КАК БАРАН ПРЕВРАТИЛСЯ
В ТАРАН,
О ЗВЕРИНЫХ ПОДСКАЗКАХ
И О ТОМ,
ОТКУДА ПИЛА СВОИ ЗУБЬЯ ВЗЯЛА
Это трещат ворота осаждённой крепости. Снова и снова бьёт по воротам бревно-таран. Только щепки летят. А на конце бревна-тарана медная баранья голова. С короткими рожками, с выпуклым медным лбом.
И зачем это на бревне медная голова? Таран с медной головой придумали древние греки. Видимо, подсмотрели, как на лугу бараны дерутся, подивились, какие у них крепкие головы. Вот и сделали у бревна, которым ворота разбивают, баранью голову, только из меди. Действительно, хорошо получилось. Без медного наконечника конец бревна сам в щепки разбивался. И никаких крепостных ворот сокрушить не мог.
Издавна наблюдал человек за зверями и птицами, за насекомыми и растениями. Многое его поражало и удивляло. И он размышлял: что бы можно было у них позаимствовать? Что бы такое с пользой для себя применить?
Вот у тигра острые зубы. Завидно! У слона огромные бивни. Ох, какие! У медведя — мощные когти. А у человека нет таких зубов, бивней и когтей. И потому человек боялся и тигра, и медведя, и слона. Но подумал человек: «А не сделать ли мне такие когти, как у медведя, такие бивни, как у слона, такие зубы, как у тигра?»
Из острого осколка камня сделал человек нож. Привязал нож к палке — получилось копьё.
Теперь у человека был самый острый зуб и самый длинный коготь. Берегитесь, тигры и медведи!
Из острого тяжёлого камня да крепкой палки получился хороший топор. Вставил человек несколько каменных осколков в деревяшку — первая пила на свет появилась.
Потом научились все эти пилы, топоры, ножи, ножницы из металла делать.
И по сей день человек режет металл резцом, выворачивает из земли камни большими стальными клыками, пилит дерево острыми зубчиками.
Все резцы и зубья, что придумал человек, очень похожи на клыки и зубы разных зверей и зверушек.
О ЖЁЛТЫХ ЛИСТЬЯХ И ВОЗДУШНЫХ ЗМЕЯХ,
О ПАУКЕ, КОТОРЫЙ УМЕЛ МОСТЫ СТРОИТЬ,
И О ТОМ,
ПОЧЕМУ ЧЕЛОВЕК ЗАХОТЕЛ ЛЕТАТЬ
ОСЕНЬ. Увядают, желтеют листья. Только не хочется листьям с деревом расставаться. А ветер крепчает, норовит лист оторвать, на холодную землю бросить. Но вот один лист края загнул, почти трубочкой свернулся. Подставляет ветру круглые бока грубочка-лист, ветер на неё со всех сторон дует, а сорвать не может. Почему? Возьми за край лист бума1и и подними его. Лист сразу согнётся. Сверни бумагу трубочкой. Туго-туго сверни. Теперь попробуй такую трубочку согнуть, сломать. Трудно? То-то' же! Вот почему и ветер бессилен против листа, согнутого трубочкой.
Увидел однажды человек такой лист. И задумал мост через реку тоже вроде листа-трубочки. Большой мост, в тысячу метров длиной. Получился мост очень прочный. Потому что был он похож на лист дерева, свёрнутый в прочную, жёсткую трубочку.
А теперь опять на деревья посмотри. Вот между деревьями повисли тонкие нити паутины. Тянутся от ветки к ветке, блестят бисером росинок. Красиво. И очень прочно. Здоровенная синяя муха попалась, сучок с дерева упал, ветер подул, а паутине всё нипочём. Раскачивается между веток, изгибается, колышется, всё равно целёхонькой остаётся.
И решил тогда человек: «Сделаю я мост через реку, похожий на паутину. Только вместо паутинных нитей — толстые стальные канаты и цепи». Получился подвесной мост, висячий. Красивый, прочный и, действительно, на паутину похожий. Теперь много таких мостов строят.
А недавно построили большой стадион, и крышу над ним на толстых стальных канатах подвесили. Издали посмотреть — очень паутину напоминает.
Если в лесу гулять да не по сторонам зевать, а присматриваться и приглядываться — много интересного и полезного заметишь.
Самолёт стал настоящим самолётом» когда приобрёл воздушный вият — пропеллер. А крылья самолёта ещё долго напоминали воздушные змеи.
Несёт ветер над поляной белые пушистые хохолки. Будто кто-то разбросал над полями-лугами крохотные белые парашютики. Словно парашютный десант на поляну высаживается. Это одуванчик для своих семян сделал такие парашюты.
У клёна своё изобретение — кленовая крылатка. Две изогнутые зелёные лопасти. Точь-в-точь — маленький пропеллер, самолётный винт.
Ты мастерил когда-нибудь воздушный змей? Наверное, мастерил. И, задрав голову кверху, смотрел, как змей то взмывает вверх, то, словно о воздух спотыкается, неуклюже падает вниз. И вновь плавно набирает высоту.
А в осеннем лесу?! Кружит ветер на лесной дороге опавшие листья. Но что это? Посмотри. Кружатся воздушным хороводом жёлтые листья. То плавно летят, то ковыляют, дрожат, словно о воздух спотыкаются. Точь-в-точь как воздушный змей. Быть может, придумали люди этот самый воздушный
Воздушные шарм летяг но воле ветрп. Ими трудно управлять.
змей, глядя на осенние полёты жёлтых листьев.
А потом научились делать такие большие и сложные воздушные змеи, что на них уже человек летал. Превратился воздушный змей в планёр — почти настоящий самолёт, только пока ещё без мотора. Человек обрёл крылья.
А почему человек захотел высоко в небе летать? Как пришла ему в голову такая мысль? Вероятно, в небо он за птицами потянулся. Не было бы на свете птиц, не знал бы человек, что такое крылья, не знал бы вообще, что такое «летать».
Вот так осенние листья, большие и маленькие птицы, кленовые и одуванчиковые летучки надоумили человека изобрести воздушный змей, планёр, самолёт, парашют.
Первый в мире самолёт.
На птиц похожи все самолёты. Но человек на самолёте летает дальше, быстрее и выше любой птицы.
О ТОМ,
КАК МЕДУЗА
УХО НАСТОРОЖИЛА,
И О ТОМ,
ПОЧЕМУ ЯЩЕРИЦА ИЗ НОРЫ УШЛА
ВСЕ кошки, собаки, гуси, воробьи, ...многие звери и птицы умеют погоду предсказывать. Вот котёнок о стену когти точит — значит, скоро быть дождю. Мордочку прячет, лапами её закрывает — морозные дни идут. А раскинется блаженно, лапками вверх — к тёплой и сухой погоде.
Прячет гусь нос под крыло — к холоду.
Воробьи в пыли купаются — скоро дождик пойдёт.
Но не только дождь и ветер, стужу и тепло предсказывают птицы и звери.
Была у одного геолога собака. Самая обыкновенная овчарка. Однажды поздним вечером геолог сидел за столом, карты геологические рассматривал. Рядом в коляске маленькая дочка спала. В углу дремала собака. Всё тихо-мирно. Вдруг собака рванулась с места. Схватила девочку за рубашку, выхватила её из коляски, кинулась в дверь. Геолог испугался. Подумал: собака взбеси-
лась! Схватил ружьё, вместе с женой выбежал из дома. И вдруг затряслась земля, рухнул дом. Началось землетрясение.
Так собака спасла всю семью геолога. Случилось это в туркменском городе Ашхабаде. А за три дня до землетрясения ушли из своих нор змеи и ящерицы, голуби улетели из голубятен.
В югославском городе Скопле как-то ночью забеспокоились звери в зоопарке. Завыла гиена. Жалобно затрубил слон. Бегемот перепрыгнул через загородку. Всполошились птицы А рано утром затряслась земля.
Значит, чувствуют звери и птицы заранее, что надвигается грозная подземная буря.
Где-то вдали чуть заметно вздрогнула земля, донёсся из-под земли еле слышный гул. Человек не заметил, не обратил внимания. А собаки, змеи, ящерицы, рыбы забеспокоились: быть беде!
Да что там рыбы и собаки! Медузы — эти прозрачные студенистые зонтики, такие беспомощные на вид — умеют предсказывать штормы и бури на морях и океанах.
Спокойно море, нет на небе хмурых туч. корабли идут своим курсом, а медузы полчищами устремляются к берегу. Там, за камнями, за скалами, в затишье мельководья прячутся от бури. А бури и нет. Может, зря медузы тревожатся? Нет, не зря. Через десять-пятнадцать часов всё смешалось в океане, вода вздыбилась до небес, тучи спустились до волн. Не океан, кипящий котёл.
Как же чувствует медуза приближение бури?
Оказывается, у неё есть особое ухо. Устроено оно просто, да хитро. Всё ухо — шарик с жидкостью. Внутри шарика мельчайшие камешки. Задолго до бури разносятся над волнами особые, неслышимые для человека тревожные звуки. Дошёл звук до уха медузы, дрогнул в ухе шарик с жидкостью, заколебались камешки, надавили на медузины нервы, растревожили её. Поплыла медуза подальше от грозных звуков, на мелководье.
Когда узнали, как у медузы ухо устроено, сделали прибор — предсказыватель бурь. Прибор тоже умеет слушать неслышимый рокот и гул ветра и волн. За пятнадцать часов сообщает прибор капитану корабля: «Буря идёт! Надо в порту укрыться или подальше от бури уйти!»
Спасает корабли прибор, устройство которого инженеры у медузы подсмотрели.
О ТОМ,
КАК ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ МОСКИТОВ ЛОВИЛА, ЧЕРЕПАХА
ЛЮБИМЫЙ ОСТРОВ ИСКАЛА,
А БАБОЧКИ
ОКЕАН ПЕРЕЛЕТАЛИ
РАЗ, Два, три, четыре, пять —
Знаю, мошку как поймать...»
Такую песенку вполне могла бы летучая мышь напевать. Если бы петь умела. Она мошек, бабочек, москитов очень здорово ловит. Не успеешь до пяти сосчитать — готово. На лету москита как языком слизнула. Москит — крохотное насекомое, величиной с хлебную крошку. А летучая мышь его в полной темноте находит. Как это она делает? Оказывается, ей эхо помогает.
Встань на большой поляне в лесу, крикни отрывисто и громко. И тут же сам себя услышишь. Словно лес твоим голосом откликнулся. Это звук отразился от стены деревьев, вернулся к тебе назад.
Вот так и летучая мышь эхом пользуется. Она летит и посвистывает. Тоненько так посвистывает и пронзительно. Звук совсем особый получается. Ультразвук. Его человек не слышит. Натыкается звук на комарика, москита или бабочку.
отражается от насекомого, обратно к летучей мыши возвращается. Настораживает мышь уши, чует — добыча поблизости. Так и ловит летучая мышь насекомых, помогая себе разбойничьим посвистом.
Да вот что самое интересное. Летучие мыши живут в пещерах. Их там иногда видимо-невидимо набирается.
В одной пещере их насчитали двадцать миллионов! Представь себе — все они вылетели на охоту. Все свищут-посвистывают. Как же они друг другу не мешают? Как они отличают свой свист от всех других? Нет пока ответа на эти вопросы.
Очень летучая мышь инженеров интересует. До сих пор они её изучают Хотят сделать такие же чувствительные ультразвуковые приборы, радиопередатчики и радиоприёмники. И не только чувствительные. А такие, чтобы хоть тысяча приёмников и передатчиков работали сразу, а друг другу нисколечко не мешали. Как не мешают друг другу миллион летучих мышей.
Ещё один очень хитрый и чуткий прибор носит на себе... гремучая змея.
Гремучая змея любительница ночной охоты. Берегитесь, мыши! Она л ночью вас найдёт. Не увидит, не унюхает, а всё равно найдёт.
Она тепло чувствует, а мышь всегда теплее, чем ночные холодные листья и травы вокруг. У гремучей змеи на морде крохотные ямочки. Не глаза это и не ноздри, а сверхчувствительный термометр. Вот она этими ямочками-термометрами тепло и улавливает, прямо на тёплую добычу устремляется. Такие крохотные и очень чуткие термометры, как у гремучей змеи, делать мы ещё не умеем.
Самая обыкновенная кошка обладает необыкновенно хорошим инструментом. Это её коготки. Вспомни, как мама говорит: «Нож затупился. Даже хлеб не режет...» А нож всего две недели тому назад точильщик точил. И уже затупился. Зато коготки у кошки, клюв у дятла всю их жизнь не тупятся, сами собой заостряются. Вот бы и на наши заводы такие свёрла и резцы, пилы и долота, чтобы не тупились, не крошились, сами собой заострялись,
А теперь давай ещё раз посетим океан. Оказывается, в океане растут... острова. Да, да, самые настоящие острова. Коралловые. Их строят живые существа — коралловые полипы. У каждого из них — известковая скорлупа. Живут коралловые полипы в тесноте, да, видимо, не в обиде. Скорлупа к скорлупе прилепливается, и растут кораллы всё выше и выше. Получается коралловый остров.
Вот бы и нам научиться плотины и дома не строить, а выращивать. Чтобы какие-нибудь приручённые или искусственные кораллы сами собой росли, делали нам плотины-запруды, острова в морях, башни и дома на земле.
Ну, а если мы уж всё равно среди морей-океанов оказались, посмотрим вокруг повнимательнее.
Невдалеке летучая рыба показалась. Она и под водой плывёт, и гк. воде скользит, и даже из воды выпрыгивает. Да не просто выпрыгивает, летит по воздуху. Вот бы сделать такой везделёт-водоход, чтобы и прыгал он, и летал, и плыл, и нырял.
На морском дне живут чсрвяч-ки-приапулиды. Юркие такие червячки. Они быстро-быстро передвигаются в морском иле самым удивительным способом. Вонзаются в ил жалом, а потом жало иголками ощетинивается в иле укрепляется и червячка за собой подтягивает. А гели сделать с таким жалом подземный вездеход? Чтобы сам в землю вонзался, внутри земли путь себе прокладывал. Пусть ищет под землёй уголь и нефть, железо, серебро...
Бесстрашно перелетают океан нежные бабочки. В кругосветное путешествие отправляется кит. Гигантские морские черепахи плывут по безбрежным просторам океана и всегда находят обратную дорогу домой.
Как же бабочки, киты и черепахи не заблудятся? Как находят они свои пути-дороги? Как за тысячи километров узнают, где их дом? Очень всё это интересно узнать. Узнать и с пользой применить.
Человек учится у природы. |