На главнуюТексты книг БКАудиокниги БКПолит-инфоСоветские учебникиЗа страницами учебникаФото-ПитерНастрои СытинаРадиоспектаклиКнижная иллюстрация





Библиотечка «За страницами учебника»
Женское домашнее платье и халат. Голято, Изотова, др. — 1958 г.
Библиотечка по кройке и шитью

Лидия Петровна Голято
Мария Алексеевна Изотова
Иван Артемьевич Тер-Овакимян
Александр Дмитриевич Чукашев
Екатерина Андреевна Янчевская

Женское домашнее
платье и халат

*** 1958 ***


DjVu


 

PEKЛAMA

Заказать почтой 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD.
Подробности >>>>


ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава I. Снятие мерок и построение чертежей основы выкройки 5
Глава II. Изготовление выкроек различных моделей 26
Глава III. Раскрой 79
Глава IV. Примерки и пошивка 83
Глава V. Советы читательницам 95

Многие женщины имеют дома швейные машины и шьют для себя платья, халаты, купальные костюмы, детские платья и костюмчики и другие швейные изделия, пользуясь готовыми выкройками.
      Выкройки (лекала) изготовляются на среднюю, условно принятую за типовую, фигуру с пропорциональным телосложением.
      Однако в действительности подавляющее большинство людей имеет какие-либо отклонения от «условно-типовой» фигуры. Поэтому очень часто бывает так, что женщина, задумав сшить себе платье, выбрав фасон и купив выкройку соответствующего размера и роста, раскроив изделие и сметав его, при примерке обнаруживает, что платье не «сидит» на ней. Приходится на глазок исправлять: в одном месте убавлять, в другом выпускать, что не всегда возможно, да и далеко не все умеют делать эти исправления.
      В этом случае говорят обычно, что «виновата» выкройка. Но, конечно, здесь дело не в выкройке, а именно в тех отклонениях фигуры от «нормы», о которых мы говорили выше.
      Для того чтобы избежать таких случайностей, авторский коллектив поставил перед собой задачу создать серию популярных брошюр, руководствуясь которыми можно было бы изготовить выкройку по фигуре и сшить несложные изделия.
      Все брошюры построены по единой схеме и на единой методической основе, при этом каждая из них является законченным самостоятельным материалом.
      Каждая брошюра охватывает определенную группу изделий: например, «женские домашние платья И'халаты», «платья для девочек дошкольного возраста», «повседневные платья» и т. д.
      Брошюра имеет следующие разделы:
      1. Снятие мерок и построение чертежей основы выкройки.
      2. Изготовление выкроек различных моделей.
      3. Раскрой.
      4. Примерки и пошивка.
      5. Советы читательницам.
      В отличие от других пособий, принцип настоящей серии заключается в том, что сначала согласно меркам, снятым с фигуры, создается основа выкройки, а затем уже, по этой основе, создается любой выбранный Фасон.
      Построение чертежа основы производится на базе расчетно-аналитического метода конструирования одежды, разработанного И. А. Тер-Овакимян. Ввиду того, что настоящее пособие рассчитано на широкий круг женщин, не имеющих значительной профессиональной подготовки и обучающихся кройке и шитью, разработанная по этому методу система дана автором в практическом, несколько упрощенном варианте и доступна любой женщине, имеющей элементарные сведения и навыки в пошивке одежды. При этом обозначение точек на чертеже и последовательность индексации сохранены по базовой основе К
      Авторы сочли возможным несколько повысить уровень содержания и изложения материала, добиваясь тем самым более обоснованной и точной конструкции.
      Глава «Изготовление выкроек различных моделей» включает 6 различных моделей и охватывает основные виды платьев и их деталей (например, однобортное и двубортное, юбка прямая и расклешенная, рукав втачной, цельнокроенный, подрезной и т. д.).
      В главе «Раскрой» даны общие указания по этому вопросу.
      В главе «Примерки и пошивка» помещены общие указания по оошивке всех основных видов платьев соответственно с последовательностью их обработки.
      Часто женщины испытывают затруднения при выборе платья, которое бы им шло. Поэтому в главе «Советы читательницам» даются элементарные советы по подбору материала, выбору фасона етлатья и отделки для него.
      В приводимых примерах по определенным фасонам платьев и халатов использованы модели Центральной опытно-технической швейной лаборатории Роспромсовета.
      1 И. А. Тер-Овакимян. Конструирование основы женской верхней одежды. ШИЗ, 1956.
     
      ГЛАВА I
      СНЯТИЕ МЕРОК И ПОСТРОЕНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ ОСНОВЫ выкройки
      Снятие мерок
      Для того чтобы получить правильную, соответствующую фигуре выкройку (лекала), необходимо прежде всего иметь совершенно точные мерки, по которым затем будет построена основа.
      В рекомендуемом способе построения чертежей принят двухстепенный метод, по которому для любой модели сперва по меркам данной фигуры строится чертеж основы, а затем по чертежу основы — чертеж заданной модели.
      Для получения мерок следует произвести обмер фигуры человека, при этом делают измерения обхватов, длин, ширин и высот. Мерки полуобхватов (шеи, груди, талии, бедер), обозначаемые заглавной буквой С, и ширин, обозначаемые буквой Ш, равны половине величины измерения обхвата или ширины. Мерки длин (буква Д) и высот (буква В) записываются в полном размере (рис. 1).
      Ширина плеча записывается полностью.
      Малые буквы при заглавных обозначают участки измерений: например, С ш — полуобхват шеи; С v — полуобхват груди первый; Шс — ширина спинки и т. д.
      Человек, с которого снимают мерки, должен быть одет в легкое платье без больших наслоений ткани, мешающих обмеру, и должен стоять спокойно, без напряжения.
      Для точного определения линии талии и связанных с ней измерений необходимо завязать вокруг талии шнурок так, чтобы он лежал строго горизонтально.
      Измерения производят сантиметровой лентой.
      При приводимой системе построения основы необходимо снять 14 мерок.
      1. Мерка полуобхвата шеи Сш равна половине величины измерения обхвата шеи.
      Обхват шеи измеряют по ее основанию при плотном прилегании сантиметра, но без натяжения. При измерении надо следить за тем, чтобы пальцы не попадали под сантиметр.
      2. Мерка полуобхвата груди первого Cri равна половине величины измерения обхвата груди первого.
      При измерении обхвата груди первого сантиметр должен проходить сзади по нижним углам лопаток и, выходя из-под подмышечных впадин, замыкаться спереди над грудными железами.
      3. Мерка полуобхвата груди второго С Г)1 равна половине величины измерения второго обхвата груди. Эта мерка С гц определяет размер изделия.
      Не сдвигая сантиметра со спины и держа его без натяжения, измерение второго обхвата груди производят спереди по высшим точкам груди.
      4. Мерка полуобхвата талии Ст равна половине величины измерения обхвата талии. Обхват талии измеряют по завязанному шнурку.
      5. Мерка полуобхвата бедер С б равна половине величины измерения обхвата бедер.
      Обхват бедер измеряют строго горизонтально вокруг бедер, сзади — по высшим точкам ягодиц. При снятии этой мерки, если есть заметная выпуклость живота, необходимо, ослабляя сантиметр, дать припуск.
      6. Мерку ширины груди Шг получают делением величины измерения ширины груди пополам.
      Ширину груди измеряют над грудными железами между передними углами подмышечных впадин.
      7. Мерка Цг равна половине измерения расстояния между центрами груди.
      Расстояние между центрами груди измеряют по прямой между высшими точками груди.
      8. Длину талии переда Дтп и высоту груди Вг измеряют одновременно так, чтобы сантиметр проходил от шейной точки по основанию шеи, через высшую точку груди до горизонтального шнурка на талии (шейная точка — остистый отросток седьмого шейного позвонка).
      Сначала записывают длину талии переда Д тп от шейной точки до шнурка на талии, а затем величину измерения от шейной точки до высшей точки груди В г.
      9. Длину талии спинки Дтс измеряют от горизонтального шнурка на талии до шейной точки.
      10. Высоту плеча Вп измеряют непосредственно за предыдущей меркой, не отнимая сантиметра от талии. Сантиметр должен проходить от пересечения шнурка на талии с позвоночником, через выпуклость лопатки до внешнего конца плеча (внешний конец плеча — акромиальный отросток лопатки или линия втачки обыкновенного вшивного рукава).
      11. Длину изделия Ди измеряют посередине спины от шейной точки до требуемой длины.
      12. Мерка ширины спинки Ш с равна половине измерения ширины спины.
      Рис. 1. Снятие мерок
      Ширину спины измеряют по лопаткам между задними углами подмышечных впадин.
      13. Ширину плеча Шп измеряют от шва втачки воротника (основание шеи) до шва втачки рукава (обычного вшивного).
      14. Длину рукава Друк измеряют от шва втачки рукава до желаемой длины.
      Минимальные прибавки на свободное облегание
      Все изделия шьют обычно одной из четырех форм — прилегающие по фигуре, полуприлегающие, прямой и свободной формы. Даже на прилегающие по фигуре изделия, для того чтобы они не стесняли движений, при конструировании делают определенные прибавки на свободное облегание фигуры.
      Поэтому для дальнейшей работы, кроме мерок, необходимо также иметь и прибавки, которые условно обозначаются буквой Г1. Малые буквы при П обозначают участки прибавок.
      Прибавки на свободное облегание при построении чертежа даются к следующим участкам:
      1. К ширине изделия по линии груди — Пг, талии — Пт и бедер — Пб.
      Величина прибавки на свободное облегание по линии груди и ее распределение по линии талии и бедер в основном зависят от вида и формы изделия (табл. 1).
      KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ
     
      ГЛАВА V
      СОВЕТЫ ЧИТАТЕЛЬНИЦАМ
      Часто женщины, выбирая фасон, выбирая ткань на платье, испытывают большие затруднения.
      Уменье разбираться в том, пойдет ли женщине то или иное платье — это в первую очередь дело вкуса, руководствуясь которым можно сделать правильный выбор красивого платья применительно к себе. Тем не менее несколько общих указаний и советов помогут читательницам в этом вопросе.
      Очень часто платье из обычного ситца выглядит на человеке гораздо лучше, чем платье из до<рогой ткани. Бывает и так: хорошо сшитое платье уродует фигуру либо потому, что линии выбранного фасона не скрадывают, не смягчают недостатки фигуры, а, наоборот, подчеркивают их, либо потому, что расцветка ткани совершенно не соответствует ни фигуре, ни выбранному фасону. Это в первую очередь зависит от того, правильно ли использована ткань, выбран фасон и соответствует ли он фигуре, внешности и возрасту человека, условиям, в которых протекает его деятельность и т. д.
      Женщина дома должна быть одета не только опрятно, но и красиво. Прелесть покроя, изящество, красота платья неотрывны от его удобства. Домашнее платье хорошо только тогда, когда оно удобно, не стесняет движений и в то же время просто и элегантно, со спокойными мягкими линиями.
      Решив шить платье, в. первую очередь надо тщательно подобрать фасон, соответствующий фигуре. Ткань для пошивки платья лучше подбирать уже тогда, когда выбран и продуман фасон. Однако, если материал куплен заранее, фасон выбирают осторожно, согласуя его не только со своей фигурой, но и с имеющейся тканью.
      Для различных фигур нельзя подобрать единого фасона. Поэтому всякую моду следует применять умело; надо тщательно изучить особенности своей фигуры и учитывать свой возраст и комплекцию. Необходимо также правильно использовать различные детали, складки, драпировки, отделки и т. д., не перегружать платья, проявляя чувство меры.
      Большое значение имеет расположение различных деталей и линий. Так, женщинам с короткой талией (а также небольшого роста
      или полным) не рекомендуется носить платья с кокеткой или с другими горизонтальными линиями, так как линия, пересекающая фи-гуру, либо укорачивает рост, либо подчеркивает полноту. Полным: женщинам не рекомендуется также носить вещи спортивного покроя, и, наоборот, хорошо, когда платье свободное, рукав средней ширины — не узкий и не широкий, ни в коем случае не пышный; узкое' платье подчеркивает полноту, и фигура кажется еще массивнее. Для полной женщины хорошо выбирать фасон со строгими вертикальными линиями (рельефы, отделочные швы, строчки) и не резко подчеркнутой талией, не применять затянутых поясов.
      При большом бюсте не следует нагружать лиф платья большими воротниками, карманами, драпировками; следует избегать сложных отделок и мелких деталей.
      При широких бедрах рекомендуется большая нагрузка на верхнюю часть лифа: большой воротник, отделки на плечевой часта платья и т. п.
      Высоким и худым женщинам хорошо выбирать фасоны с широким, свободным лифом, затянутым в талии или стянутым поясом,, с пышной юбкой; неплоха также и прямая юбка с мягкими вытачками; для таких фигур хороши горизонтальные линии или комбинированные платья, которые как бы делят фигуру пополам. Рекомендуется одевать сверх платья жакет, фигаро, накидку из той же или гармонирующей ткани.
      Проще подбирать фасон стройной женщине — тут в выборе ей: должен подсказать собственный вкус.
      Форма выреза горловины, форма воротника платья должны соответствовать лицу. Так, круглый вырез горловины платья не рекомендуется делать женщинам с полным, круглым лицом. В данном случае лучше сделать продолговатый вырез, который не подчеркивает, а как бы удлиняет линию круглого лица, и, наоборот, продолговатый вырез некрасиво подчеркивает худое удлиненное лицо„ а круглый — смягчает.
      Так же тщательно, как к выбору фасона, надо подходить и к выбору ткани.
      Ткань с расцветкой «в горох» на темном фоне подойдет для женщины любой комплекции и любого возраста. Пестрые ткани подходят для пошивки платьев простых по покрою и по отделке, где основную роль должны играть силуэт и расцветка.
      Большое количество мелких деталей на платье с крупным рисунком разрушает рисунок ткани, теряются линии. Модели платьев из тканей с выработкой следует шить со строгими, четкими линиями.
      Легкие пестрые ткани хороши для летних платьев, а на домашние халаты из байки, фланели и ситца лучше применять ткани некричащих расцветок.
      Полным женщинам можно рекомендовать ткань спокойных тонов, гладкую или с мелким рисунком, предпочтительно мягкую, но не очень легкую — мягкая ткань не полнит.
      Женщинам полным, низкого роста, можно шить платья из пестрой ткани с мелким и средним рисунком, а также из ткани с мелкой клеткой или узкой полоской.
      Наоборот, высоким и худым женщинам рекомендуется выбирать ткань с широкой светлой полоской и крупной клеткой.
      За последнее время широкое распространение получили платья из хлопчатобумажных тканей. Особенно хороши они для летнего-отдыха во время отпуска или в выходной день, во время поездок за город. Красочные по расцветке, разнообразные по рисунку, они хорошо выглядят на фоне природы в парке, в лесу, на реке. Эта платья должны быть простого покроя, без лишних украшений, особенно при крупном рисунке. Если ткань мягкая, хорошо ее подкрахмалить.
      Большую роль в платьте играет хорошая, оо вкусом подобранная отделка. Она часто определяет собой художественную цельность платья, завершает его, делает более приятным для глаза. Так, например, самый простой сарафан из гладкого цветного ситца меняется, если его немного отделать по краю тонкой бейкой из клетчатой ткани, подобранной в тон основного материала. Однако надо учитывать, что вышивки и отделки платья должны быть строго согласованы с фасоном, покроем и тканью платья и подчиняться им.
      Для домашних платьев и халатов нерационально применять отделки, требующие значительной затраты времени на их исполнение. Большого эффекта можно добиться, применяя несложные и дешевые отделки:
      1. Белый воротник, который может быть не только гладким, но и вышитым под гипюр способом сквозного шитья.
      2. Шелковый или хлопчатобумажный цветной кант.
      3. Пуговицы, пряжки, пояса и т. д.
      4. Белый воротник со строчкой в цвет платья или с настроченным сутажом или вьюнчиком.
      5. Цветная строчка — на светлых цветных однотонных платьях: строчка должна сочетаться с цветом основной ткани.
      6. Сутаж, вьюнчик для платьев набивных и гладких.
      7. Рулик, кант, шнур из материала платья или из ткани другого цвета.
      8. Оборки, воланы.
      9. Материал, сочетающийся с цветом ткани платья; например, когда гладкое платье отделано тканью другого цвета — гладкой, полосатой, клетчатой, в горошек, а набивное — гладкой тканью, в тон одного из цветов.
      10. Применение комплектов: вставок, отделок, воротничков, манжет и т. д. различных по цвету и форме.
      Так как общий облик фигуры определяется ,не только формой, но и цветом одежды, необходимо при выборе ткани учитывать и зрительное впечатление от цветового решения платья. Следует помнить, например, что черный цвет скрадывает форму, и, следовательно,
      делает фигуру более тонкой, а белый цвет увеличивает формы и полнит фигуру.
      Желтый и красный цвета больше подходят к брюнеткам, а голубой к блондинкам. Но если блондинка молода, со свежим, нежным цветом кожи, то красный коралловый или рубиновый цвет еще более оттенит ее естественные краски. Следовательно, красный цвет не является исключительно краской брюнеток, а должен входить и в украшение блондинок. То же можно сказать и о желтом цвете, который необычайно идет некоторым блондинкам. Но в этом случае желтый должен подходить к самому светлому тону волос и необходимо, чтобы он был дополнен другим контрастным цветом.
      Если блондинка золотистая — можно рекомендовать темно-лиловое платье. С рыжими волосами всегда хорошо гармонирует зеленый тон средней силы.
      Женщины с каштановыми волосами — шатенки — могут пользоваться цветами и брюнеток и блондинок, но при условии, чтобы тона одежды и украшений соответствовали по теплоте природным топам этой женщины. Чистый желтый и ярко-красный цвета нельзя рекомендовать шатенке, даже темной, но смягченные — бледно-желтый, соломенный, бирюзовый — соответствуют по характеру средней окраске шатенок.
      Однако вопрос о выборе платья нел>зя решать с точки зрения одного како-либо фактора — формы, цвета и т. п. Платье может соответствовать фигуре, быть красивым и удобным только тогда, когда найдено лучшее сочетание всех факторов, о которых говорилось выше, — модели, ткани, цвета, рисунка, отделок — с внешностью женщины, для которой платье предназначено.

 

 

На главнуюТексты книг БКАудиокниги БКПолит-инфоСоветские учебникиЗа страницами учебникаФото-ПитерНастрои СытинаРадиоспектаклиДетская библиотека

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru