НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Библиотечка «За страницами учебника»

Знакомьтесь с макраме. Соколовская М. М. — 1986 г.

Мария Михайловна Соколовская

Знакомьтесь с макраме

Для уроков труда
в 4-8 классах школы СССР

*** 1986 ***


DjVu


PEKЛAMA Заказать почтой 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD. Подробности...

Выставлен на продажу домен
mp3-kniga.ru
Обращаться: r01.ru
(аукцион доменов)



 

      ОТ АВТОРА (4) ИЗ ИСТОРИИ МАКРАМЕ (5) АЗБУКА МАКРАМЕ. Подготовка к работе (10). Приспособления для плетения (10). .Материалы для плетения (10). Приемы плетения узлов и узоров (И). Крепление нити на основе (II). Основные узлы и узоры (12). Вспомогательные узлы и узоры (26). Композиционные узлы (29). Ор наментальные узлы (30).
      ГРАММАТИКА МАКРАМЕ. Приемы начала работы (32). Приемы окончания работы (34). Приемы расширения плетеного полотна (38). Полезные советы (38). Основные этапы творческого процесса (40). Условные обозначения узлов (42).
      МАСТЕРСКАЯ МАКРАМЕ. Сувениры на память (43). Дополнения к костюму (54). Декоративные элементы в интерьере (64). «Живой» уголок (84). Ткань и немного фантазии (94). Цветы (107).
     
      ЮНЫЙ ДРУГ!
      Тебе наверняка захотелось узнать, как же это делать?" Тогда прочитан книгу, которую ты держишь в руках. Она расскажет гебе историю почти забытого вида рукоделия. научит приемам плетения узлов, поможет сделать красивую и нужную вешь тля дома, школы, в подарок друзьям и знакомым Материалы дчя макраме вполне доступны, а приспособления для занятий ты можешь сделать сам. Постигай это искусство постепенно: сначала узнай возможностях макргме. Затем изучи азбуку, овладей грамматикой плетения, а потом уже приступай к "работе над изделием. Не берись за сложные веши, начинай с простых. И только научившись основным приемам плетения, переходи к выполнению сложных изделий.
      В книге дано описание последовательности работы над многими изделиями макраме. Некоторые из них выполнены ребятами из пионерского лагеря «Буревестник» (г. Анапа) н подмосковного лагеря нм. Ю. Гагарина. Это твои сверстники. Они сумели сделать значит и тебе это под силу. Смелее вперед!
      Автор
     
      ИЗ ИСТОРИИ МАКРАМЕ
      История узелкового плетения исчисляется тысячелетиями. Начались она с того времени, когда человеку понадобилось соединить два конца нити и он завязал первый узел. Позже первобытные икотники из шерсти животных и болотных трав плели сети.
      Вначале человек делал примитивные, безузловые сети (рис. I). Более устойчивая форма полотна сети получилась тогда, когда нити начали скручивать между собой (рис. 2). В скандинавских музеях демонстрируют сохранный неся до наших дней остатки таких древних крученых сетей, сделанных из липового лыка. Этот метод плетения применяют и в паши дни рыбаки Мальты и Канарских островов при изготовлении крышек к корзинам.
      На смену безузловым пришли сети на основе «свайного» (рис. 3) и «перуанского» (рис. 4) узлов. Такие сети плели рыбаки Перу, жители Океании и древние африканские рыбаки из бассейна реки Конго.
      По мере совершенствования материала для плетения все труднее было сохранить постоянную форму ячей сети. Нужны были нескользящие узлы. Такими узлами стали «рифовый» (рис. 5) и «ткацкий» (рис.6). Изготовление сетей при помощи ткацкого узла практиковалось на северо-западе Европы с очень давних времен. В финских болотах 50 лет назад были найдены остатки сетей времен каменного века.
      За все время развития человечество относилось к узлам по-разному. Были периоды, когда узлы просто запрещали. Среди многих табу, соблюдение которых выпало на долю римских сенаторов, был запрет иметь па одежде хотя бы один узел.
      Табу на узлы существовал в Лапландии, Ост-Индии, у приморских да яков и у жителей северной части острова Целебес (Индонезия).
      На Руси вязать узлы — «паузить» означало «колдовать, знахарить, ворожить» — так пишет об этом В И. Даль. Христианством на Руси осуждалось ношение узлов амулетов.
      Но такое отношение к узлу было недолгим и пеновсеместным. Некоторые пароды, наоборот, считали, что узлы приносят известную пользу. — об этом писал римский историк Плиний Старший (I век). Люди того времени, например, верили, что при помощи
      На востоке в дремости существовала узелковая грамота
      часто встречается нэображекяе Геркулеса, облаченного в шкуру льва. Передние лапы зверя завязаем ка груди героя узлом, который люди так и назвали геркулесовым (рис 7). Этим узлом завязаны концы одежд на плечах персонажей египетских фресок и стебли лотосов на золотых нагрудных украшениях фараонов.
      Древние греки были уверены в магической силе геркулесова узла, поэтому раненые воины с помощью этого узла перевязывали себе раны. Геркулесов узел завязывали на бечевке и носили на шее как талисман. Моряки плели цепочки и привязывали их на вершины мачт, свято веря, что они уберегут их от бед.
      В Древней Греции во времена народных гуляний предлагалось развязать и завязать такой сложный узел, как «турецкий» (рис. 8). Это служило своеобразным соревнованием в ловкости. «Турецкий узел», возможно. и является тем легендарным гордиевым узлом, распутывание которого, по древним легендам, сулило власть над Азией А легенда такова.
      Сын фригийского бедняка Гордня Мндас, когда в стране начались смуты, на повозке отца прибыл в Народное собрание и был провозглашен царем. Эту простую повозку с хитроумным узлом из лыка дикой вишни на дышле Мндас преподнес в дар Зевсу, и с тех пор она находилась во дворце.
      Александр Македонский знал легенду об удачливом царе из народа, и ему очень хотелось увидеть знаменитую повозку н хитроумно сплетенный узел, распутывание которого, согласно древнему пророчеству, обещало власть над Азией. По одним источникам, дошедшим до нас, Александр не смог распутать гордиев узел и, выхватив меч, разрубил его; по другим — царь вытащил колышек, распутал узел и снял ярмо, чем и подтвердил свое право быть властелином Азии.
      Расцвет макраме относится к IX веку до н.э. Именно с этого времени просматриваются истоки создания изделий из узелкового плетения. Родоначальниками макраме считают моряков, которые в часы досуга плели цепочки, кулоны, талисманы и дарили их друзьям в далеких странах.
      В XIV веке моряки ознакомили с искусством плетения жителей Испании, Индии, Китая. В кафедральном соборе в Мадриде найдены рисунки узоров и узлов макраме того времени.
      Тогда же макраме стало известно и популярно в Италии. Плетеным кружевом украшали покрывала, занавеси, одежду.
      Выли открыты и первые школы макраме. В Турине, например, Валентина Кавандолн обучала плетению детей в возрасте 5 — 6 лет. Она ввела новый прием плетения, который теперь носит название «каван-доли». Этот прием построен на использовании нитей двух цветов в плетении репсового узла (рис. 9).
      Изделия макраме отражали в своих полотнах и художники. Одним из первых это сделал Сандро Ботичелли. В картине «Поклонение волх-
      вов» (1476 — 1477 гг.) на одном из персонажей надета шапочка макраме.
      В XVII веке макраме из Италии распространилось в Северную Европу и Северную Америку. Тогда же оно стало очень популярным в Англии.
      В те времена многие модницы Европы украшали своп одежды узелковым кружевом.
      Искусством плетения во все времена владели очень немногие мастера. Они создавали прекрасные образцы плетеных изделий: шторы, покрывала, чехлы для музыкальных инструментов. Кружево, которое они плели из золотых нитей, украшало одежды лиц духовного и королевского сана.
      Как бы надолго ни забывалось искусство плетения, оно возрождалось с новой силой и не только приобретало новые черты, но и меняло свое название. В разные времена искусство плетения называлось: квадратное плетение, узелковое кружево, мексиканское кружево, узелковая бахрома. И только в XIX веке этот вид рукоделия, ремесла и искусства стали называть .макраме. В переводе с турецкого «макрама» — это шарф или салфетка с бахромой, в переводе с арабского «миграмах» — это бахрома или шарф, украшенный плетеным кружевом.
      Новая волна возрождения макраме началась в XIX веке. Образцы плетеных изделий того времени, хранящиеся в различных музеях мира, выполнены в основном на основе горизонтального узла (репсового или двойного) во всех вариациях: ромбы, цепочки, уголки, клеточки. Для плетения тогда применяли разнообразные материалы: шелковые и хлопчатобумажные нити, шелковый шнурок, золотую канитель, шерсть.
      С двадцатых годов нашего века макраме вновь возрождается и входит в моду. Плетеными изделиями — коврами, салфетками, абажурами, ширмами, а позже шторами, кашпо — стали украшать комнаты. Плетеные панно начали комбинировать с ткачеством. Макраме нашло широкое применение и при создании таких предметов, как качалка, гамак, беседка. Сейчас возможности макраме еще более расширились.
      Применяя, как и раньше макраме для украшения одежды и интерьера комнат, его стали использовать при оформлении общественных помещений. Так, в интерьере кафе «Па-симатимас» в Каунасе (художник В. Барткувене) использовано сочетание .макраме и ткачества. На степах там размещены декоративные элементы, выполненные из веревки. Плетеные светильники удачно сочетаются с преобладающим реплым коричневым цветом помещения. Основным же элементом оформления является панно-макраме.
      В одном из Дворцов культуры Красноярска окна украшены шторами макраме.
      Декораторы музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко в Москве при оформлении спектакля «Дон-Кихот» использовали технику макраме.
      За последние годы почти на всех выставках декоративно-прикладного искусства у нас в стране всегда бывают представлены работы макраме, выполненные как профессионалами, так и художниками-любите-лями. Так, художник по гобелену Т. Мязина показала работу в технике макраме «Размышление о подсолнухе» (Зональная подмосковная выставка. 1980 г.) и «Березовая роща» (Всероссийская выставка «По родной стране», 1982 г.). Эти работы проникнуты теплотой и любовью к нашей родной земле.
      Украинский художник Д. А. Захарченко работает в основном как график, но последнее время он обратился к текстилю. Настенные украшения, созданные им из простого материала — пеньковой веревки, не только украшают и смягчают интерьер. но и вносят какую-то неповторимость. Д. А. Захарченко оформил в технике макраме сцену дома композиторов в Киеве.
      В работах прибалтийских мастеров широко представлены настенные панно, в которых использованы главным образом элементы геометрического орнамента. При создании своих композиций художники Прибалтики опираются на традиции народного искусства. При этом в плетении они предпочитают натуральный цвет пеньки, а если и подкрашивают материал, то только в глухие и пастельные тона. Используя макраме для выполнения нагрудных украшений, прибалтийские мастера часто применяют янтарь.
      Популярность макраме в нашей стране росла постепенно. Началась она в семидесятые годы в Прибалтике и уже оттуда распространилась по всей стране. Отвечая на вопросы читателей: «Что такое макраме?», газета «Советская культура» предоставила слово профессору, народному художнику Латвийской ССР Р. К. Хеймрату — известному мастеру гобелена, участнику крупных советских и зарубежных выставок, создателю национальной школы латвийского гобелена.
      «Макраме... позволяет высказаться разнообразно и нестандартно, никого и ничего не копируя. Фольклорное начало проявляется в орна-
      менте и цветосочетаниих. Изделия макраме прекрасно сочетаются с бусинами, янтарем, деревом. Но этими эффектами надо пользоваться осторожно, не увлекаясь. Здесь только хороший вкус и чувство меры гарантируют успех: Для украшения интерьера и особенно для костюма*надо очень тщательно подбирать фактуру и цвет фона и узора, типы узлов, их плотность и воздушность. Тут основное — чувство ансамбля. К зимнему платью из плотной ткани не подойдет ажур, который будет прекрасно сочетаться с однотонным шелком. Или веревочный абажур не будет смотреться рядом с дорогими тяжелыми драпировочными тканями».
      Макраме завоевывает все больше и больше поклонников. Увлекаются плетением взрослые и дети. Организуются кружки и студии макраме при Домах и Дворцах культуры. Приемы узелкового плетения изучают дети на уроках в школе. Они с увлечением плетут красивые и нужные вещи.
      Популярность макраме можно легко объяснить. Изделия, выполненные в технике макраме, отличаются не только прочностью, но и красотой и даже изяществом. Широки возможности макраме для творческого проявления личности. Вы берете в руки обычную веревку, завязываете узелки и... сотворяете чудо.
     
      АЗБУКА МАКРАМЕ
     
      ПОДГОТОВКА к РАБОТЕ
     
      Приспособления для плетения.
      Для плетения вам нужны будут некоторые приспособления.
      Полумягкая подушка. Чтобы ее изготовить, возьмите кусок поролона размером 40X25X4 см (рис. 10. а) и обтяните плотной мягкой тканью. Желательно, чтобы ткань была одноцветной. (Можно использовать также спинку от мягкого стула.) Подушку для плетения можно сделать и наклонной (рис. 10. б).
      Дощечка размером 30 X 45 см. Ее можно вырезать из фанеры или ДСП. Сверху справа и слева укрепите петли. Они понадобятся в дальнейшем для крепления палочки-основы (на нее при плетении вы будете крепить нити).
      Рис. 10. Подушка для плетения.
      Струбцины. Они служат для натяжения нити основы. Укреплять их надо на краю стола недалеко друг от друга.
      Крючки. При плетении абажура, кашпо и других подвесных изделий начатую работу удобно вешать на крючок.
      Швейные булавки с головками, ножнииы, сантиметровая лента, клей (для тканей): БФ-6, ПВА, Марс и др.
      Материалы для плетения. Плести можно из любой нити или веревки. Важно только, чтобы она была туго скручена. В этом случае отчетливо видна фактура узла, а плетеное изделие хорошо сохраняет свою форму и выглядит красиво. В настоящее время для плетения применяют бельевую и пеньковую веревку, шелковый, льняной и синтетический шнур, а также шнур шторный, кордовый и рыболовный, шпагат, сутаж, леску — шелковую крученую, кордовую, хлопчатобумажную, объемную пряжу, нити — суровую, льняную, хлопчатобумажную шелковую, крученую.
      Конструктивные деталк. Конструктивные детали помогают сохранять форму плетеного шхдот&а Их применяют при плетении , кашпо, сумочек, других изделий.
      Для работы могут пригодиться металлические, пластмассовые и деревянные кольца различного диаметра. деревянные планки, палочки, дощечки, каркас от старого абажура или настольной лампы. Пряжка от старого ремешка для часов также хюжет быть использована в новом плетеном ремешке. А старая мебель... Можно сплести, например.
      новые сиденья, спинки у стульев, легких кресел.
      Декоративные элементы. Плетеные изделия часто украшают деревянными или керамическими Мусами, шарами, цветными нитями. Момент введения как декоративпсЛ'о, так н конструктивного элемента (полка, шар, ручка, пряжка и т. д.) в плетение очень важен. Поэтому заранее надо обдумать способ его крепления.
     
      ПРИЕМЫ ПЛЕТЕНИЯ УЗЛОВ И УЗОРОВ
      Подготовьте нити длиной 15 и 30 см. Первые (15-сантиметровые) будут служить основой для крепления вторых (30-сантиметровых), так называемых рабочих нитей.
      КРЕПЛЕНИЕ НИТИ НА ОСНОВЕ
      Крепление нити замочком налицо. Возьмите нить длиной 15 см, уложите ее на подушке горизонтально и с двух сторон заколите булавками. Вы подготовили основу для крепления нитей.
      Теперь возьмите нить длиной 30 см, сложите ее пополам и опустите петлей вниз за основу (рис. 11, а). Затем оба конца нити опустите вниз на основу (рис. 11,6) ив петлю (рис. II, в).
      Далее надо взять вторую нить длиной 30 см и сделать тоже самое.
      Рис. II. (Верхний ряд.) Крепление нити за мочком налицо: а — нить опущена петлей вниз за основу; б — оба конца нити опущены на основу; в — оба конца нити пропущены в петлю.
      Рис. 12. Две нити закреплены замочком на лнио.
      Рнс. 13. Крепление нити замочком наизнанку: а — нить подведена под основу петлей вверх; б — петля опущена на основу вниз; в — два конца нити пропущены в петлю вниз.
      Вы закрепили 2 нити замочком налицо (рис. 12).
      Крепление нити замочком наизнанку. Возьмите нить длиной 30 см, сложите ее пополам и подведите под основу петлей вверх (рнс. 13, а). Опустите петлю на основу вниз (рис. 13, б) и пропустите в нее 2 конца нити (рнс. 13, в).
      Расширенное крепление нити замочком налицо (рнс. 14). Нить сложите пополам н укрепите на основе замочком налицо (см. рнс. II). Теперь работайте каждым концом нити отдельно: возьмите правую нить, подведите ее иод основу вверх, опустите вниз на основу и в пет.пю; возьмите левую нить и выполните с ней те же действия, что и с правой.
      Расширенное крепление нити замочком наизнанку (рис. 15). Нить сложите пополам и укрепите на основе замочком наизнанку (см. рис. 13). Теперь действуйте каждым концом нити отдельно: возьмите правую нить, заведите ее на основу вверх, вниз под основу и в петлю. С левой нитью выполните тс же действия.
      Неровное крепление нити. Этот вил крепления нитей применяют при выполнении цепочки, так как рабочая нить при этом укорачивается в
      4 раза быстрее основы. Поэтому, укрепляя нить для плетения цепочки, внутренние нити надо делать короче а крайние длиннее (рис. 16).
      Здесь нити 1 и 4 рабочие, а нити 2 и 3 — основа.
      Итак, мы рассмотрели разные способы крепления нитей к основе. При этом заметили, что после крепления нитей на основе получается
      Рис. 14. (Вверху слева.) Расширенное крепление нити замочком налицо.
      Рис. 15 (Вверху справа.) Расширенное крепление нити замочком наизнанку.
      Рис. 16. (Внизу.) Неровное крепление нити.
      удвоенное числи концов: если например, закрепили 3 нити, получается 6 концов. Их в дальнейшем и будем называть тоже нитями.
      ОСНОВНЫЕ УЗЛЫ И УЗОРЫ
      Геркулесов узел (см. рис. 7) — это первый и основной узел макраме, поэтому попробуем его завязать. Уложите на подушке вертикально 2 нити по 10 см. Конец каждой из них закрепите булавкой. Заврдите правую нить под левую, а левую — снизу вверх и в петлю (рис. 17, вверху). Теперь правую нить уложите на левую, а левую — сверху вниз и в петлю (рис. 17, внизу). Затяните получившийся узелок.
      Первый плоский узел. Укрепите на основе 2 нити неровным креплением. У вас получилось 4 конца (нити). Распределите нити (считая их слева направо, так же как сделано эго па рис. 16): нити рабочие, а 2 и 3 — основа.
      Итак, при плетении мы имеем дело с двумя видами основ: основа для крепления нитей (горизонтальная нить) и основа для затягивания узлов (нити 2 и 3). Это положение надо твердо усвоить.
      Приступаем к плетению первого плоского узла.
      Правой рукой возьмите правую рабочую нить и заведите ее на основу (рис. 18. а) и под левую рабочую нить.
      KOHEЦ ФPAГMEHTA

 

 

НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru