На главнуюТексты книг БКАудиокниги БКПолит-инфоСоветские учебникиЗа страницами учебникаФото-ПитерНастрои СытинаРадиоспектаклиКнижная иллюстрация





Библиотечка «За страницами учебника»
Женские сарафаны. Голято, Изотова, др. — 1958 г.
Библиотечка по кройке и шитью

Лидия Петровна Голято
Мария Алексеевна Изотова
Иван Артемьевич Тер-Овакимян
Александр Дмитриевич Чукашев
Екатерина Андреевна Янчевская

сарафаны

*** 1958 ***


DjVu


 

PEKЛAMA

Заказать почтой 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD.
Подробности >>>>


СОДЕРЖАНИЕ

Глава I. Снятие мерок и построение чертежей основы 5
Глава II. Изготовление выкроек различных моделей 26
Глава III. Раскрой изделий 73
Глава IV. Примерки и пошивка 77
Глава V. Советы читательницам 88

ФPAГMEHT КНИГИ (...) РАСКРОЙ ИЗДЕЛИЙ
      При чистке или стирке изделий, пошитых из недекатированных тканей, часто происходит усадка тканей. Усадка ткани происходит обычно неравномерно по основе и по утку и ввиду этого искажается форма изделий.
      Во избежание усадки изделия и искажения его формы перед раскроем ткани следует декатировать.
      Декатировать надо почти все ткани, это особенно важно для мягких тканей, которые дают большую усадку при стирке и чистка (шерстяные и штапельные ткани).
      Для декатировки плотные ткани увлажняют и оставляют в свободном состоянии или складывают, а легкие ткани увлажняют и заворачивают в простыню на несколько часов. Затем ткань расстилают на столе, покрытом сукном, и утюжат с изнанки хорошо нагретым утюгом по направлению нитей основы.
      Раскладки лекал
      Раскрой деталей производят по изготовленным выкройкам.
      Отглаженную ткань раскладывают на столе лицевой стороной к поверхности стола, затем на разложенную ткань накладывают лекала (выкройки). Сначала следует разложить крупные детали, а затем мелкие, используя при этом свободные места между крупными деталями.
      Раскладку деталей можно делать на ткани, сложенной лицом внутрь вдвое по длине, кромка к кромке. В этом случае все детали, имеющие неразрезную середину, раскладывают так, чтобы середина детали проходила по сгибу ткани.
      Все детали, разложенные на материале, обводят белым или цветным мелом либо карандашом. При этом необходимо также наметить все обозначения и линии, имеющиеся на лекалах и указывающие места расположения вытачек, складок, защипов, карманов и т. п.
      В ответственных деталях, особенно при раскрое изделий из шелковых и шерстяных тканей, в неразрезных симметричных деталях (перед или спинка лифа, передние и задние полотнища юбки)
      рекомендуется вырезать половину детали. Затем, перегнув деталь по центральной линии, вырезать вторую половину детали точно по первой.
      При раскладке особое внимание следует обращать на размещение выкроек по отношению к направлению нити основы или утка, ворсу, к полоскам, клеткам и иным рисункам ткани. Также внимательно нужно следить за размещением допускаемых надставок.
      Раскрой
      Для раскроя рекомендуется использовать большой стол, по ширине превышающий ширину ткани на 5 — 10 см, а по длине не менее
      1,5 м. Чем длиннее стол, тем легче, рационально и экономно разложить выкройки. Многие предпочитают кроить на полу, лишь бы видеть всю раскладку. Если ткань раскраивается всгиб, необходимо строго совместить обе кромки.
      Перед раскроем следует убедиться в том, что в ткани нет перекоса. Для этого за пределами раскладки из ткани выдергивают одну уточную нить и проверяют перпендикулярность получившегося поперек ткани просвета кромки ткани.
      В случае перекоса ткань выравнивают при помощи утюга с предварительным увлажнением. В тканях с набивным рисунком необходимо проверить также совпадение линии рисунка с нитями основы и утка. В случае несовпадения — кроить по рисунку.
      Одновременно следует проверить наличие и установить направление ворса или начеса. Для этого жесткой щеткой проводят несколько раз вдоль ткани, по лицевой стороне, в противоположных направлениях. Если при ведении щетки в одном направлении ткань не меняет своего вида, а в противоположном взлохмачивается или заметно меняет вид или оттенок — такую ткань надо кроить как ворсовую, т. е. располагать все детали в одном направлении, а именно: все ткани, кроме бархата и вельвета, — ворсом сверху вниз, а в бархате и вельвете — снизу вверх.
      Раскрой ткани в домашних условиях производится ножницами закройными или портновскими. Использование маленьких домашних ножниц не рекомендуется, так как может привести к неточному раскрою.
      При разрезании ткани широкое лезвие ножниц должно своей тыльной стороной опираться на стол. Надо следить за тем, чтобы основная деталь лежала вправо от ножниц, а левая рука поддерживала отрезаемую часть ткани.
      При раскрое вдвое сложенных скользящих тканей, в особенности из искусственного шелка, рекомендуется предварительно оба слоя скрепить, чтобы не допустить сдвига ткани при разрезании.
      При вырезке деталей вытачки не разрезают и не вырезают. В процессе разрезания детали не следует сдвигать или переворачивать.
      Расположение нитей основы в деталях кроя
      При раскрое и выкраивании деталей особо важное значение имеет соблюдение правильного направления нитей основы и утка ткани.
      При раскрое детали располагают следующим образом.
      Перед (полочки) лифа. Нить основы проходит параллельно линии середины (центра) переда лифа или линии полузано^а.
      Спинка, пояс. Нить основы проходит параллельно линии, проведенной посередине вдоль детали.
      Юбка. Нить основы проходит:
      в двухшовной юбке параллельно прямой линии, проведенной посередине, вдоль полотнища;
      в четырех-, пяти-, шести-, восьмишовной юбке, когда расклешенность распределяется равномерно по всему низу юбки, нить основы проходит параллельно прямой линии, проведенной посередине, вдоль полотнища.
      Направление нити" основы может быть смещено, если раскле-шенность надо распределить по низу юбки неравномерно.
      Обтачки низа рукавов. Нить основы или утка проходит вдоль детали.
      Воротник и подворотник. Нить основы проходит параллельно прямой линии, соединяющей концы отлета, если моделью не предусмотрено другое расположение.
      Обтачка горловины. Нить основы проходит поперек детали или в косом направлении.
      Подборта. Нить основы проходит параллельно внешнему краю подборта..
      Накладные карманы, клапаны. Нить основы совпадает с направлением этих же нитей на основных деталях.
      Обтачка карманов. Нить основы проходит посередине, вдоль детали.
      В изделиях, где обтачивание прорезей карманов производят мешковиной, нить основы йроходит параллельно притачиваемым срезам.
      Полоска для рулика. Нить основы проходит в косом направлении.
      Отступления от нити основы или утка могут быть допущены в зависимости от модели.
      Направление нити основы («долевая») на деталях показано на чертежах построения выкроек.
      При раскрое тканей, дающих разнооттеночность, при выкраивании деталей в разных направлениях, все основные детали изделий (за исключением воротников, манжет, пояса, обтачек выреза горловины и низа), раскладывают и выкраивают так, чтобы ткань шла в одном направлении.
      При раскраивании ткани с рисунком, идущим в одном направлении, следует соблюдать это же правило.
      На тканях с рисунком в полоску полоски должны быть размещены строго согласно нанесенным на выкройки линиям, без каких-либо отклонений.
      На тканях с рисунком в клетку поперечные и продольные полоски ткани должны совпадать в парных и соединяющихся деталях изделия.
      Выкраивание изделий из тканей с рисунком в полоску или клетку производится с учетом последующей подгонки полоски или клетки одних деталей по отношению к другим — в соответствии с моделью.
      Детали изделия, которые должны подгоняться по рисунку ткани (лиф и юбка, полотнища юбки и т. д.) следует раскладывать ближе к одной из кромок ткани так, чтобы одноименные полоски ткани на этих деталях совпадали.
      Раскладку крупных парных деталей (боковые части юбки, разрезную полочку, спинку) на ткани с рисунком в полоску или в клетку надо производить в противоположном направлении по одной полоске, вдоль кромок.
      Если парные детали (ткань в полоску) расположены по одной полоске вдоль одной кромки, припуска на подгонку можно не давать. Если парные детали кладутся вдоль двух кромок, то припуск дается только к одной детали. Если детали кладутся в середине, вдали от кромки, припуск дается к обеим деталям.
      Если в симметричных деталях рисунок должен быть расположен также симметрично, то раскраивание деталей производится с припуском, равным размеру шага рисунка (клетки, полоски, крупный рисунок, расположенный в одном направлении и т. д.).
      Припуск на подгонку должен быть не менее ширины клетки или полоски.
      При раскрое изделий из ткани с рисунком в клетку или полоску расход ткани увеличивается.
     
      ПРИМЕРКИ И ПОШИВКА ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ПРИМЕРОК
      В процессе пошивки сарафанов производят примерки.
      Все изделия из шерстяных и шелковых тканей изготовляют с двумя примерками и уточнениями. Изготовление с одной примеркой рекомендуется только для изделий несложных моделей из хлопчатобумажных тканей.
      Для удобства пользования материалом рекомендации по подготовке и проведению примерок вынесены в начало раздела.
      Первая примерка
      Сметывание сарафана к первой примерке. После раскроя изделие подготавливают к первой примерке. Сначала переводят меловые линии с одной детали на другую резцом (на хлопчатобумажных тканях) или прокладыванием силков (на шерстяных тканях).
      После перевода намеченных линий прокладывают нитки посередине переда и спинки, а также на полотнищах юбки и других деталях. Затем приметывают все клинья и приставки к деталям, пригз-» чивают их и разглаживают или расправляют швы. После этого сметывают вытачки, заметывают и наметывают все фасонные Линии, подрезы и складки на лифе и юбке. Сметывают швы соединения частей юбки и плечевые и боковые швы (если требуется по модели). По линии талии лифа и юбки прокладывают нитки и лиф приметывают к юбке. Низ изделия перегибают на изнанку и заметывают.
      При сметывании все детали изделия складывают лицом внутрь, совмещая размеченные линии. Вытачки и складки сметывают, складывая и равняя их от концов.
      Первая примерка и уточнение изделий. Сметанное изделие надевают на фигуру, закрепляют булавками застежку (если это требуется по модели) и уточняют правую половину.
      Во время примерки уточняют направление и длину вытачек, складок, швов, линий подрезов, в случае необходимости забирают или выпускают ткань в швах (плечевых и боковых, в юбке и лифе).
      намечают мелом или булавками линию выреза горловины и лроймы, места расположения петель, карманов, длину застрачивания складок и прочих деталей. Все изменения и уточнения, сделанные во время примерки, переносят на левую половину изделия при помощи мела или силков. Затем детали подравнивают по исправленным линиям, а пройму и горловину вырезают, линию низа выравнивают. После того, как все исправления сделаны, приступают к пошивке.
      Вторая примерка
      Ко второй примерке в сарафане должны быть стачаны и застрочены все фасонные линии и складки; стачаны вытачки и все основные швы (боковые, плечевые и швы юбки). Лиф должен быть приметан к юбке, низ изделия заметан.
      При второй примерке вносят необходимые уточнения в изделие ^уточняют его длину, ширину и т. п.). Эти уточнения производят так же, как и при первой примерке. Одновременно ставятся контрольные надсечки для правильного соединения деталей.
      Если во время второй примерки внесены изменения, то надо отпороть лиф от юбки и распороть заметку низа изделия. Согласно внесенным изменениям прокладывают нитки, а затем заканчивают пошивку изделия и окончательную отделку.
     
      ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОБРАБОТКИ
      При пошивке сарафанов следует придерживаться определенной последовательности обработки. Проводимая ниже схема последовательности дана для изделий простой основной формы покроя и, конечно, может претерпевать изменения в зависимости от модели.
      Окончательная отделка изделия производится после выполнения всех швов, в то время как разутюжка и заутюжка швов производится каждый раз после стачивания каждого шва. При обработке изделий из осыпающихся тканей края всех деталей должны быть юбметаны уже перед сметыванием их. После стачивания швов, нитки сметывания удаляют.
      Обработка сарафана
      1. Заготовить и обработать различные мелкие детали, воротник, пояс и т. д.
      2. Стачать вытачки и складки, заутюжить или разутюжить вытачки и складки, притачать или настрочить кокетки, вставки, обра-Мотать подрезы, образовать сборки.
      3. Стачать плечевые швы. В зависимости от толщины ткани заутюжить назад или разутюжить швы.
      4. Обработать борта.
      5. Стачать боковые швы.
      6. Обработать верхние края лифа сарафанов, обработать вырез горловины или вметать и втачать воротник.
      7. Стачать швы юбки, разутюжить швы.
      8. Подшить низ юбки и проутюжить.
      9. Сметать и соединить лиф с юбкой.
      10. Обработать боковую застежку.
      11. Обметать петли, выутюжить изделие, пришить пуговицы, прикрепить съемную отделку.
     
      РЕКОМЕНДУЕМЫЕ МЕТОДЫ ПОШИВКИ Изготовление пояса
      Части пояса стачивают швом шириной 0,7 см, выравнивая обрезные края. Шов стачивания в изделиях из шерстяных тканей разглаживают, а в изделиях из хлопчатобумажных тканей расправляют, раскладывая на две стороны.
      Пояс, перегибая, складывают по длине лицевой стороной внутрь и обтачивают швом шириной 0,7 см, оставляя в середине или в конце пояса отверстие длиной 2 — 3 см для вывертывания его на лицевую сторону. Швы в уголках обрезают, оставляя припуск в 0,2 — 0,3 см, пояс вывертывают, обтачной край выправляют в изделиях из хлопчатобумажных тканей, а'в изделиях из шерстяных тканей выметывают.
      Отверстие, оставленное для вывертывания пояса, зашивают ручным способом подшивочными потайными стежками, затем пояс подглаживают.
      Изготовление рулика для петель
      Косую полоску перегибают пополам лицевой стороной внутрь и стачивают на расстоянии 0,3 — 0,5 см от сгиба, при .этом один конец, рулика оставляют незатачанным для вывертывания его на лицевую сторону. Шов стачки подрезают, не доходя 0,3 — 0,5 см до строчки, и рулик вывертывают на лицевую сторону.
      Обработка бретели
      Обработка бретели производится аналогично обработке пояса.
      Изготовление накладного кармана прямоугольной формы
      Верхний обрезной край кармана подгибают наизнанку на 0,7 сж , и застрачивают на расстоянии 0,1 — 0,2 см от сгиба. Затем верхний край кармана перегибают на. лицевую сторону на ширину подгиба ' и обтачивают углы по намеченной линии. Углы вывертывают и вы-
      правляют. Каждый нижний уголок складывают Лицевой стороной внутрь и стачивают под прямым углом к сгибу.
      Затем уголки подрезают параллельно строчке стачивания, оставляя на шов 0,5 см.
      Шов стачивания углов разутюживают до плотного прилегания обрезных краев. Углы вывертывают на лицевую сторону и выправляют.
      Боковые и нижние края кармана подгибают наизнанку по намеченной линии и заметывают прямыми сметочными стежками.
      Подогнутые края приутюживают с изнанки через проутюжиль-ник. Верхний подогнутый край прикрепляют к карману в двух-трех местах.
      Верхний обрезной край кармана можно обрабатывать обтачкой, выкроенной по форме верхнего обрезного края. Тогда нижний обрезной край обтачки верха кармана подгибают на сторону изнанки на 0,7 см и прострачивают на 0,1 — 0,2 см от подогнутого края. Обтачку складывают верхним обрезным краем с верхом кармана, сметывают и стачивают; обтачку вывертывают, наизнанку, шов расправляют.
      Боковые и нижние края кармана обрабатывают, как указано выше.
      Изготовление клапанов
      На клапанах намечают и вытачивают петли, если это требуется по модели. Обработка петель производится аналогично обработке петель на полочках лифа (см. ниже).
      Клапан с подклапаном складывают лицевыми сторонами внутрь и сметывают на расстоянии 0,6 см от обрезных краев, при' этом клапан по длине и ширине держат слегка свободнее подклапана, а в уголках посаживают на 0,2 — 0,3 см, чтобы клапан в готовом виде не был затянут и уголки клапана не отвертывались.
      После сметки клапан обтачивают швом шириной 0,7 см.
      Нитки сметки удаляют, припуск шва в уголках подрезают до ширины 0,2 — 0,3 см. Затем клапан вывертывают на лицевую сторону, шов обтачки и уголки выправляют и выметывают на расстоянии 0,5 см от края. После выметки клапан подглаживают.
      Обработка лифа
      Полочки лифа соединяют с боковыми частями переда лифа (модель 3). Вначале верх боковых частей переда прострачивают двумя параллельными строчками с ослабленными нитями стежков. Края детали стягивают на нижние нитки строчек, образовавшиеся на ткани сборки разравнивают и концы ниток закрепляют. Полочки сметывают с боковыми частями переда по линии кокетки и боковой стороне, одновременно вкладывая сложенную вдоль изнанкой
      внутрь полоску канта. Затем полочки стачивают с боковыми частями переда на расстоянии 0,1 см от сметки.
      Кокетку спинки обрабатывают аналогично полочкам лифа.
      Вытачки на переде (полочках) лифа и спинке сметывают со стороны изнанки по намеченным линиям и стачивают по прямой стороне, чтобы не растянуть ткань.
      Вытачки, идущие от краев деталей, стачивают, начиная от краев. Вытачки, у которых концы переходят в незаутюженные складки, стачивают, начиная строчку поперек припуска складки (по намеченной линии); затем, повернув Деталь под прямым углом, ста* чивают вытачку по намеченной линии ее боковой стороны. Нитки сметки удаляют и вытачки заглаживают (в изделиях из шерстяных тканей) или расправляют с изнанки сгибами к середине переда и спинки.
      На полочках лифа, если это требуется по модели, обрабатывают петли.
      На изнанке детали намечают места расположения петель двумя долевыми линиями с расстоянием между ними, равным ширине двух кантов, и двумя поперечными линиями, определяющими длину петли. Посередине между линиями прокладывают нитку, переводя тем самым место расположения петель на лицевую сторону. Обтачку лицевой стороной накладывают на лицевую сторону детали так, чтобы обрезные края обтачки отстояли от намеченной линии на одинаковом расстоянии й приметывают прямыми сметочными стежками со всех сторон.
      Петлю обтачивают со стороны изнанки по намеченным линиям с четырех сторон.
      Деталь прорезают с изнанки посередине между двумя строчками, начиная от середины; не доходя до концов строчек на 0,5 — 0,6 см подрезают наклонно, образуя уголки, кончая разрез на 0,1 — 0,2 см от строчки. Нитки приметывания обтачки удаляют. Обтачку вывертывают наизнанку детали, выправляют кант и выметывают прямыми сметочными стежками. Концы петли закрепляют обратной машинной строчкой, прокладывая ее по уголкам. Обтачку подрезают до ширины 1,5 — 2,0 см. Петлю приутюживают с изнанки через проутюжильник, выправляя кант. Нитки выметывания петли удаляют. После обработки застежки петли накрывают подбортами и заметывают кругом. Материал под петлей разрезают, начиная от середины в ту и другую сторону, а в концах рассекают уголками.
      Подборта по линиям прорезей петель подгибают внутрь на ширину канта и подшивают потайными подшивочными стежками.
      Петли в изделиях из шерстяных тканей приутюживают с изнанки, выправляя кант.
      При обработке петель двумя обтачками на детали намечают места расположения петель двумя долевыми линиями с расстоянием между ними, равным удвоенной ширине двух кантов, и двумя поперечными линиями, определяющими длину петли.
      Обтачки перегибают пополам в долевом направлении, складывают изнанкой внутрь и приутюживают, Затем накладывают на деталь так, чтобы сгибы проходили у намеченных линий, а срезы были обращены друг к другу, и приметывают прямыми сметочными стежками. Дальнейшая обработка аналогична обработке петель с одной обтачкой.
      Плечевые швы сметывают по проложенным ниткам с соответствующей посадкой спинки — на свободное облегание лопаток. Затем швы стачивают, нитки сметки удаляют. Швы отгибают в сторону спинки и раскладывают на две стороны и разглаживают до полного прилегания.
      При обработке плечевых швов сарафана (модель 1) одновременно втачивают стойку воротника.
      Боковые швы сметывают по проложенным ниткам, затем швы стачивают и нитки сметки удаляют. Швы отгибают в сторону переда или раскладывают на две стороны и разглаживают до полного прилегания.
      Обработка юбки
      Вытачки юбки обрабатывают так же, как и вытачки лифа.
      Складки юбки заметывают со стороны изнанки по меловым линиям или проложенным ниткам без посадки и растяжения материала и застрачивают. Нитки сметки удаляют и складки проглаживают.
      Швы юбки сарафанов сметывают по проложенным ниткам без посадки и растяжения и стачивают. Нитки сметки удаляют и швы разглаживают до прлного прилегания сторон или заглаживают в сторону — в зависимости от фасона.
      Для получения сборок по линии талии юбку по верхнему, срезу прострачивают двумя строчками с ослабленными нитями стежков.
      Расстояние от обрезного края юбки до первой строчки 0,7 — 1,0 см, до второй — 1,25 — 1,5 см.
      Концы строчек стягивают на нижние нитки, образовавшиеся сборки разравнивают.
      Начало и конец строчек закрепляют наизнанке, завязывая узлом, предварительно продернув наизнанку верхнюю нитку.
      Настрочка на изделие накладных карманов
      Заготовленные накладные карманы накладывают на лицевую сторону изделия по намеченным линиям или проложенным ниткам, наметывают и настрачивают на расстоянии 0,1 — 0,2 см от подогнутого края.
      Настрочка на изделие клапанов
      Заготовленные клапаны накладывают на лицевую сторону изделия по намеченным линиям или проложенным' ниткам, приметывают и настрачивают со стороны подклапана на расстоянии 0,7 см
      от края. Обрезной край подгибают внутрь на 0,2 Ъм и подшивают подшивочными стежками.
      Затем клапан отвертывают и приутюживают.
      Обработка разреза переда сарафана подбортами
      К подбортам приметывают и притачивают надставки швом 0,7 — 1,0 см. Швы надставок расправляют или заглаживают до плотного прилегания сторон.
      Внутренние обрезные края подбортов подгибают наизнанку на 0,5 — 0,75 см и застрачивают на расстоянии 0,1 — 0,2 см от подогнутого края.
      Перед обработкой бортов на правой полочке, если требуется по модели, изготовляют обтачные петли.
      Затем на лицевую сторону изделия накладывают лицецой стороной подборта и наметывают.
      При обработке подбортов, выкроенных вместе с воротником (модель 1), сначала сметывают и стачивают их по горловине спинки швом шириной 0,7 см, а затем наметывают на изделие, одновременно наметывают и воротник. Воротник в уголках посаживают, чтобы он свободно отвертывался и не был туго поставлен.
      Борта обтачивают, нитки приметки удаляют, припуск шва в уголках подрезают. Борта вывертывают на лицевую сторону и выметывают на расстоянии 0,7 — 1,0 см от края борта.
      Внутренние края подбортов прикрепляют в нескольких местах к полочкам потайными стежками, делая не менее 5 — 6 стежков в- каждой закрепке*
      Обрезной край подбортов можно подшивать вручную потайными подшивочными стежками с подгибом обрезного края внутрь.
      Края бортов приутюживают, нитки выметывания удаляют.
      Обрезные края воротника (модель 2) подгибают по линии гор ловины спинки внутрь на 0,7 см и подшивают потайными подшивочными стежками.
      Верх вставки (модель 1) перегибают на лицевую сторону, уголки стачивают швом шириной 0,7 см, вывертывают на лицевую сторону и выправляют.
      Боковые стороны вставки прикрепляют к внутренним краям подбортов стежками, «козлик> до первой петли.
      Обработка верхних краев лифа сарафанов
      Части обтачек стачивают швом шириной 0,5 — 0,7 см. Швы в изделиях из шерстяных и шелковых тканей разутюживают, из хлопчатобумажных тканей — раскладывают на две стороны.
      Обтачку накладывают на изделие лицевой стороной внутрь и приметывают. Затем обтачку притачивают и нитки приметки удаляют. Шов обтачивания подрезают в выступающих углах, оставляя
      припуск 0,3 — 0,4 см, в вогнутых срезах и внутренних углах в шве делают надсечки. Обтачку отвертывают наизнанку изделия и выметывают обработанные края на расстоянии 0,5 см от края. Обрезной край обтачки подгибают внутрь на 0,5 — 0,75 см, заметывают и подшивают потайными подшивочными стежками или прострачивают на машине.
      Обрезной край обтачки можно заранее подогнуть на сторону изнанки на 0,7 см и прострочить на расстоянии 0,1 — 0,2 см от подогнутого края, а затем прикрепить к плечевым швам, в середине горловины, к боковым швам и вытачкам, а также на вогнутых местах 5 — 6 потайными стежками в каждой закрепке.
      При обработке верхних краев лифа сарафана, отделанных кантом (модель 3), берут полоску ткани для канта и перегибают вдоль посередине изнанкой внутрь, складывают, уравнивая обрезные края, и приутюживают с внутренней стороны через проутюжильник. Затем кант накладывают на лицевую сторону изделия, уравнивая обрезные края, приметывают прямыми сметочными стежками. Кант притачивают со стороны канта на расстоянии 0,1 см от линии приметывания.
      Нитки приметывания удаляют.
      Обработанную обтачку лицевой стороной накладывают на лицевую сторону изделия, уравнивают обрезные края и приметывают. Дальнейшая обработка производится, как указано выше.
      При обработке верхних краев лифа сарафана, отделанных бейкой (модель 2), на сторону изнанки изделия кладут отделочную бейку, приметывают и притачивают на расстоянии 0,7 см от края. Затем бейку отвертывают на лицевую сторону изделия, обрезной край бейки подгибают внутрь на 0,5 — 0,75 см, заметывают и прострачивают на расстоянии 0,1 — 0,2 см от края.
      Обработка проймы
      Обработка проймы производится аналогично обработке верхних краев лифа сарафана.
      Обработка низа издедия
      Низ изделий обрабатывают различными способами. В основном низ сарафанов подшивают вручную потайными подшивочными стежками. В изделиях из легких шелковых и хлопчатобумажных тканей низ сарафанов может быть застрочен на машине узким швом вподгибку, а также обработан с двойным застрачиванием края.
      Низ изделия обмеляют на столе по линейке по проложенным ниткам и неровности низа подрезают. Затем низ юбки перегибают по намеченным линиям наизнанку. Край подгибают внутрь на 0,7 — 1,0 см и заметывают по сгибу и по линии подгибки обрезного
      края. Затем низ изделия подшивают потайными4 подшивочными стежками или прострачивают на машине на 0,1 — 0;2 см от края. После подшивки низ изделия подглаживают и нитки заметки удаляют.
      При обработке низа сарафана, отделанного бейкой (модель 2), обработку производят аналогично обработке верхних краев лифа сарафана.
      Соединение лифа с юбкой стачным швом
      Юбку сарафана вывертывают наизнанку, лиф — на лицевую сторону. Лиф сарафана вкладывают в юбку, скрепляют посередине переда и спинки и по всем совпадающим в лифе и юбке швам, складкам, вытачкам и т. д. и сметывают.
      Затем лиф притачивают к юбке швом шириной 1,5 см, нитки сметки удаляют.
      Соединение лифа с юбкой настрочным швом
      Край лифа подгибают наизнанку, на ширину, равную расстоянию строчки от края, плюс припуск на шов 1,5 см, или по намеченной линии накладывают с лицевой стороны на верх юбки, приметывают, совмещая швы на лифе и юбке, складки, вытачки и т. д. и настрачивают.
      Обработка боковой застежки пуговицами
      При обработке застежки пуговицами к верхней стороне застежки предварительно прикрепляют петли из шнура.
      Нижние обтачки накладывают лицевой стороной на лицевую сторону изделия, а верхние — лицевой стороной наизнанку изделия и, уравнивая обрезные края, приметывают прямыми сметочными стежками на расстоянии 0,6 см от обрезных краев. Обтачки притачивают со стороны деталей на расстоянии 0,1 см от линии приметывания. Нитки приметывания удаляют. Обрезной край верхней обтачки подгибают внутрь на 0,7 см, накладывают на лицевую сторону детали, закрывая шов притачивания на 0,2 см, и приметывают. Обтачку настрачивают на расстоянии 0,1 см от подогнутого края, отгибают наизнанку, образуя из основной детали кант шириной 0,1 см и заметывают. Край приутюживают с изнанки через про-утюжильник. Шов притачивания нижней обтачки огибают обтачкой, приметывают и прострачивают по основной детали около шва обтачки. Закрепление концов застежек в боковых швах производят при стачивании боковых швов. Если боковые швы по модели разутюживают, то нижнюю деталь в концах обтачек надсекают. После стачивания и разутюживания или разутюживания боковых швов внутренний край верхней обтачки прикрепляют к детали 5 — 6-ю потайными стежками в каждой закрепке.
      Обработка застежки тесьмой «молния»
      В тех изделиях, где предусмотрена застежка на «молнию» по боковым швам дают припуск на застежку.
      Застежку в боковом шве обрабатывают после соединения боковых швов. При разутюжке боковых швов сгибы на участке застежки заутюживают по намеченным линиям.
      С изнанки застежки подкладывают тесьму «молния», уравнивая ее середину со сгибами припусков на застежку и приметывают прямыми сметочными стежками.
      Тесьму «молния» пристрачивают с лицевой стороны. Расстояние от краев застежки до строчки зависит от модели. Внизу застежки строчку прокладывают поперек разреза на расстоянии 0,5 см от конца зубцов тесьмы «молния». Нитки приметывания тесьмы «молния» удаляют, края тесьмы «молния» пришивают к припускам на застежку потайными стежками.
      Отделка изделия
      Швы сарафана обметывают вручную или обстрачивают на машине.
      Сарафан очищают от ниток и следов мела и окончательно отглаживают.
      В готовом виде изделие утюжат с изнанки. Сначала утюжат внутренние швы и замятые места всех деталей, а затем сарафан гладится с лицевой стороны.
      Обметывание петель
      Петли обметывают на готовых обработанных деталях или в готовом изделии. Места расположения петель намечают с лицевой стороны одной линией или двумя точками, определяющими длину петли, мелом или карандашом. Петлю разрезают по намеченной линии и обметывают петельными стежками, заправляя узелок между тканями. Узор петли должен располагаться на лицевой стороне. В конце петли делают скрепку, нитку продергивают наизнайку де* тали, закрепляют и обрезают.
      Пришивка пуговиц
      Места пришивки пуговиц намечают мелом соответственно расположению петель; пуговицы пришивают по намеченным точкам вдвое сложенной ниткой. Пуговицы с четырьмя отверстиями пришивают двумя сквозными стежками, а с двумя отверстиями —
      3 — 4 сквозными стежками в каждую пару отверстий.
      Пуговицы с отверстиями, предназначенные для застегивания, пришивают без затягивания стежков, оставляя между пуговицей и материалом нити — «ножку».
      Пришивка кнопок, крючков и изготовление нитяных петель
      Места пришивки кнопок и крючков намечают мелом согласно модели. Кнопки пришивают через край, делая по 3 — 4 стежка в каждое отверстие.
      Крючки и металлические петли пришивают, делая по 3 — 4 стежка в каждое отверстие и около мест изгибов. Отверстия крючков и петель должны быть расположены между двумя тканями и находиться на изнанке.
      Нитяные петли делают для крючков длиной 0,4 — 0,5 см, для пуговиц — в зависимости от размера пуговицы.
      При изготовлении петель прокладывают 3 — 4 нитки и обметывают их петельными стежками так, чтобы стежки плотно прилегали один к другому. Конец нитки закрепляют тремя стежками с изнанки.
     
      СОВЕТЫ ЧИТАТЕЛЬНИЦАМ
      Сарафаны, являясь одним из самых распространенных видов одежды, связаны с лучшими традициями русского национального Koci юм а.
      Сарафаны бывают различных типов — и зимние, которые носят обычно с блузкой, и летние, которые наши женщины любят носить во время отдыха, на даче, на юге; к открытым сарафанам часто шьют различные накидки и кофточки, с которыми сарафан выглядит как платье — в нем можно выйти на улицу, поехать на дачу, на прогулку.
      К выбору сарафана надо подходить также серьезно, как и к выбору платья и нельзя этот вопрос решать с точки зрения одного какого-либо фактора — формы, цвета и т. п. Сарафан хорош только тогда, когда найдено лучшее сочетание всех факторов — модели, ткани, цвета, рисунка и отделок — с внешностью женщины, которая будет носить этот сарафан.
      Сарафан не должен стеснять движений, красота сарафана неотъемлема от его удобства, он должен быть прост, со спокойными мягкими линиями.
      Надо стремиться найти такое сочетание всех факторов, о которых говорилось выше, чтобы оно способствовало выявлению достоинств фигуры и скрытию недостатков. Очень важно при этом, чтобы женщина рассматривала свою фигуру не только в фас, а и в профиль. Несоблюдение этого может привести к серьезным ошибкам при выборе фасона.
      Часто очень простой ситцевый сарафан выглядит на женщине очень нарядно и элегантно. Выбору сарафана применительно к себе всегда в первую очередь должны помочь знание своей фигуры и хороший вкус, который постоянно надо развивать в себе.
      Проще всего подобрать фасон стройной женщине, тут основное внимание должно быть устремлено на подбор цвета, ткани, соответствующего облику женщины, фактуры ткани и рисунка, соответствующим фасону.
      Однако, как было замечено ранее, подавляющее большинство женщин имеет значительные отклонения в строении тела от строго пропорциональной фигуры.
      Для облегчения читательницам выбора фасона и ткани ниже приведено несколько советов, которые при умелом применении помогут им в этом деле.
      Решив шить сарафан, в первую очередь надо тщательно продумать и подобрать фасон, соответствующий фигуре. Ткань для пошивки лучше всего подбирать уже тогда, когда выбран и продуман фасон. Этому способствует также и то обстоятельство, что, когда известен фасон, можно, заранее изготовив выкройку и сделав раскладку, наиболее точно определить нужное количество ткани.
      Однако, если материал уже куплен заранее, фасон надо выбирать осторожно, согласуя его не только со своей фигурой, но и с имеющейся тканью.
      Для различных фигур нельзя подобрать единого фасона. Поэтому всякую моду надо применять умело, надо тщательно изучить особенности фигуры и всегда помнить о своем возрасте и комплекции. Необходимо также стремиться правильно использовать различные детали, складки, драпировки, отделки, не перегружать сарафана, проявляя чувство меры.
      Большое значение имеет расположение различных деталей и линий сарафана. Так женщинам с короткой талией, а также женщинам небольшого роста или полным нельзя носить сарафаны с кокеткой или другими горизонтальными линиями, т. к. линия, пересекающая фигуру, укорачивает рост и подчеркивает полноту.
      Полным женщинам нельзя шить слишком узких сарафанов, т. к. узкие сарафаны подчеркнут полноту, надо делать их свободными, мягкими, не очень короткими.
      Для низкой и полной женщины хорошо выбирать фасон со строгими вертикальными линиями: для этой цели можно использовать отделочные швы. строчки, вшитые бейки; не следует резко подчеркивать талию, применять затянутые пояса.
      При большом бюсте не следует перегружать лиф сарафана драпировками и отделками — рюшами, оборками и т. п. Вообще сложных отделок и мелких деталей следует избегать.
      Высоким и худым женщинам хорошо выбирать фасон с несколько свободным лифом, затянутым в талии или стянутым поясом; юбка при этом рекомендуется широкая, пышная; в изделиях из хлопчатобумажных тканей ее лучше всего подкрахмалить. Неплоха и прямая юбка с мягкими вытачками.
      Горизонтальные линии для такой фигуры играют положительную роль — они, разбивая фигуру по длине, несколько скрадывают худобу. Можно рекомендовать и комбинированные сарафаны, но чередование цветов ткани должно идти не вдоль, а поперек фигуры,
      Очень хорошо поверх сарафана носить фигаро, болеро, накидки, кофточки (см. рис. 11) из той же ткани или же ткани контрастной, но гармонирующей по цвету с основной тканью; если сарафан шьют из ткани с рисунком, для кофточки к нему можно подобрать гладкую ткань, соответствующую по цвету одному из цветов рисунка.
      Большую роль в сарафане играет форма выреза как спереди, так и на спинке.
      Форма выреза сарафана спереди должна соответствовать лицу. Следует придерживаться следующего правила: женщинам с полным круглым лицом нельзя делать круглый или широкий, но не глубокий вырез, лучше сделать продолговатый вырез, который не подчеркивает и как бы удлиняет линии лица и, наоборот, продолговатый вырез’ некрасиво подчеркивает худое удлиненное лицо, а круглый или широкий квадратный — смягчит.
      Форма выреза сарафана на спинке должна соответствовать общему правилу относительно фигуры — продолговатые вырезы скра-дывают полноту» грузность фигуры, как бы удлиняют ее, и наоборот.
      Также тщательно, как и к выбору фасона, надо подходить к выбору ткани, се расцветки, рисунка.
      При выборе ткани необходимо учитывать зрительное впечатление от цветового решения сарафана, так как общий облик фигуры определяется не только формой, но и цветом одежды.
      Желтый и красный цвета больше подходят брюнеткам, а голубой — блондинкам, но если блондинка молода, со светлым нежным цветом кожи, то красный — коралловый или рубиновый цвет еще больше подчеркнет ее естественные краски. Если блондинка золотистая, то можно рекомендовать темнолиловое платье. С рыжими волосами, кроме лилового, хорошо гармонирует и зеленый тон средней силы.
      Женщины с каштановыми волосами — шатенки могут пользоваться цветами и брюнеток и блондинок, но при условии, чтобы тона одежды и отделок соответствовали по теплоте природным тонам женщины. Чистый желтый и ярко-красный нельзя рекомендовать шатенке, даже темной, но смягченные тона этих цветов — бледно-желтый, соломенный, бирюзовый, цвета терракоты — соответствует по характеру средней окраске шатенок.
      При выборе цвета ткани необходимо помнить, что темные тона, черный цвет скрадывают форму и, следовательно, делают фигуру более тонкой, белый цвет и светлые тона увеличивают форму и полнят фигуру. Большое значение имеет не только расцветка ткани, ио и ее рисунок.
      Ткань с рисунком в «горох» среднего размера подойдет для любой фигуры.
      Летние сарафаны часто шьют из ярких пестрых тканей. В этом случае основную роль должны играть силуэт и расцветка, сарафан должен быть прост по покрою, так как многочисленные детали разрушают рисунок ткани, теряется линия модели.
      Однако для полных женщин надо подбирать ткань с некрупным рисунком или гладкую не очень легкую, но и не жесткую. Женщинам низким и полным можно шить сарафаны из пестрой ткани с мелким и средним рисунком, а также из тканей с мелкой клеткой или узкой полоской. Наоборот, высоким и худым женщинам предпочтительно выбирать ткань с широкой светлой полоской и крупной клеткой и комбинировать рисунок в долевом и поперечном направлении.
      Для зимних сарафанов хорошо применять гладкую мягкую шерстяную ткань, можно применять и шелковую ткань с некруп ным рисунком в клетку.
      Значительную роль в сарафане играет хорошая со вкусом по добранная отделка. Она украшает сарафан, оживляет его, делает более приятным для глаза. При применении отделок нужно помнить, что они должны строго согласовываться с фасоном, покроем, тканью, должны гармонировать по цвету, оттенку.
      Очень оживляют сарафаны, делают их нарядными различные воротнички, расположенные по вырезу, особенно часто сейчас применяют так называемые «отстающие» от шеи белые воротнички. Применяют также и различные воротнички и отвороты из основной ткани. На пестрых сарафанах отделки делают из гладких цветных тканей, гармонирующих по цвету и тону с основным тоном ткани или с одним из цветов рисунка.
      Воротники могут быть отделаны сутажом, тесьмой «вьюнчик» или цветной строчкой.
      Применять различные виды вышивок на сарафанах нерационально, так как исполнение их занимает много времени, но зато можно легко украсить сарафан, настрочив сутаж или «вьюнчик» а однотонные светлые сарафаны, — проложив цветную строчку, сочетающуюся по цвету с основным тоном сарафана.
      Сарафаны часто отделывают руликом, кантом, шнуром как из ткани сарафана, так и из ткани другого цвета. Очень нарядно выглядят гладкие сарафаны, отделанные тканью другого цвета или тканью с каким-либо рисунком, с рисунком в полоску или клетку, в горошек, и наоборот сарафаны из ткани с рисунком, отделанные гладкой тканью в тон одного из цветов рисунка.
      Располагая застежки на сарафане, необходимо стремиться к тому, чтобы они будучи удобными, дополняли общий вид сарафана, были органически с ним связаны.
      В связи с этим большое значение имеет правильный выбор пуговиц, пряжек, поясов и т. д.
      Несколько слов следует сказать о подборе блузок к некоторым сарафанам (см. рис. 6, 28). Если сарафан сделан из гладкокрашеной ткани, то к нему можно надеть лк^бую блузку: и в клетку, и с рисунком в горошек, с мелким орнаментальным рисунком и гладкую. С сарафанами же, сшитыми из тканей с рисунком, в полоску и клетку или из ткани с выработкой, носят гладкие блузки.
      При выборе фасона блузки нужно придерживаться в основном общих правил, изложенных выше, однако, особое внимание следует уделить тому, чтобы фасон блузки полностью гармонировал с фасоном сарафана и дополнял его. Цвет ткани блузки также строго должен быть увязан с цветом сарафана.

 

 

На главнуюТексты книг БКАудиокниги БКПолит-инфоСоветские учебникиЗа страницами учебникаФото-ПитерНастрои СытинаРадиоспектаклиДетская библиотека

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru