НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Библиотечка «За страницами учебника»


Занимательные шахматы. Юдович М. М. — 1966 г.

Михаил Михайлович Юдович

Занимательные шахматы

*** 1966 ***


DjVu


PEKЛAMA Заказать почтой 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD. Подробности...

Выставлен на продажу домен
mp3-kniga.ru
Обращаться: r01.ru
(аукцион доменов)



 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛАВА ПЕРВАЯ. РАССКАЗЫ О ДОСКЕ И ФИГУРАХ 5
ГЛАВА ВТОРАЯ. «ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО» В ШАХМАТАХ 38
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. О ШАХМАТНЫХ ПЛАНАХ 61
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. О ШАХМАТНЫХ КОМБИНАЦИЯХ 91
ГЛАВА ПЯТАЯ. КОНЕЦ — ДЕЛУ ВЕНЕЦ 103
ГЛАВА ШЕСТАЯ. ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ДЕБЮТАМ 119
ГЛАВА СЕДЬМАЯ. ПОБЕДЫ И ПОРАЖЕНИЯ 144
ГЛАВА ВОСЬМАЯ. ПОНЕМНОГУ О РАЗНОМ 163


      ДОРОГОЙ ЮНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ!
      В этой небольшой книге опытный международный мастер дает тебе практические советы, делится с тобой своим опытом.
      У начинающих часто возникают вопросы о том, «что такое хорошо и что такое плохо» в шахматах. На страницах этой книги ты найдешь ответы на многие из этих вопросов.
      В книге собраны занятные позиции, веселые шахматные приключения, необычайные происшествия на шахматной доске. Во второе издание внесены некоторые исправления и дополнения.
      Издательство надеется, что эта книга поможет тебе лучше узнать и больше полюбить чудесную страну шахмат.
     
      РАССКАЗЫ О ДОСКЕ И ФИГУРАХ
      Это — твое войско
      Пожалуйста, не удивляйся, дорогой друг! Сейчас ты стал полководцем. Твое войско заняло свои места — расставлены на шахматной доске фигуры и пешки. В грозном строю расположились восемь пешек, король, ферзь, слоны, кони, ладьи. Эти «деревянные войска рассеивают сон невежества» — так говорит старинная монгольская легенда.
      Итак, все на местах, все готово к сражению. А вдали уже расположились войска твоего противника.
      Вот и пришло время тебе вести в опасные походы отряды смелых пешек, воинственных слонов, стремительных коней. Ты распорядишься судьбами дальнобойных ладей, отважного ферзя и самого короля — «его величества».
      Готов ли ты к трудным испытаниям? Известно ли тебе, как лучше ввести в сражения свои деревянные войска? Какими тайными тропами совершать обходы, где устраивать засады, как готовить прорывы?
      Правила игры ты знаешь. Не раз приходилось тебе и проверять свои силы во встречах с друзьями. Но этого еще очень мало. Ведь совсем не просто быть хорошим шахматным полководцем. Еще много лет назад известный русский мастер И. Шумов писал:
      «Для успеха в шахматах требуется уменье двигать массами разнородных сил, выигрывать время, пользоваться ошибками неприятеля, заменять малочисленность выгодной позицией. В шахматной игре, как и в битве, есть минуты вдохновения, внезапно решающие участь сражения, дающие ему неожиданный оборот».
      Вот и давай учиться этому умению, разберемся в том, «что такое хорошо и что такое плохо» на шахматной доске.
     
      Поле сражения
      Шестьдесят четыре черных и белых клетки — вот поле предстоящего сражения, вот где развернутся события шахматного поединка.
      Сейчас доска пустынна и все клетки ее, казалось бы, совершенно равноценны. Но так ли это будет, когда начнется шахматная партия?
      Тебе, конечно, хорошо знакомы географические карты, их условные цвета. Голубые извилистые линии показывают прихотливое течение рек. Резко выделяются намеченные коричневым цветом горные хребты. Широко раскинулись зеленые пространства низменностей.
      Представь себе, что и на шахматной доске можно было бы сделать немало условных пометок. Здесь есть и удобные пути движения, и трудные перевалы, и даже свои «горные хребты».
      Возьмем такой простой случай. Твои фигуры расположены на одном фланге, а противник начал наступление на другом. Для обороны тебе надо перебросить резервы. Вот и начнут маршировать твои фигуры через всю доску. Хорошо, если успеют, но ведь немудрено и опоздать.
      А что, если бы твои фигуры были расположены в центре доски? Тогда бы им легче было попасть на любой участок сражения, путь их был бы короче, удобнее.
      Центральные поля доски — это своего рода горы. Отсюда и обзор лучше, и путь короче.
     
      Конь сильнее... коня
      Что такое сила шахматной фигуры? Постоянная или меняющаяся это величина?
      Ответить на эти вопросы нетрудно. Ведь потому и красива шахматная борьба, что сила фигур и пешек часто изменяется. Сила фигур зависит от того, какую позицию они занимают и какую роль выполняют в осуществлении общего плана. Часто бывает и так, что одна скромная пешка становится более сильной, чем многие фигуры и пешки противника.
      Но для того, чтобы так получилось, ты должен вдохнуть жизнь в свои фигуры и пешки, заставить их как следует поработать, проявить свою мощь в полной мере.
      Если рассуждать теоретически, то сила фигуры — это ее способность держать под своим контролем определенный участок доски. Ферзь, скажем, потому сильнее слона, что ходит по любым диагоналям и по горизонталям.
      Но в практической борьбе бывает и так. Один из играющих так «законопатит» своего ферзя где-либо в углу, что у бедняги не окажется ни одного подходящего хода ни по диагонали, ни по горизонтали. Где уж ему тогда сравниться даже со слоном!
      Поставь на центральное поле е4 коня. Посчитай, сколько полей он контролирует. Видишь, какой размах — настоящий круговой обстрел.
      А теперь поставь этого же коня на поле hi. Как ограниченны стали его возможности! Всего лишь два поля держит он под своим контролем. Конь стал слабее... коня!
      Подобные изменения произойдут и с любой другой фигурой. На центральных полях доски фигура, как правило, становится сильнее, активнее. Вот почему, начиная сражение, ты должен бороться за овладение центром доски, командными высотами на ней.
     
      «География» шахматной доски
      Взгляни еще раз на диаграмму № 3. Для тебя не ново, что каждый квадрат доски имеет свое название. Легко ли разобраться в лабиринте цифр и букв? Оказывается, это очень просто. Я говорю об этом потому, что многие ребята не любят записывать партии, и им кажется, что это только отнимает время.
      Итак, все горизонтальные ряды доски отмечаются цифрами от 1 до 8, а все вертикали — буквами латинского алфавита — «а», «b», «с», «d», «е», «f», «g», «Ь». Каждое поле доски обозначается буквой вертикали и номером горизонтали. Вот и вся премудрость.
      Для удобства описания событий на шахматной доске крайние вертикали «а», «Ь», «с» принято называть ферзевым, а вертикали «f», «g», «h» — королевским флангом. Поля е4, d4, е5 и d5 — это «географический центр» доски.
      Приняты в шахматной нотации (так называется система записи шахматных ходов) и сокращенные названия фигур: король — Кр, ферзь — Ф, ладья — Л, слон — С, конь — К, и лишь пешка не получила никаких дополнительных наименований.
     
      Для чего это надо
      Шахматная нотация необходима для того, чтобы записывать партии. Повторяю. Некоторым любителям кажется, что вести запись партий — это просто лишняя обуза. Такое мнение глубоко ошибочно. Если бы не было шахматной азбуки, нельзя было бы накапливать полезный опыт, учиться шахматному искусству, совершенствоваться.
      Сотни раз люди повторяли бы одни и те же ошибки, каждому приходилось бы искать и находить то, что много раз до него находили другие любители шахмат.
      Это поняли уже давно. Более тысячи лет назад стали записывать партии и задачи, чтобы можно было их разбирать и проверять. Долгое время запись ходов была очень неудобной; чтобы записать только одну партию, требовалось много времени. В ту пору это была действительно трудная работа.
      Вот, например, отрывок из шахматной рукописи XV века. Автор этой рукописи, видимо, сильный по тому времени шахматист, поучает в своем произведении некоего высокопоставленного князя и дает ему советы, как правильно разыгрывать партию.
      «Ваше высочество, — говорится в одной из глав, — играет королевской пешкой на четыре пункта, считая от позиции короля. И если противник играет так же, вы играете королевским конем на три пункта, считая от позиции королевского слона. И если тот защищает пешку пешкой королевского слона, вы берете его пешку конем. И если он берет пешкой, вы даете ему шах ферзем на четыре пункта, считая от его королевской ладьи. И если он закрывается пешкой, вы берете его королевскую пешку и даете шах, нападая на ладью».
      Длинно, сложно, непонятно. А если перевести это пространное описание на язык современной шахматной нотации, то пять ходов, о которых рассказано в рукописи, займут всего лишь три строчки:
      1. е2 — е4 е7 — е5
      2. Kgl — f3 f7 — f6 3. Kf3 : e5 f6 : e5 4. Odl — h5+ g7 — g6
      5. Фh5: e5+.
      Это сопоставление наглядно показывает удобство принятой у нас так называемой алгебраической системы шахматной нотации. Система
      эта также, правда, не очень уж молода — ей почти двести лет.
     
      Случаи из жизни шахматных фигур
      Начнем с разговора о скромной пешечке.
      Неопытным любителям подчас кажется, что значение пешки невелико: эка беда, пешкой больше, пешкой меньше.
      Это неправильно. Не только в конце игры, где роль пешки, естественно, возрастает, но и в середине каждая пешка имеет немаловажное значение. И, конечно, особенно рельефно сила пешки проявляется в связи с возможностями ее превращения.
      Посмотри на комичную позицию, приведенную на диаграмме.
      Здесь одна белая пешка побеждает все неуклюже расположенные черные фигуры. Белые превращают пешку d7 в коня, и у черных нет защиты от мата на f7.
      Ты скажешь, таких позиций в партиях не бывает. Верно. Трудно представить себе, как могло бы возникнуть это положение в борьбе двух противников за шахматной доской. Это придуманная позиция, задача, в которой мат достигается в два хода. Но о силе скромной шахматной пешки позиция эта говорит очень красноречиво.
      5
      А вот другая задача, в которой пешка также наносит решающий удар.
      После простого хода 1.Ь5 — Ь6 у черных нет защиты от мата на Ь7. Неповоротлива черная ладья d8. Стой на этом поле у черных другая фигура, они бы избежали поражения.
      В следующей позиции пешка также героиня боя. Неожиданно и здесь решающим является превращение пешки. Это этюд М. Кляцкина, в котором белые начинают и добиваются победы.
      Обрати, кстати, внимание на разницу между задачей и этюдом. В задаче ставится цель дать мат в точно определенное число ходов. В этюдах количество ходов, ведущих к цели, не устанавливается. Здесь надо выполнить требование — выиграть или сделать ничью. Этюды почти всегда бывают ближе к практической игре.
      Так вот он, этюд М. Кляцкина.
      Ничью здесь можно сделать без труда.


      KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ
     
     

      Вокруг шахматной доски
      И в заключение коротко о разных занятных историях, случившихся вокруг шахматной доски
     
      Чехословацкий гроссмейстер Р. Рети в 1925 году провел рекордный сеанс одновременной игры не глядя на доску. Он сражался с 29 противниками. Уходя после окончания сеанса, Рети забыл свой портфель.
      — Спасибо, — воскликнул гроссмейстер, когда портфель был ему возвращен, — до чего же у меня плохая память!..
     
      Гроссмейстер 3. Тарраш, когда ему было шесть лет, показал учителю исписанную грифельную доску в доказательство того, что он умеет писать.
      — Прекрасно, — сказал учитель, — но что же тут написано?
      — Первый вариант испанской партии из учебника, — ответил мальчик.
      У В. Стейница спросили перед началом турнира:
      — Как по-вашему, кто имеет лучшие шансы на первый приз?
      — Я, — спокойно ответил чемпион мира. — Ведь у меня более легкие противники, чем у конкурентов.
      — Почему?
      — Им надо играть с чемпионом мира, а мне нет!
      На международном турнире в Петербурге (1914 г.) 72-летний гроссмейстер Д. Блекберн выиграл у 60-летнего гроссмейстера И. Гунсберга.
      — Молоды вы еще со мной играть, — сказал шутливо Блекберн партнеру.
     
      У знаменитого писателя Эрнеста Хемингуэя была коллекция картин, которой он очень гордился. Однажды писатель показывал свою коллекцию гостям. Один из гостей без всякого интереса знакомился с картинами, но когда подошел к полотну Месоньи «Шахматная партия», остановился и долго рассматривал картину.
      — Ну как, — спросили его, — хоть эта картина вам нравится?..
      — Великолепно, — ответил гость. — Белые дают мат в три хода.
      В одном международном турнире А. Алехин отложил партию в трудном для себя положении. На следующий день противник Алехина с гордостью показывал отложенную позицию гроссмейстеру С. Тартаковеру. Демонстрируя «решающие» варианты, он спросил:
      — Ну как по-вашему, кто выиграет эту партию? — Тар-таковер не задумываясь ответил: — Алехин.
      — Как так, — удивился мастер, — ведь моя позиция гораздо лучше?..
      — Вы ведь не спрашивали, чья позиция лучше, — ответил Тартаковер, — а хотели знать, кто выиграет...
      При доигрывании победу одержал Алехин.
     
      Как-то гроссмейстер Ф. Земиш проводил сеанс одновременной игры «вслепую». Среди зрителей была пожилая дама. Она долго наблюдала за гроссмейстером, а потом взволнованно обратилась к организаторам сеанса: «Он вас обманывает, он вовсе не слепой, он все видит».
     
      В ноябре — декабре 1925 года в Москве проводился международный турнир, собравший очень сильный состав участников. Турнир вызвал громадный интерес, как писали тогда в газетах, своеобразную «шахматную горячку».
      Так и назвал свою веселую комедию выдающийся кинорежиссер В. Пудовкин. Главные роли в этой комедии исполняли популярные артисты А. Кторов, А. Фогель, М. Жаров и другие. В фильме «Шахматная горячка» снимался и тогдашний чемпион мира Х.-Р. Капабланка.
     
      Как известно, чемпион США Р. Фишер не отличается скромностью. На командном первенстве мира в 1962 году, проходившем в Варне (Болгария), к Фишеру обратилась одна собирательница автографов.
      Своей подписью Фишер занял всю страницу. Когда американца спросили, где же место для других автографов, он ответил: «Остальные — ерунда».
     
      — Что сыграть в вашу честь? — спросил однажды Бернарда Шоу дирижер оркестра в ресторане.
      — Мне было бы лучше, — ответил знаменитый писатель, — если бы вы сыграли партию в шахматы...
     
      «В шахматах есть своя алгебра и геометрия», — часто говорит гроссмейстер Д. Бронштейн. И действительно, в своих партиях хитроумный гроссмейстер часто задает своим противникам сложные задачи. Посмотрите, как блестяще удалось Бронштейну осуществить черными геометрический мотив удара по вертикали и диагонали в партии с международным мастером В. Микенасом (чемпионат СССР 1965 г.). Расставьте на доске такую позицию: белые — Kphl, ФбЗ, Jlal, JIb4, Cf3, п. аЗ, Ь2, d5, g2, h2 (10); черные — Kpg8, Феб, Ла8, Ле8 Cd7, п. Ь7, Ь6, f7, g7, h6 (10). Ход черных — и Бронштейн провел неожиданный блестящий комбинационный удар. Последовало 24. . . Л : аЗ!, и белым осталось только сдаться.
     
      Когда знаменитый французский шахматист А. Филидор впервые выступил с сеансом одновременной игры не глядя на доску против трех противников, он пригласил журна-
      листов, писателей и ученых, так как считал, что потомкам трудно будет поверить, что можно играть одновременно три партии «вслепую».
      Было это в 1790 году. А в 1962 году венгерский мастер Я. Флеш с хорошим результатом провел сеанс «вслепую» на 52 досках. Вот каковы шаги рекорда!
     
      В одном из сеансов одновременной игры А. Алехина в Аргентине какой-то темпераментный партнер чемпиона мира радостно воскликнул:
      — Гроссмейстер, вам мат в три хода!
      — Не волнуйтесь, сеньор, — улыбнулся Алехин, — пока я вам объявляю мат в два хода.
     
      В августе 1675 года бранденбургский посол Иоахим Скультет подарил царю Алексею Михайловичу драгоценные шахматы, которые были настолько тяжелыми, что их несли четыре человека.
     
      Долгое время рекордным результатом в международных соревнованиях было достижение чемпиона мира Эм. Ласкера. В 1900 году, на турнире в Париже, Ласкер набрал 14 очков из 16 возможных. Только через тридцать лет чемпион мира А. Алехин улучшил этот результат. На турнире в Сан-Ремо Алехин набрал 14 очков из 15 партий. Прошло еще тридцать пять лет, и на международном турнире в Венгрии советский гроссмейстер В. Корчной сделал лишь одну ничью из пятнадцати партий, выиграв все остальные встречи.
     
      32 шахматные фигуры можно поставить на 64 клетках доски в количестве комбинаций, которое выражается головокружительной цифрой 7534686312361225327X1033.
      Количество возможных вариантов резко возрастает с каждым ходом. Уже первый ход белые могут сделать 20 разными способами (16 ходов пешками и 4 конями). У черных столько же ответных возможностей. Таким образом уже на первом ходу есть 400 (20x20) различных вариантов игры.
     
      Великий русский писатель Лев Толстой очень любил шахматы и охотно отдыхал за шахматной доской. Одним
      из шахматных соперников Толстого был выдающийся композитор С. Танеев. Иногда их шахматные поединки сопровождались своеобразным условием. Если проигрывал Толстой, он должен был прочитать какое-либо новое свое произведение. Если же терпел поражение Танеев, он должен был играть на пианино.
     
      Много лет назад мастер С. Белавенец доказывал мне, что после 1. е4 е5 2. f4 вполне приемлемо для черных 2. . . f5. Я с ним не соглашался, и мы решили проверить ход 2. . . f5 в первом же турнире.
      Однако жеребьевка определила, что белыми будет играть Белавенец.
      - Ну что же, — сказал я, — отложим решение спора до следующего соревнования.
      — Зачем же, — ответил находчивый Белавенец, — спор решим в этот раз. И вот, к изумлению зрителей, в нашей партии последовало: 1. еЗ е5 2. е4 f5 3. f4. Острый поединок пришел к ничейному результату.
     
      Самой короткой в соревнованиях партией был мой поединок с шахматным моим учителем мастером К. Выгодчи-ковым. Дело происходило в 1925 году. В небольшом турнире К. Выгодчиков сражался с юными смоленскими шахматистами, давая всем нам фору. Выгодчиков играл черными без пешки f7. И вот что было в нашей партии. Я сыграл 1. е4, мастер автоматически ответил 1. . . е5? и... тут же сдался, не ожидая очевидного решающего хода 2. ФЬ5+.
      Таким образом вся партия длилась один ход!
     
      А самой длинной партией считается «марафонская битва» Пильняк — Черняк из международного турнира в Мар-дель-Плата (1950 г.). Эта партия продолжалась двадцать два часа и на 191-м ходу закончилась вничью.

 

НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru