На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Естествознание. Учебник для начальной школы. Тетюрев В. А. — 1939 г Естествознание. Учебник для начальной школы. Тетюрев В. А. — 1940 г Естествознание. Тетюрев В. А. — 1945 г

В. А. Тетюрев

Естествознание

Учебники для начальной школы

*** 1940, 1945 ***


PDF

1940


PDF

1940


PDF

1945

 

Методика преподавания естествознания в начальной
школе. Горбунов Н. А. — 1947 г. ЗДЕСЬ

 

В книге 1945 года — обе первых.

 

  ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ 1939 г.
 
  ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
 
  УЧЕБНИК ДЛЯ 3-го КЛАССА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
  Утверждено Наркомпросом РСФСР
 
  СОДЕРЖАНИЕ
 
  I. Почва и полезные ископаемые
  Почва
  Из чего состоит почва
  Перегной
  Глина
  Песок
  Гранит
  Как разрушается гранит 9
  Как образуются глинистый сланец и песчаник
  Использование глины, песка и гранита в народном хозяйстве 12
  Как из глины делают кирпич
  Как из глины делают посуду
  Как изготовляют стекло и стеклянную посуду 13
  На что идет гранит
  Известняки 14
  Известь 15
  Цемент и бетон 16
  Соль
  Каменная соль. Самосадочная соль 18
  Соляные источники 19
  Добыча соли из морской воды — Соли, идущие на удобрение 20
  Добываемое в земле топливо 21
  Как образуется торф
  Как добывается и используется торф 22
  Как образовался каменный уголь 24
  Как добывают каменный уголь 26
  Как добывают нефть 28
  Топливо в народном хозяйстве СССР 30
  Металлы
  Железные руды 31
  Как добывают железную руду 32
  Как получают чугун, сталь и железо
  Медь. Алюминий 34
  Свинец. Золото 35
  Металлы в народном хозяйстве СССР 36
 
  II. Вода.
  Три состояния воды 37
  Чиста ли природная вода 38
  Как очищают воду от мути
  Как очищают воду от растворенной в ней соли 39
  Дождь и снег 40
  Роса и иней 41
  Круговорот воды в природе
  Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении 42
  Расширение воды при замерзании
  Термометр
  Работа воды в природе 44
  Использование силы воды в хозяйстве. Водяные двигатели 45
  Наши водные электрические станции 46
  Паровые двигатели 47
 
  III. Воздух.
  Воздух занимает место 48
  Воздух имеет вес
  Воздух сжимаем и упрут 49
  Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении 50
  Воздух плохо проводит тепло
  Какой воздух легче — теплый или холодный 52
  Первые воздухоплаватели 53
  Воздушный шар 54
  Воздушный корабль
  Ветер 55
  Работа ветра в хозяйстве 57
  Из чего состоит воздух
  Кислород 58
  Углекислый газ 59
  Опыт, выясняющий состав воздуха 60
 
  IV. Электричество в природе.
  Что такое молния и гром 61
  Громоотвод 62
  Электричество в народном хозяйстве 63
 
  V. Жизнь растений.
  Как живут растения ранней весной
  Как из семян развиваются растения 66
  Корни растений 67
  Зеленые листья растений 69
  Какие стебли бывают у разных растений 70
  Испарение воды растениями 71
  О цветах, насекомых и ветре
  Развитие культурных растений 73
 
  VI. Охрана здоровья.
  Работа и отдых в школе 74
  Работа и отдых дома
  Труд и отдых рабочих на производстве 75
  Микробы — возбудители заразных болезней 76
  Насекомые — разносчики заразных болезней
  Отдых летом
  Как советская власть заботится о здоровье трудящихся и их детей
  Приложение. Что надо собрать для работы в школе.

От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..




Фpaгмeнты учебника:

      ВВЕДЕНИЕ.
      Мы будем изучать природу. Наука о природе называется естествознанием. Мы будем изучать землю, воду, воздух; мы будем изучать растения, животных, человека.
      Изучать природу необходимо не только для того, чтобы знать, что происходит в природе. Это необходимо и для того, чтобы понимать, как человек своим трудом покоряет природу и использует ее в своих целях. Ведь все, чем мы пользуемся в нашей жизни, — разные орудия труда, пища, одежда, жилище, — изготовлено из того, что добыто в природе.
      Естествознание имеет для нас очень большое значение. Оно помогает нам правильно понимать природу. Оно помогает в нашем социалистическом строительстве. Начатками естествознания мы должны овладеть уже в начальной школе.
     
      Приложение
      ЧТО НАДО СОБРАТЬ ДЛЯ РАБОТЫ В ШКОЛЕ.
     
      I. По разделу: Почва и полезные ископаемые
      1. Собрать образцы почв. Для этого следует выкопать глубокую ямку на поле или в огороде, или в лесу. Взять образцы почвы с разной глубины, завернуть их в газетную бумагу. После — просушить почву на воздухе. Высушенную почву положить в пустые спичечные коробочки или в специально сделанные коробочки из картона (хорошо со стеклянной крышкой). На коробочках наклеить бумажные этикетки с надписью, откуда взята почва.
      2. Собрать образцы глины и песка. Собрать встречающиеся в вашей местности разные сорта глины (красная глина, белая и другие). Интересно собрать образцы глины, которая употребляется для приготовления разных изделий (кирпичная глина, гончарная, фарфоровая). Надо собрать также разные сорта песка (мелкий песок, крупный песок). Образцы глины и песка после сушки на воздухе положить в коробочки. На коробочках наклеить этикетки с надписью.
      3. Собрать образцы гранита. Куски гранита могут встретиться на полях, по краям шоссейной дороги. Гранит легко узнать, рассматривая его на свежем изломе. Для этого надо разбить кусок гранита молотком. Чаще всего встречаются серый и красный граниты. Интересно собрать образцы разрушающегося гранита. Из различных образцов гранита составить коллекцию.
      4. Собрать образцы различных изделий из глины и песка, Например кирпичи, мелкие гончарные изделия, образцы или ос колки стеклянных и фарфоровых изделий. Составить коллекцию На тему: "Что делают из глины и песка".
      5. Собрать образцы известняков. Желательно собирать разные известняки: разной плотности (плотные, рыхлые), раз Ра«и (серые, белые, розовые и другие). Интересно наити раковистый известняк. Такой известняк состоит из раковинок, заметных даже невооруженным глазом. Достать образцы мрамора. Составить коллекцию известняков.
      6. Собрать образцы извести и цемента.
      Негашеную известь, а также цемент можно достать на постройках.
      При этом надо иметь в виду, что известь — вещество едкое. С нею надо обращаться осторожно. Хранить ее надо в плотно закупоренных стеклянных банках или пробирках. К этой коллег пии хорошо присоединить мергель. Это горная порода, состоящая из глины и известняка. На цементных заводах мергель идет на приготовление цемента.
      7. Собрать образцы минеральных удобрений: калийной соли, фосфоритной и апатитовой муки, суперфосфата и других. Их можно достать в колхозе или совхозе. Эти материалы поместить в пробирки с соответствующими этикетками. К этой коллекции хорошо присоединить образцы апатитов и фосфоритов, из которых на заводах изготовляется суперфосфат.
      8. Собрать образцы ископаемого топлива: торфа (сухого), бурого утля, каменного угля, антрацита, нефти. Составить коллекцию продуктов, получаемых из нефти: бензина, керосина, машинного масла, вазелина, парафина. Эти продукты надо хранить в маленьких, хорошо закупоренных пузырьках.
      9. Собрать образцы железных руд: бурого, красного и магнитного железняка, составить из них коллекцию.
      10. Собрать образцы чугуна, стали, железа и составить из них коллекцию. Составить коллекцию мелких изделий из чугуна, стали и железа.
     
      II. По разделу: Жизнь растений
     
      1. Еще до наступления весны собрать ветки местных кустарников и деревьев. Ветки поставить в банку с водой в живом уголке школы. Воду менять дня через три. Наблюдать, как набухают почки и как из почек развиваются веточки с листочками и цветами.
      2. Ранней весной собрать ветки рано цветущих кустарников и деревьев. Составить из них гербарий. Для этого нарезать листы газетной бумаги и между ними аккуратно положить ветку цветами. Листы бумаги с растениями положить между двумя гладкими деревяннымидощечками и придавить каким-нибудь грузом, например, камнями. Отсыревшую бумагу надо заменять сухой и просушивать.
      Когда растения будут засушены, бумажными полосками наклеить их на бумагу. Под растением наклеить этикетку, на которой написать: 1) название растения, 2) где найдено, 3) когда найдено и 4) кем найдено. Это будет гербарий рано цветущих местных кустарников и деревьев.
      3 Собрать рано цветущие травянистые растения: мать-и-мачеху хохлатку, гусиный лук и другие. Обратить внимание на их подземные части, где отложены запасы питательных веществ. Выкопанные растения осторожно пересадить в глиняные горшочки или в жестяные банки. Растения пересадить вместе с почвой, на которой они растут. Наблюдать развитие этих растений в живом уголке.
      4. Собрать семена полевых и огородных растении, культивируемых в вашей местности. Семена положить в пробирку или пузырьки, на которых наклеить бумажки с соответствующими надписями. Надо научиться по внешнему виду различать семена различных культурных растений.
      5. Составить гербарий растений, имеющих различные корни. Из культурных растении можно взять пшеницу, рожь, горох, а из дикорастущих — одуванчик, подорожник.
      6. Собрать образцы различных стеблей растений: отрезок ствола дерева (можно отпилить от круглого полена), отрезки ветвей кустарника, разные травянистые стебли. Последние надо предварительно засушить между листами бумаги. Составить коллекцию на тему: .Стебли растений".
      7. Собрать и засушить разнообразные листья растений. Из засушенных листьев составить гербарий.
      8. Собрать и засушить цветоносные ветви более поздно 1фетущих растений (травянистых растений, кустарников и деревьев). Составить гербарий.
      9. Посадить в ящики или горшки с почвой клубни картофеля, луковицы обыкновенного лука, корни моркови, свеклы, кочерыжки капусты. В этих частях растений отложены запасы питательных веществ. Наблюдать развитие растений. Не забывать поливать почву.
      10. Устроить в школе уголок комнатных растений. Для
      культуры можно рекомендовать наши обычные комнатные растения: традесканцию, примулу, бегонию и другие. Их можно достать в местном цветоводстве. На летние каникулы эти растения можно передать учащимся — любителям комнатных растений, чтобы они
      сохранили их за лето.



      ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ 1940 г.
     
      ЧАСТЬ ВТОРАЯ


     
      УЧЕБНИК ДЛЯ 4-го КЛАССА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
      Утверждено Наркомпросом РСФСР
      ИЗДАНИЕ ШЕСТОЕ, ПЕРЕРАБОТАННОЕ
     
      СОДЕРЖАНИЕ
     
      I. ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ
      II. ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ
      III. СТРОЕНИЕ И ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ТЕЛА

     

      ВВЕДЕНИЕ.
      В прошлом голу мы изучали неживую природу: землю, золу, воздух. Теперь мы будем изучать живую природу: растения, животных, человека.
      Мы ознакомимся с различными представителями мира растений и рассмотрим, как они приспособлены к тем условиям, в которых они растут. хМы узнаем здесь, как человек вывел и выводит различные сорта культурных растений. Мы узнаем, какое значение имеют культурные растения в нашем народном хозяйстве
      Далее мы ознакомимся с разнообразными животными и проследим, как они приспособлены к условиям своего обитания. Мы узнаем, какое значение имеют многие из этих животных, например рыбы, птицы, звери для нашего социалистического хозяйства. Мы ознакомимся также и с происхождением наших домашних животных.
      После этого мы будем изучать строение и жизнь человеческого тела. При этом мы узнаем, какое имеется сходство у человека с животными и в чем состоит отличие человека от животных. Мы узнаем и о происхождении человека.
      Все это нам надо изучать для того, чтобы правильно понимать природу; чтобы научиться овладевать природой и использовать ее в нашем социалистическом строительстве. Все эти знания нам необходимы, чтобы стать активными и сознательными строителями нашего социалистического общества.
     
      Приложение.
      ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.
     
      I. Жизнь растений.
      А. По теме Как расселяются растения.
      1. Найти необлетевший еше шар одуванчика и сосчитать, сколько в нем отдельных плодиков-семянок. Сколько получилось бы растений, если бы ни одна из этих семянок не погибла и если бы из каждой на следующий год выросло по такому же одуванчику? Вычислить, сколько семян может принести в будущем голу все потомство этого одуванчика. Предположим, что дело пойдет так же и дальше, — вычислить, каково будет поточетло нашего одуванчика еше через год, через два года.
      2. Собрать и рассмотреть летучие соплодья, плоды и семена клена, липы, вяза, ясеня, берёзы, одуванчика, чертополоха. Собрать также зрелые, но еше не раскрывшиеся шишки сосны и ели. Состанить коллекцию на тему Распространение семян при помощи ветра.
      3. Собран, и рассмотреть образны цепких плодов и соплодий — репейника, липучки, череды и др. Собранные образцы разложить по сортам в отдельные коробочки. Составить коллекцию Распространение семян животными.
      4. Собрать и рассмотреть образцы плодов с сухими растрескивающимися коробочками — головки мака, плоды колокольчиков, плоды бобовых растений и т. д. Составить коллекцию.
     
      Б. По теме Почему растительность у нас не везде одинаковая
      1. Собрать и засушить образцы одуванчиков, выросших в различных условиях: а) одуванчики с открытого сухого места с лежащими на земч-. и сильно изрезанными листьями; б) одуванчики выросшие в ботее тенистых и влажных местах, с большими широкими приподнятыми листьями. Растения выкопать с корнями и засушить. Лучшие образцы засушенных растений наклеить на лист, бумаги, сделать соответствующие надписи и вывесить в классе на стене.
      2. Взять для живого уголка несколько дерновинок едкого очитка Отдельные растеньица положить на подоконнике без почвы и проследить, долго ли они будут оставаться в гаком виде живыми.
      В. Осенние задания по теме Культурные растения.
      1. Принимая участие в осенней уборке урожая на огороде, обратить внимание на различные сорта капусты и других огородных растений.
      2. Составить коллекцию различных сортов культурных злаков.
      3. Добыть в совхозах или колхозах образцы новых для данного района культур и новых улучшенных сортов культурных растений.
     
      II. Жизнь животных.
     
      А. По темам Рыбы и Беспозвоночные животные, обитающие в воде.
      1. Наловить для живого уголка небольших рыбок — карасей, пескарей, щиповок, уклеек, язей и др. Приготовить для них аквариум или стеклянные банки. На дно аквариума положить слой хорошо промытого речного песка, в песок посадить элодею или другие водяные растения (зеленые растения выделяют на свету необходимый рыбам кислород). Кормить рыбок „мотылем" (красными водяными личинками), червяками, мелкими рачками (дафниями и циклопами), крошками белого хлеба (не бросать помногу, чтобы остающийся корм не закисал).
      2. Взяв уснувшую свежую рыбу, найти у нее глаза, рот, ноздри, жаберные крышки и жабры, плавники парные (грудные и брюшные) и непарные (хвостовой, спинной, подхвостовий). Зарисовать рыбу с плавниками и написать название каждого плавника. Попробовать сгибать хвост вправо и влево, а потом в другом направлении — вверх и вниз, в каком направлении хвост легче и больше гнется? Какое значение имеет это для движения рыбы?
      3. Проследить за движением рыбы в аквариуме. Какие плавники выполняют при этом главную работу? Гребет ли рыба своими парными плавниками при быстром движении? Какими плавниками двигает рыоа, когда она стоит спокойно на месте?
      4. Сравнить между собой уклейку или язя со шиповкой или вьюном. Какая из них больше плавает и какая больше держится на дне? Какая окраска у донных рыб и какое она имеет для них значение?
      5. Наловить сачком в пруду жуков-плавунцов и клопов-гладьшей. Летом наловить там же личинок плавунцов и личинок стрекоз.
      Рассадить этих хищников по небольшим банкам; кормить насекомыми, червями, мелкими рыбешками и головастиками.
      Проследить, как все эти хищники схватывают и поедают до набтюдать, как плавунец и гладыш запасаются воздухом, как они плавают в воде, а потом выловить их из банки и пустить на стол, — как они здесь двигаются?
     
      Б. По темам Земноводные и Пресмыкающиеся.
      1. Взять для содержания в живом уголке различных лягушек и жаб, подготовив для них соответствующее помещение — террариум. Необходимо чтобы в террариуме был поддонник с водой, куда лягушки могли бы погружаться (воду менять и поддерживать чистоту). Подкармливать япмиек и жаб насекомыми (мухами, тараканами-прусаками, личинками и червями) Наблюдать, как лягушки и жабы дышат, как они хватают и проглатывают корм. Берут ли они мертвых неподвижных насекомых?
      2. Поймать в пруду для живого уголка тритонов. Поселить их н аквариуме (банке); верхний край у банки изнутри смазать салом или маслом чтобы тритоны не могли уползти. Кормить „мотылем", мелкими пачками дождевыми червями. Наблюдать, как тритоны плавают и как передвигаются по дну, — какие органы служат им для движения в том и в другом случае? Из чего видно, что тритоны дышат легкими?
      3. Взять весюй лягушачьей икры, поместить в банку и наблюдать развитие головастиков.
      4. Взять для живого уголка ящерицу. Кормить насекомыми (тараканами-прусаками, мухами), давать воды для питья. Наблюдать, как движется ящерица, как она ощупывает встречные предметы языком, как хватает и ест добычу, как пьет воду.
     
      В. По теме Птицы.
      1. Поймать или купить для живого уголка несколько птиц: зерноядных (снегиря, клеста, чижа, щегла) и насекомоядных (синичек). Давать им соответствующий корм: зерноядных кормить семенами и хлебными крошками (с осени запасти для них семена сурепы, репейника, березы и т. д.); насекомоядных кормить мягким кормом — распаренными в горячей воде „муравьиными яйцами" (т. е. куколками муравьев) с примесью размоченных толченых сухарей, сушеными и затем распаренными ягодами бузины. Подкармливать синиц кусочками мяса и сала, личинками, червяками. Сравнить клювы зерноядных и насекомоядных птиц. Сравнить поведение насекомоядных и зерноядных птиц, — которые из них более подвижны, и какое это имеет значение для их жизни?
      2. Побывать в птицеводном совхозе, ознакомиться с инкубацией яиц и с тем, как содержатся и выращиваются там цыплята.
      3. Летом проследить развитие цыплят — как растут у них перья, как развиваются у петушков шпоры, когда обнаруживается разница между ку оочка ми и петушками, когда наседка бросает цыплят.
     
      Г. По теме Млекопитающие животные.
      1. Пооывать в животноводческом совхозе или колхозе. Ознакомиться с условиями содержания и кормления скота, с приемами выращивания молочня ка.
      2. Побьтать в племенном крольчатнике, где разводят разные породы кроликов. Узнать, чем одна порода отличается от другой, как окрашены глаза у различных пород.
      3. Устроить крольчатник при школе. Организовать уход за кроликами. Научиться составлять кормовые дачи для взрослых кроликов, для маток, выкармливающих детенышей, и для крольчат, когда они отняты от матери (нормы кормления узнать в особых книжках по разведению кроликов).

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.