и в Европу было задачей Фернанда Магеллана. Он поехал на запад и должен был вернуться с востока.
      Это было первое кругосветное путешествие. А насколько оно трудно было, можно видеть из того, что продолжалось оно целых три года и из пяти кораблей на родину вернулся только один. Остальные в разное время погибли.
      Моряки тщательно ведут судовые книги, аккуратно записывают день за днем, число за числом все, что видели, встречали, наблюдали каждый день. Конечно, самым торжественным днем был день возвращения. Это было 6 сентября.
      Но на берегу, на родине, засмеялись:
      — Вы уже и числа перепутали; сегодня не 6, а 7 сентября.
      Моряки проверили свои журналы. Никаких сомнений быть не может; вот запись за три года, аккуратная, точная, изо дня в день; ни одного дня не пропущено.
      — Нет, — сказали моряки: — никакой ошибки нет, мы проверили все записи; сегодня 6 сентября.
      Но на берегу рассердились: можно спросить у кого угодно, всякий ребенок скажет, что 6 сентября было вчера и что сегодня 7-е.
      Снова и снова проверяли моряки свои записи. Сомнений не оставалось: пропали сутки.
      Из всех возможных пропаж — эта, без сомнения, была самая удивительная и самая загадочная. Дело станови-
      лось серьезно. Надо помнить, что католическая церковь была чрезвычайно строга. Сутки потеряны, — это означает, что были перепутаны все посты, церковные службы, были перепутаны и дни празднования святых, ибо определенные святые вспоминаются в определенные дни.
      Моряки ничего не могли сказать в свое оправдание. Еще и еще раз искали они в своих книгах пропавшие сутки, но все напрасно; записи были безупречно аккуратны, дни в полном порядке следовали за днями, а сутки провалились; где и когда — не мог сказать никто.
      Церковь призвала виновных к ответу. Они оправдаться не могли. И на бедных моряков было наложено суровое покаяние...
      Действительно ли они потеряли сутки?
      Да. Они не могли их не потерять.
      Что такое сутки? Это время полного оборота Земли вокруг своей оси. Земля вращается с запада на восток. Моряки Магеллана в своем кругосветном путешествии также сделали один полный оборот вокруг Земли. Они ехали по направлению, обратному ее вращению, — с востока на запад. Сколько бы раз за это время Земля ни обернулась вокруг своей оси, один оборот должен был пропасть, так как моряки сделали его сами по обратному направлению.
      Ну, а если бы моряки ехали вокруг Земли не с востока на запад, а наоборот, с запада на восток, — потеряли бы они также сутки?
      Очевидно, нет; они выиграли бы сутки. Сколько бы раз Земля ни обернулась вокруг своей оси, — напр., 100 раз, — моряки, плывущие с запада на восток и совершившие полный оборот вокруг Земли, обернулись бы 100 раз вместе с Землей и еще один раз добавочно
      Рис. 11. Граница дат. Проходя ее (на кораблях), прибавляют или убавляют одни сутки.
      своим объездом вокруг Земли.
      Вернувшись домой, они считали бы днем возвращения не 7 сентября, а уже 8 сентября.
      Очевидно, на Земле надо установить такую линию, где едущие с востока на запад прибавляли бы один день к своему календарному счету, а путешествующие с запада на восток — убавляли бы один день.
      Такая линия установлена, она называется международной границей дат. Ее надо было провести где-нибудь в океане, потому что неудобно было бы, если бы на суше один город считал "четверг", а соседний в тот же день считал "пятница". Международная граница проведена по 180 градусу долготы. Этот меридиан проходит по Великому океану, и, чтобы граница не задевала суши, ее проводят не строго по указанному меридиану, а зигзагом (рис. 11).
      Это сделано для того, чтобы одинаковые числа и дни были 1) во всей восточной Сибири; 2) на всех Алеутских островах и 3) на островах Новая Зеландия, Фиджи и др., так как острова эти связаны постоянными взаимными общениями.
      На этой-то линии, переезжая ее, корабли либо прибавляют, либо убавляют сутки, смотря по тому, куда они идут — на запад или на восток.
      Моряки Магеллана совершенно напрасно отбыли наказание: они не были виноваты.
     
      БЕЗ РУЛЯ И БЕЗ ВЕТРИЛ
      Однажды пришлось мне вспомнить лермонтовское:
      "На воздушном океане Без руля и без ветрил Тихо плавают в тумане Хоры стройные светил1.
      Мне вспомнилась эта строфа, хотя дело было не на воздушном океане, а в северной части Каспийского моря плавал не хор светил, а блуждающий буксир, и он был не без руля и ветрил, а без компаса и карт.
      Было это в одну из первых моих поездок по Каспию; в качестве смотрителя рыболовства я был командирован к северной оконечности полуострова Бузачи. Вся северная часть Каспия не глубока, глубина его 30 — 3 5 м не больше, и когда после полудня начался, а к вечеру усилился свирепый шторм, поднялась волна, типичная для неглубоких мест: крутая, бестолковая, швыряющаяся во все стороны.
      Было совсем темно, когда мы бросили якорь неподалеку от мачтового сигнального огня какого-то, повиди-мому, заночевавшего на якоре судна.
      Шторм не затихал и ночью. У меня была боковая каюта на кожухе, и всю ночь бестолковые волны коло-
      тились о нее. — Р-р-рррр... — рокотало море; бум! — ударялись волны о кожух; з-з-ззз... — звенели струи воды, скатываясь со стен каюты и просачиваясь через решетчатый пол кожуха.
      И снова, и снова, в беспорядке, без ритма:
      — Бум! з-ззз... бум! з-з-зззз...
      А временами примешивался — и на этот раз ритмически периодично, — лязг якорных цепей со стороны неизвестного судна. И так до утра.
      Когда утром рассвело, мы увидели, что неизвестное судно было обыкновенным волжским буксирным пароходом. Мы увидели, как он дал ход вперед, как он бросил якорь и как сейчас же после отдачи якоря начал медленно уползать от нас. Очевидно, слабый якорь не смог удерживать пароход; очевидно, он всю ночь занимался этим своеобразным "паханием" морского дна: двадцать метров вперед с поднятым якорем, двадцать метров назад с якорем, "пашущим" грунт дна.
      Капитан нашей шхуны приставил ко рту рупор.
      — Откуда и куда плывете?
      В ответ неожиданно прилетело:
      — Дайте пресной воды!
      — Пришлю... Подтянитесь поближе! — прокричал капитан и снова повторил свой вопрос:
      — Откуда плывете? куда?
      — Из Астрахани... Держал на Кулалы, — ответил буксир.
      Капитан опустил рупор и свистнул.
      — Ловко! — сказал он.
      Это действительно было ловко. Буксир шел по направлению на Кулалы, а попал километров на 75 восточнее (см. рис. 12, где место нашей стоянки обозначено кружком). При расстоянии о-ва Кулалы от Астрахани приблизительно в 200 км, ошибка на 75 км колоссальна.
      — Карту и компас имеете? — с сомнением в голосе закричал капитан.
      — Есть... плохенькие, — ответил буксир.
      — "Плохенькие"! — передразнил капитан. — Ну, подтягивайтесь! Пришлю воды и посмотрю ваши "инструменты".
      Буксир зашлепал колесами, и тут, при свете разгоревшегося уже утра, мы увидели, что нескольких плиц1 не было совсем, а несколько других были разломаны, но еще держались на ободах; они качались и болтались; казалось, колеса размахивали своими руками и говорили:
      — Видишь? Что тут будешь делать? Беда!
      Когда сложная задача перебраться на буксир при сильном волнении была удачно решена, капитан нашей шхуны увидел, что карта и компас были действительно "плохенькие". На грязном и измятом клочке бумаги была изображена северная часть Каспийского моря и дельта
      1 Деревянные лопасти пароходных колес.
      Волги. Карта была, очевидно, плохо копирована с какого-нибудь первого попавшегося под руку школьного атласа; к тому же она была вычерчена толстенными линиями плохо очиненного карандаша.
      Капитан показал ее мне.
      — Видите этот проток? По этому протоку буксир и вышел из Астрахани. А по этой... как уж ее назвать, не знаю, только не картой... по этой грязной стряпне проток открывается прямо на Кулалы. Вот он, — (капитан толкнул подбородком на буксир), — вот он "прямо" и плыл!
      — Ну, а компас? — спросил я.
      Я знал, конечно, что магнитная стрелка компаса чрезвычайно чувствительна ко всем железным предметам на корабле; поэтому она искажает свое показание, т.-е. она отклоняется от истинного магнитного полюса и притом на разных кораблях — по-разному, в зависимости от положения железа и от массы этого железа. Поэтому компас каждого мореходного судна тщательно выверяется, иначе он бесполезен.
      — Компас — просто деревянная игрушка, — ответил капитан. — Никакой выверки, разумеется, нет. Указывает, куда хочет. Д-да... А раз компас указывает, куда хочет, корабль плывет, куда не хочет!
      — "Без руля и без ветрил", — засмеялся я.
      — Без карт и без компаса, — поправил капитан. — А впрочем, что без руля, что без компаса — все одно: плавай, как в тумане... "Плыви, мой челн, по воле волн"...
      Капитан шхуны сверил свой компас с компасом буксира, дал капитану буксира подробные указания; снабдил его пресной водой, поделился и кое-какой провизией.
      Через некоторое время, уже по возвращении в Астрахань, я снова увидел этот заблудший буксир. Он стоял
      у берега на причале. Были прилажены новые плицы; они еще не были выкрашены и резко выделялись своей желтоватой белизной. Буксир здесь, на Волге, казался совсем другим: это был большой сильный пароход, а не тот "буксиришка", смешной и жалкий, каким он казался там, у берегов Бузача.
      И здесь, на реке, ему уже не надо было ни компаса, ни карты.
     
      КАК И ЗАЧЕМ В ОКЕАНАХ ЛОВЯТ СОЛНЦЕ
      Хорошая мореходная карта и хорошо выверенный компас — вот что надо для плавания по морям и океанам.
      Но когда берега скрылись из глаз, когда неделями, нередко месяцами приходится быть среди открытого океана, — как ответить тогда на столь простой в условиях суши вопрос, как: где ты?
      В 1915 году колоссальный океанский пароход "Лузитания" был взорван германской подводной лодкой. Почему же, хотя "Лузитания" затонула в течение коротких 20 минут, все же подоспели с разных сторон другие корабли на помощь, могли быстро и точно найти то место, где "Лузитания" была атакована?
      "Лузитания" послала по радио:
      "Торпедирована на 51 градусе северной широты и 9 градусе западной долготы".
      51° с. ш. и 9° з. д. Вот точное указание.
      Каким же образом моряки узнают широту и долготу того места, где находятся их корабли?
      Есть много аппаратов, показывающих пройденное расстояние. Есть, например, шагомер; есть измеритель расстояний, который вы прикрепляете к колесу вашего велосипеда и узнаете таким образом, какие расстояния вами
      проеханы. Есть лаг. Этот инструмент имеет вид небольшого колеса, на бичеве он выбрасывается с кормы идущего по морю корабля и отмечает пройденные кораблем расстояния; а зная это расстояние, вы, конечно, легко
      вычертите на карте прой-, - Д денный вами путь. Но
      .- ошибки легко возможны
      В и могут быть очень ве-
      Рис. 13. Корабль сносит течением. лики* Корабль попадает
      в течение; по своему ходу он идет вперед по прямой, а течением в то же время сносится вбок. И когда вы по показаниям лага счи-
      таете себя в точке Б, вы на самом деле находитесь в точке В (черт. 13).
      Необходимо, следовательно, уметь точно находить широту и долготу места.
      По чертежам нетрудно узнать, как это делается.
      Пусть корабль находится в точке М (см. рис. 15). Надо узнать широту этой точки. В точке экватора 0 граду-сов; в точке полюса 90 градусов. Точка М находится между 0° и 90°. Ее отделяет от точки О дуга МО. Эта дуга отвечает углу МАО.
      Значит, надо узнать, сколько градусов содержит этот угол: число градусов в нем и покажет нам широту точки М.
      Предположим, что мы отыскиваем широту в тот день, когда Солнце в полдень стоит прямо над экватором. Точка небесного свода, находящаяся прямо над нашей головой, называется точкой зенита.
      Итак, солнечный луч на
      экваторе имеет направление О А (см. статью ляют широту места.
      "Солнце в колодце").
      В точке М направление полуденного солнечного луча пусть будет С А. Это направление С А параллельно направлению ОА (ибо Земля ничтожно мала сравнительно с Солнцем; см. также статью "Солнце в ко-лодце")- И если в точке М мы определили: 1) линию полуденного солнечного луча и 2) линию зенита для точки Му мы получим угол ЗМСу который будет равен углу МАО, ибо эти два угла составлены линиями па-
      раллельными и, значит, равны. Угол же МАО показывает широту места М.
      Надо, следовательно, определить угол ЗМС. Однако точку зенита при плавании на корабле не так-то легко найти. Зато в океане превосходно виден горизонт.
      И практически моряки определяют в полдень угол СМГ. Берут угломерный инструмент, одну трубку его направляют на горизонт, а другую — на полуденное солнце.
      А раз найден угол СМГ, нет ничего проще найти величину угла ЗМС: он равен 90° минус СМГ.
      Итак, если приходится определять широту места в тот день, когда полуденное солнце находится в зените на экваторе, поступают так: определяют в градусах высоту полуденного солнца над горизонтом, вычитают полученную величину из 90° и получают широту местности.
      Теперь вы сами можете ответить на вопросы:
      Какова широта местности, если измерение высоты солнца в полдень над горизонтом показало величину 37 градусов 25 минут?
      А если солнце находится на высоте 85 градусов 37 минут? (Ответы — см. в конце книги.)
     
      ЕЩЕ ДВА ВОПРОСА
      Значит ли это, что широту местности можно определять лишь в такие дни, когда полуденное солнце находится на экваторе в зените? Как быть в те дни, когда солнце находится в зените не на экваторе, а на других параллелях?
      Существуют особые альманахи (справочники); они для любого дня в году указывают, на какой именно широте в данный день солнце находится в зените.
      Обратимся к чертежу 16. Моряку нужно определить широту места М, т.-е. надо определить угол В.
      Он поступает так же, как в предыдущем случае:
      1) определяет угол Б
      2) вычитает его из 90° и таким образом находит угол А. В центре Земли угол А равен углу В плюс угол Г. Но что такое угол Г? Это не что иное, как широта места -3, т. е. того места, где в данный день солнце стоит в полдень в зените. Этот угол моряк находит в альманахе.
      Итак, нужно определить угол В; он равен углу А минус угол Г. Моряк, найдя угол Ау вычитает из него угол Г. Широта места М найдена.
      В данном случае полуденное солнце находилось в зените в точке южнее экватора. Но ведь оно в другие времена года находится и севернее экватора. Как быть тогда?
      Тогда, найдя по альманаху соответствующую широту, ее прибавляют к найденному углу А.
      Отдайте две минуты для чертежа, и вы убедитесь в этом наглядно.
      А в заключение две задачи.
      1. Полуденное солнце стоит над горизонтом на 25 градусов 25 минут. Справка показывает, что в этот день полуденное солнце находится в зените на 20-ти градусах
      Рис. 16. Способ определения широты при других условиях.
      и 12-ти минутах южной широты. На какой широте находится корабль?
      2. Полуденное солнце стоит над горизонтом на 53 градусах и 30-ти минутах. Справка показывает, что в этот день полуденное солнце находится в зените на 12-ти градусах и 20-ти минутах северной широты. На какой широте находится корабль?
      (Ответы — в конце книги.)
     
      ХРОНОМЕТРЫ
      Когда в одном из рассказов Джека Лондона в южной части Великого океана пиратами была затоплена шхуна, капитан ее не был особенно огорчен ни пробоиной в корпусе шхуны, ни поломанной мачтой. Однако, он все время почему-то горестно вздыхал.
      — В чем дело, капитан? — спросил владелец шхуны. — На острове без конца леса; заделать пробоину и поставить мачту сущие пустяки.
      — Конечно, пустяки, — ответил капитан. — Но мои хронометры! Они погибли. Мы должны будем долго плыть без них.
      И долго капитан грустно со вздохом повторял:
      — Мои хронометры! Мои хронометры!..
      Почему же при плавании так важны хронометры?
      Потому, что Земля вращается вокруг своей оси и делает полный оборот в 24 часа. А окружность Земли, как всякая окружность, делится на 360 частей. Каждая такая часть составляет один градус. Отсюда следует, что в каждые 4 минуты времени окружность Земли пробегает 1 градус. И если два пункта на океане (или на суше) отличаются по часам на 4 минуты времени, то
      это значит, что расстояние между ними равно 1 градусу.
      Таким образом по хронометрам определяется долгота местности.
      Составим руководящую табличку. В 24 часа каждая параллель Земли пробегает с запада на восток 360 градусов. Следовательно, 1 градус дуги Земля пробегает в 4 минуты времени, в 1 час времени Земля пробегает 15 градусов окружности, в 1 минуту времени Земля пробегает 15 минут окружности, в 5 минут времени Земля пробегает 1 J/4 градуса окружности, в 10 минут времени Земля пробегает 2*/2 градуса окружности.
      При измерении долгот на морях всегда считают начальным меридианом — меридиан, проходящий через Гринич (обсерватория близ Лондона).
      Итак, на корабле имеются хронометры, с безукоризненной точностью выверенные по гриничскому времени. Хронометр — это весьма точные часы, такие, которые не уходят вперед, не отстают. Понятно, что на кораблях они хранятся с самой строгой осторожностью; для них отводится особое помещение, они лежат в особо устроенных футлярах и т. д.
      Вот где-нибудь в океане определяют местный полдень (12 часов). Это делается по солнцу; солнце в полдень достигает по небесному своду своей высшей точки. Итак, местный полдень определен. Смотрят на хронометр; он показывает по гриничскому времени 9 часов 40 минут. Значит, местное время впереди гри-ничского на 2 часа 20 минут. Справьтесь с табличкой. 2 часа времени отвечают 30 градусам земной окружности; 20 минут отвечают 5 градусам, 2 часа 20 минут отвечают 35 градусам. Но местное время впереди гринич с к ого; по местному времени 12 часов, а по гри-
      ничскому еще только 9 часов 40 минут. Стало быть, мы находимся восточнее Гринича. Окончательный вывод:
      — Мы находимся на 35 градусе восточной долготы.
      Еще пример. Определяем местный полдень. Справляемся с хронометром: он показывает 1 час дня.
      Вывод: мы находимся на 15 градусе западной долготы.
      Местный полдень приходится в 4 часа утра по гринич-скому времени. Где мы находимся?
      (Ответ — в конце книги).
      Так вот зачем в морях ловят солнце: по нему узнают широту и долготу, а стало быть — точное местоположение на земном шаре той точки, на которой в данное время находятся.
     
      ВОПРОСЫ НЕВЕРОЯТНЫ, А ОТВЕТЫ УТВЕРДИТЕЛЬНЫ 1
      1. Самый простой факт на всех местах земного шара: если встать лицом к северу, то направо будет восток, налево запад, сзади — юг.
      А нет ли на Земле такого места, откуда, куда ни повернись, все будет юг? Ни севера, ни востока, ни запада, один юг?
      Нельзя ли найти и такое место, где по всем сторонам горизонта будет только север?
      2. Ничего не может быть проще и такого факта: если идешь на север, то, чтобы переменить свой путь и пойти на юг, необходимо повернуться "налево кругом" (на 180 градусов) и пойти по противоположному направлению, чем шел раньше.
      Существует ли на Земле такое место, где человек может итти по одному и тому же направлению, ни на волос его не изменяя, и вдруг оказывается, что одну часть пути он шел прямо на север, а другую — прямо на юг?
      3. Где бы человек на Земле ни находился, он непременно находится на какой-нибудь широте и на какой-нибудь долготе.
      А нельзя ли вообразить себе человека, который одновременно находился бы на всех долготах?
      4. У каждого меридиана свое время (см. статью "Хронометры").
      А не имеется ли такое место на Земле, где никакого времени нет?
      Два путешественника встречаются. Хотят проверить часы.
      Первый. — Уж 8 часов утра!
      Второй. — Вы хотите сказать 8 часов вечера?
      Первый. — Почему вечера? Я вам верно говорю: 8 часов утра!
      Второй. — Уверяю вас: 8 часов вечера!
      Первый. — Как вечера? Позвольте! Вы спутали! Не спутали ли вы кстати и числа? Какое, по-вашему, сегодня число?
      Второй. — Десятое марта!
      Первый. — Поздравляю вас: сегодня, дорогой мой, одиннадцатое марта!
      Разговор, конечно, воображаемый. Но вот что невоображаемо, а действительно: оба путешественника говорят сущую правду. В одно и то же время действительно и 8 часов вечера десятого марта и в то же время 8 часов утра одиннадцатого марта.
      Где на Земле может быть такое место?
      5. Наконец, еще один последний вопрос.
      В году 365 дней; в високосном году 366 дней. Где на Земле только один день в году?
     
      МАКОВОЕ ЗЕРНЫШКО НА АРБУЗЕ
      Велики ли наши горы?
      Вопрос не достаточно ясен. Конечно, горы очень велики по отношению к человеку. Высота среднего человека (1,7 м) составляет всего 0,00018 (восемнадцать стотысячных) доли величайшей горы на Земле (горы Эвереста в Гималаях — 8840 м).
      На рисунке 17 группа людей в шесть человек поднимается на вершину Монблана (высочайшая вершина Альп; 4810 м). Путники уже почти подошли к самой вершине, им осталось итти не больше 4 часов. Рисунок, стало быть, изображает только очень небольшую часть горы, и все же — как мал, как ничтожно мал кажется человек! Направо от группы поднимающихся людей видна трещина в снегу. По отношению ко всему склону горы она, конечно, не велика; но посмотрите на фигуры людей: сколько сотен людей может поглотить эта трещина?
      Безнадежно сравнивать высоту гор с высотой человека.
      Но что получится, если мы сравним высоту гор с величиной всей Земли?
      Займемся необходимыми вычислениями.
      Экваториальный радиус земли = 6378 км Полярный " " =6 357 "
      Средний радиус земли 6 367 км
      Величайшую вершину земли мы уже назвали: высота Эвереста = 8 840 м; величайшая глубина океана = = 9 780 м (она находится в Тихом океане к востоку от Филиппинских островов).
      Рис. 17. Путники почти дошли до вершины Монблана.
      Простое деление покажет вам, что
      величайшая гора составляет всего 0,0014 земного радиуса; " глубина " " 0,0015 " «
      Если вы хотите конкретнее представить себе эти величины, вообразите шар, радиус которого 1 лг, на шаре такого радиуса Эверест изобразится столбиком в 1,4 мм а Филиппинская впадина — чертой с глубиной в 1,5 мм.
      Заним. география. 4
      Но 1,5 мм — меньше, чем толщина обыкновенной спичечной соломки!
      Если взять шар с радиусом в 10 см, величайшая гора изобразится тогда величиной всего в 0,14 мм, а величайшая глубина — царапиной в 0,15 мм.
      Арбуз средней величины есть шар с радиусом в 10 см.
      Толщина макового зерна больше чем 0,1 мм.
      Маковое зерно на хорошем арбузе достаточно точно изобразит Эверест на нашей Земле.
      KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ

 

 

НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru