НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Библиотека советских детских книг

Лаптев А. Раз, два, три. Ил. автора. - 1970 г.

Алексей Михайлович Лаптев

Раз, два, три

Иллюстрации автора. - 1970 г.


DjVu



 

PEKЛAMA

Услада для слуха, пища для ума, радость для души. Надёжный запас в офф-лайне, который не помешает. Заказать 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD. Ознакомьтесь подробнее >>>>


Книги выложил на трекер Вoлкoлак. (Привет от Велволка.) «В раздаче собраны сканированные/распознанные копии книг с различных сайтов. Всем авторам сканированных копий выражаю благодарность за труды. В частности благодарю тех, чьи работы были использованы при составлении данной раздачи: book-illustration, elenka_knigolub, lelikness, Алексея Несененко, а также работников Российской государственной детской библиотеки».

Лаптев А. Разрисуй! (часть первая). Стихи Н. Гернет, ил.автора. - 1945 г.
Лаптев А. Разрисуй! (часть вторая). Ил.автора. - 1946 г.
Лаптев А. Весёлые картинки. Ил. автора. - 1948 г.
Лаптев А. Забавные истории. Ил. автора. - 1959 г.
Лаптев А. Футы-нуты. Ил. автора. - 1961 г.
Лаптев А. Раз, два, три. Ил. автора. - 1970 г.
Лаптев А. Раз, два, три. Ил. автора. - 1972 г.



Художник Алексей Михайлович Лаптев за работой. - 1945 г.
      ПОЧИНКА ПЕРЕПЛЁТА КНИГИ
     
      РАБОЧЕЕ МЕСТО
      Рабочее место для ручных переплетных работ следует по возможности организовать вблизи источника света» Хорошо, если для этого можно выделить постоянный уголок не в жилой комнате. В библиотеках лучше предусмотреть место в подсобном помещении или вдали от книжных стеллажей, чтобы пыль и испарения, неизбеж-3 иые при обработке и склеивании переплетных матерпа- лов, не оседали на книгах.
      Стол должен быть прочным, устойчивым и сравнительно большим, чтобы на нем можно было расположить рабочую доску, книги, материалы, инструменты и приспособления для работы. Учитывая, что основные переплетные операции выполняют сидя и стоя за столом, последний должен быть на 100 — 120 мм выше обычного. Для работы сидя удобнее всего табурет также на 100 — 150 мм выше обычного.
      Стол можно оборудовать полочкой (пеналом) с гнездами для хранения в безопасном положении ножей, шильев, ножниц и других колющих и режущих инструментов. Определенное место следует отвести для хранения мерительных инструментов.
      Необходимо уделить внимание подготовке инструментов и приспособлений. Следует учесть, что тупой нож требует больших усилий в работе, а уставшая рука может явиться причиной неверного движения, а значит й травмы. Осторожно следует работать с дисковым ножом. Шилья, ножи, пилки, молотки, шлицовки должны иметь прочные, хорошо обработанные рукоятки.
      При изготовлении клеев, работе с приспособлениями для тиснения следует пользоваться электрическими плитами с закрытыми нагревательными элементами.
      Здесь речь шла в основном об организации и оснащении рабочего места в домашних условиях и в небольших библиотеках. При многих же крупных библиотеках есть переплетные мастерские, которые оснащены специальным оборудованием и другими приспособлениями, облегчающими труд переплетчика: различными бумагорезальными машинами, стационарными обжимными и позолотными прессами, картонорубилками и др.
     
      ПРИЕМЫ РАБОТЫ ПЕРЕПЛЕТЧИКА
      Получив из предыдущего раздела представление о том, из каких «деталей» состоит книга, какие инструменты, приспособления и материалы нужны для переплетных работ, познакомившись со способами приготовления различных клеящих составов, можно приступать к делу. Но чтобы оно пошло успешнее, необходимо еще освоить несколько общих, часто выполняемых приемов работы. Не пожалейте времени, чтобы отработать эти приемы практически. От степени овладения ими зависит и скорость, и качество выполняемой в последующем работы.
     
      ИТАК, НАДО УМЕТЬ
     
      Сталкивать
      Сталкиванием называется прием выравнивания в стопе краев листов бумаги, сфальцованных тетрадей, картона, ткани по двум взаимно перпендикулярным сторонам. Например, выравнивание тетрадей разобранной книги, бумаги и картона перед обрезкой.
      Прием состоит в следующем. Руками, как показано на рис. 29, захватывают определенное количество бумаги и держат отвесно по отношению к столу.
      Чуть выгибают от себя и слегка ударяют нижним краем стопы о стол. Причем повторяют это несколько раз. В момент удара пачки о стол нажим пальцев следует несколько ослаблять, чтобы могли свободно соскальзывать вниз. Выровняв одну сторону стопы, таким же образом выравнивают смежную с ней.
      При сталкивании книжных тетрадей выравнивание начинают с корешковой стороны, после чего переходят на верхний обрез, затем несколько раз попеременно на корешок и верхний обрез. Иногда тетради пружинят, в этом случае нужно с обеих сторон проложить подходящие по размеру картонки.
     
      Резать ножом бумагу и другие материалы
      Режут переплетные материалы ножом по металлической линейке (уголку). Нож обязательно должен быть остро заточен по фаске и доведен на оселке с обеих сторон.
      Бумагу сталкивают на две смежные стороны и укладывают на гладкую доску или фанерку, специально предназначенную для этой цели. Линию реза намечают остро заточенным карандашом или тонким концом косточки, накладывают на нее грань металлического уголка. Широко раздвинутыми пальцами (большой — к себе, сложенные вместе указательный и средний — от себя) левой руки сильно прижимают линейку к бумаге.
      Нож держат в правой руке, обхватив его рукоятку четырьмя пальцами и положив указательный палец на верхнюю часть лезвия. Нож должен находиться под углом 30 — 40° к плоскости стола (рис. 30, а). Передвигают его без особых усилий по направлению к себе, следя за тем, чтобы левая сторона лезвия была плотно прижата к полке уголка и оно не отклонялось в сторону. За одно движение ножом, в зависимости от толщины и плотности бумаги, можно отрезать одни или несколько листов. Чтобы разрезать пачку бумаги, приходится, не сдвигая линейки, делать несколько резов. Сокращение числа резов за счет усиления нажима на нож ухудшает качество резки и утомляет работающего. Бумагу режут частью лезвия, отстоящей на 15 — 20 мм от конца ножа.
      Учиться резать бумагу надо начинать со стопы толщиной 4 — 5 мм, постепенно доведя ее до 12 — 15 мм. Стопу бумаги толщиной более 10 мм и длиной 200 — 250 мм режут не с дальнего от себя конца, а с середины и ведут рез к ближнему от себя краю, постепенно приближаясь к дальнему концу стопы.
      Картон режут по одному листу кончиком ножа, плотно охватив рукоятку всеми пальцами правой руки (рис, 30, б). Таким же способом раскраивают и переплетные ткани.
      При работе с переплетным ножом следует быть внимательным, чтобы не пораниться.
     
      Владеть косточкой
      Косточкой приходится пользоваться чаще всего. Она нужна при разборке книги, при перефальцовке листов разобранной книги, приглаживании подклеенных тетрадей по корешку, при фальцовке форзацев, притирке наклеиваемых тканевых корешков или покровной ткани на сторонки, заправке уголков, нанесении рубчика.
      Фальцовку (сгибание) бумажных листов (рис. 31, а) выполняют, держа косточку в правой руке под небольшим углом к сгибу, проводя ребром ее по всей длине листа.
      Иногда переплетчику приходится так разместить листы бумаги в стопе, чтобы между их кромками с одной стороны был определенный интервал. Называется это роспуск листов лесенкой. Делается он, например, при проклейке кромок нескольких форзацев. Осуществляется прием также с помощью косточки. Придерживая пачку левой рукой (рис. 31, б), острым концом косточки, находящейся в правой руке, ударяют слегка по краю пачки. Косточку держат плашмя, при этом средний и указательный пальцы находятся снизу, а большой — сверху косточки.
      Приклеивая бумагу (или переплетную ткань), ее притирают ребром косточки через лист макулатурной бумаги, чтобы на поверхности материала не оставалось следов от косточки (рис. 31, в). О приемах работы с косточкой при заправке уголков, нанесении рубчика на переплетную крышку и т. д. будет рассказано при описании соответствующих процессов.
     
      Работать с клеем
      Многие операции в переплетном деле связаны с приклеиванием одной детали к другой.
      Прежде всего эти процессы требуют особой аккуратности. Необходимо сразу же определить место для работы с клеем. Если нет возможности отвести для этого специальный стол, то молено обойтись куском фанеры, которую кладут на рабочий стол для предохранения его поверхности от загрязнения. Фанеру перед началом работы надо застелить бумагой.
      Хорошо иметь для клея две-три щетинные кисти диаметром 20 — 30 мм: одну большую и мягкую для намазывания больших поверхностей жидким клеем, другую — жестче для более густого клея и небольшую кисть с коротким жестким волосом для втирания клея в корешок книжного блока. Кроме того, нужны будут щетинные кисти для живописи № 10 — 18, которыми пользуются при реставрации поврежденных листов книги. Набирают клен на кисть понемногу и после промазки не оставляют в посуде с клеем (так как кисть каждый раз пришлось бы очищать от его излишков), а опускают в пустую банку. Для каждого вида клея желательно иметь свою кисть. По окончании работы кисти следует тщательно вымыть, так как засохший клей будет трудно удалить.
      В практике выработались определенные приемы промазывания клеем переплетных материалов (рис. 32). Чтобы избежать попадания клея на лицевую сторону бумаги, его надо наносить веерообразно, вначале на себя, придерживая бумагу кончиками пальцев, а затем от себя, придерживая проклеенную часть бумаги фалангами согнутых пальцев. Удерживать намазанную бумагу надо крепко, чтобы она не сдвигалась. Наносят клей равномерно, тонким слоем, кисть при этом желательно слегка поворачивать в разные стороны. Особенно тщательно промазывают края листа, следя за тем, чтобы материал не поднимался вслед за кистью и не заворачивался.
      Снимать бумагу или ткань с нанесенным на них клеем следует фалангами пальцев левой руки, накладывая их на ближний край и захватывая с лицевой стороны большим пальцем, или приподнимая ее край кистью (рис. 33).
      Иногда, например при приклейке форзацев, листы приходится промазывать по всей длине полоской в 3 — 4 мм. В этом случае листы сталкивают на корешок и верхний обрез и распускают лесенкой с необходимым, отступом кромки одного листа от другого. На верхний лист на таком же расстоянии от его края кладут полоску бумаги или тонкого картона и затем промазывают клеем все листы одновременно (рис. 34).
      При наклейке промазанных листов нужно стремиться к тому, чтобы накладывать их сразу же на нужное место. Обычно вначале совмещают верхние кромки склеиваемых деталей (рис. 35), затем опускают верхнюю часть листа и лишь потом, следя за тем, точно ли совмещаются боковые кромки листа, опускают его нижнюю часть. Только после этого приклеиваемый лист приглаживают и притирают.
      Чтобы проклеить корешки книг, их укладывают стопой на край стола, выравнивают и, придерживая сверху левой рукой, промазывают по всей площади, начиная с середины, энергично втирая клей между тетрадями.
      В дальнейшем при описании различных переплетных операций мы познакомимся с другими приемами работы.

 

НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru