НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Методика преподавания естествознания в начальной школе. Горбунов Н. А. — 1947 г.

Н. А. Горбунов

Методика
преподавания
естествознания

в начальной школе

*** 1947 ***


DjVu


PEKЛAMA Заказать почтой 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD. Подробности...

Выставлен на продажу домен mp3-kniga.ru
Обращаться: r01.ru (аукцион доменов)


 

 

Естествознание. Учебник для начальной школы. Части 1 и 2. Тетюрев В. А. — 1939, 1940 гг. ЗДЕСЬ

 

      СОДЕРЖАНИЕ
     
      Часть первая
      I. Задачи преподавания естествознания в начальной школе 3
      II. Место н содержание курса естествознании в начальной школе
      III. Методы преподавания естествознании в начальной школе 5
      Разнообразие методов
     
      Методы сообщения знаний учащимся
      1. Лабораторные занятия
      2. Экскурсии по естествознанию
      A. Осенняя экскурсии в лес (парк, сад) 12
      Б. Экскурсии в зоомузей, зоопарк 16
      B. Экскурсия на промышленные предприятия и в сельское хозяйство
      3. Демонстрации опытов
      4. Демонстрация наглядных пособий 22
      5. Работа но выращиванию растений в классе н на пришкольном участке 24
      6. Беседа и рассказ учителя на уроках естествознании 30
      7. Изучение естествоведческого материала на уроках обьнскнтель косо чтении 32
     
      Методы закрепления знаний 30
      8. Рисунок на уроках естествознании
      9. Записи на уроках естествознании 37
      10. Домашние задания 38
      11. Повторение н проверка знаний 30
     
      Особенности преподавания естествознания при одновременных занятиях учителя с вдумя-тремя классами 42
     
      IV. Воспитательная работа школы на основе изучении естествоведческого материала.
      1. Воспитание материалистического понимания природы 43
      2. Воспитание мышления
      3. Воспитание любви к родине 46
      4. Эстетическое воспитание 48
      5. Воспитанно санитарно-гигиенических навыков
     
      V. Учебные пособия по естествознанию.
      1. Натуральные пособия 50
      2. Модели, муляжи, иастеяяыо картины и таблицы (иллюстративные пособии)
      3. Перечень оборудования для постановки элементарных опытов и наблюдений
      4. Принадлежности для собирания и монтировки ботанического и зоологического материала.
      5. Хранение и ремонт учебных пособий
      6. Оборудование уголков живой природы
      7. Оборудование пришкольного участка
     
      Часть вторая
     
      УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ В 1 КЛАССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
     
      I. Методика изучения материала по теме «Осень»
      1. Содержание и план работы по теме «Осень» 82
      2. Осенняя экскурсия о лес 84
      3. Организация сезонных наблюдений по календарю природы 85
     
      II. Методика изучения материала по теме «Зима».
      1. Задачи н объём знаний по теме «Зима»
      2. План работы по теме «Зима»
      3. Организация зимних наблюдений по календарю природы
      4. Работа по изучению внешнего вида и свойств снега и льда
      5. Организация зимней экскурсии в лес (парк, сад)
      6. Подкормка птиц и организация наблюдений над ними
      7. Изучение животных в 1 классе
      8. Итоги зимних наблюдений
     
      III. Методика изучения материала по томе «Весна».
      1. Объём знаний по теме «Весна» 99
      2. План работы по теме «Весна»
      3. Организация весенних наблюдений 100
      4. Организация наблюдений над распусканием почек у лиственных деревьев 101
      5. Ознакомление с раноннетущими деревьями и травянистыми растениями 103
      6. Организация наблюдений и ухода за комнатными растениями 106
      7. Учебная работа на пришкольном участке 107
      8. Подведение итогов весенней работы детей. Организация работы в летнее время
      9. Изучение материала о человеке 110
     
      УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ ВО 2 КЛАССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
     
      IV. Содержание и планирование учебно-воспитательной работы во 2 классе
      1. Объём знаний
      2. Группировка естествоведческого материала в связи с анализом программы и книги для чтения
     
      V. Изучение материалов по темам: лето, огород.
      1. Методика изучения материала по томе «Летние наблюдения»
      2. Содержание п порядок изучения материала по темам: «Огород, лес, сад осенью», «Осенние сельскохозяйственные работы» 115
      3. Организации сезонных наблюдений по календарю природы 116
      4. Организация и проведение экскурсии на огород 117
      5. Разбор и изучение экскурсионного материала
      6. Чтение и разбор книжного материала в связи с экскурсионными наблюдениями
      7. Организация и проведение осенней экскурсии в лес
      8. Разбор и изучение материала, собранного на экскурсии в лесу (парке)
      9. Организация беседы на тему «Польза леса и охрана его»
      10. Чтение и разбор книжного материала в связи с экскурсионными наблюдениями
     
      VI. Методика изучения материала по теме «Зима. Жизнь человека и животных зимой».
      1. Содержание, приёмы работы и планирование 136
     
      VII. Методика изучении материала по темам: «Весна», «Огород, лес, сад весной», «Весенние сельскохозяйственные «работы»
      1. Задачи и содержание тем 137
      2. Организация весенних наблюдений в плодовом саду 138
      3. Организации ц проведение экскурсии в сад и ягодник
      4. Разбор и изучение материала, собранного на экскурсии в саду 143
      5. Чтение и разбор книжного материала, посвящённого весенней тематике 147
      6. Организация весеннр-летних занятий иа пришкольном участке 148
      A. Разведение садоной земляники, наблюдение за её развитием
      Б. Выращивание овощных растений 150
      B. Организация летних занятий детей по заданиям
      7. Изучение материала о человеческом теле 151
     
      УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ В III КЛАССЕ.
     
      VIII. Содержание и планирование учебно-воспитательной работы по естествознанию в III классе.
      1. Анализ книжного материала и составление плана работы 153
      2. Приём летних заданий
      3. Организация длительных наблюдений по календарю природы 155
     
      IX. Методика туче пня материала по теме «Растения и их использование человеком».
      1. Задачи, содержание и планирование темы 157
      2. Подготовка учителя к занятиям по теме 159
      3. Приёмы изучения зерновых культур 160
      4. Приёмы изучения кормовых, технических, лекарственных и диких съедобных растений 163
     
      X. Методика изучения материала по теме «Домашние п дпкпе животные»
      1. Задачи, содержание и планирование темы 173
      2. Подготовка к занятиям по теме «Домашние и дикие животные» 176
      3. Приёмы изучения материала о домашних и диких животных (млекопитающие) 177
      4. Организация экскурсии на скотный двор
      5. Работа по изучению результатов экскурсии на скотный двор
      6. Приёмы иэучения материала о грызунах и хищных животных
      7. Приёмы изучения материала о птицах
      8. Приёмы изучения материала о рыбах
      9. Приёмы изучения материала о пресмыкающихся
      10. Приёмы изучения материала о насекомых
     
      XI. Методика изучении материала по теме «Человек и охрана здоровья»
      1. Приёмы изучения материала о скелете и мышцах
      2. Приёмы изучения материала о строении и функциях органов пищеварения
      3. Правила питания
      4. Приёмы изучения материала об органах дыхания 200
      5. Приёмы изучения материала о сердце и его работе 202
      6. Приёмы изучения материала о коше и уходе за нею 204
      7. Приёмы изучения материала о мозге и органах чувств 203
      8. Организация летних занятий учащихся 208
     
      УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В IV КЛАССЕ.
     
      XII. Введение к разделу «Неживая природа» 209
      ХIII. Методика изучения материала но теме «Вода».
      1. Задачи и содержание темы 210
      2. Объяснение устройства термометра 212
      3. Образование представления о растворах 214
      4. Постановка опыта получения кристаллов из растворов 218
     
      XIV. Методика изучения материала по теме «Воздух».
      1. Задачи и содержание темы 219
      2. Приёмы изучения вопроса — воздух занимает место 220
      3. Постановка опыта на тему «Расширение воздуха от нагревания» 221
      4. Постановка опыта с взвешиванием воздуха 222
      5. Постановка опыта, демонстрирующего свойства тёплого и холодного воздуха 223
      6. Постановка опытов, демонстрирующих давление воздуха 224
      7. Постановка опыта, выясняющего причины движения воздуха и образования ветра 225
      8. Постановка опыта, выясняющего состав воздуха 227
      9. Изучение свойств кислорода и углекислого газа 228
      10. Образование у детей элементарного представления о ржавлении металлов 230
     
      XV. Методика изучения материала по теме «Полезные ископаемые».
      1. Задачи и содержание темы 232
      2. Приёмы изучения материала о граните —
      3. Приёмы изучения материала о песке и глине 233
      4. Приёмы изучения материала о песчаниках и глинистых сланцах 235
      5. Приёмы изучения материала об известняках —
      6. Приёмы изучения материала по теме «Получение строительных материалов из известняков» 230
      7. Приёмы изучения материала о поваренной соли 237
      8. Приёмы изучения материала о каменном угле
      9. Техника постановки опыта сухой перегонки каменного угля 239
      10. Приёмы изучения материала о нефти 241
      11. Приёмы изучения материала о рудах м металлах
     
      XVI. Методика изучения материала по теме «Почва»
      1. Организация экскурсии на почвенное обнажение 245
      2. Приёмы изучения экскурсионного материала 246
      3. Приёмы изучения физических свойств почвы 27
     
      XVII. Организация внеклассной работы по естестнознанию
      1. Значение а место внеклассной работы по естествознанию 248
      2. Содержание и формы внеклассных занятий по естествознанию
      3. Методы внеклассной работы
      4. Организация внеклассного чтения по естествознанию 255
      Литература

     
      ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ И УЧАЩИХСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ
      ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧЕЕНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РСФСР
     

      ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
     
      I. ЗАДАЧИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
      Задачи естествознания в начальной школе определяются общими целями коммунистического воспитания.
      1. Создать прочный фундамент материалистического понимания явлений природы. С этой целью:
      а) Дать детям конкретные знания о самых обычных предметах и явлениях окружающей природы.
      б) Иа основе получаемых детьми конкретных знаний раскрыть простейшие, доступные их пониманию связи между отдельными явлениями природы.
      в) Показать на ярких примерах, как человек овладевает силами и богатствами природы.
      2. На основе полученных знаний показать детям нелепость и вред различных суеверий и предрассудков, связанных с объяснением явлений природы.
      3. Вооружить учащихся практическими умениями и навыками (экскурсионными, лабораторными, сельскохозяйственными, санитарно-гигиеническими и пр.).
      4. Содействовать развитию умственных способностей ребёнка путём правильно поставленного преподавания естествознания (развитие наблюдательности, логического мышления).
      5. Способствовать развитию у детей положительных черт характера и личных качеств: любви и преданности к своей родине, инициативы, творческой активности, уменья самостоятельно и целеустремлённо работать, дисциплинированности, аккуратности и т. д.
      6. Способствовать эстетическому и физическому воспитанию учащихся на основе изучения материала по естествознанию.
     
      II. МЕСТО И СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
      В первых трёх классах естествознание отсутствует в качестве самостоятельного предмета. Естествоведческий материал в этих классах изучается в связи с занятиями по родному языку (на уроках объяснительного чтения и развития речи), арифметике, рисованию, а также — во время экскурсий, во время классных и внеклассных наблюдений над растениями и животными.
      Материал в 1 и 11 классах группируется вокруг сезонных явлений и изучается на местных объектах. Принципы эти позволяют всякой школе попользовать конкретный краеведческий материал и сезонные явления, особенно ярко запечатлевающиеся в сознании и памяти учащихся.
      В 1 классе центральное место в программе занимают сезонные наблюдения над явлениями в природе, сельском хозяйстве и домашнем быту.
      Учащиеся получают краткие сведения о внешнем виде и хозяйственном использовании местных (наиболее близких и доступных) деревьев и кустарников, знакомятся с осенней окраской листьев, явлением листопада, с признаками пробуждения растений ранней весной.
      Помимо первоначального знакомства с растениями, учащиеся накопляют ряд общих сведений о животных (домашних и диких). Значительное внимание Бри этом уделяется вопросу о влиянии сезонных явлений на жизнь диких животных (подготовка к зиме).
      В программе имеются указания на необходимость эпизодического знакомства учащихся с частями человеческого тела, в связи с правилами санитарно-гигиенического поведения учащихся в школе и дома.
      Во И классе программа по естествознанию строптся в общем по тому же принципу, что и в I классе. Попрежнему в основу наблюдений кладутся явления сезонного характера.
      Преимущественное внимание во 11 классе уделяется явлениям н объектам сельскохозяйственного порядка, подчёркивается связь между сезонными явлениями природы и содержанием сельскохозяйственных работ человека.
      Сведения о строении человеческого тела и навыках санитарно-гигненического поведения даются, по примеру I класса, эпизодически.
      В III классе изучается материал трёх основных тем: «Растения и их использование человеком», «Домашние и дикие животные» и «Человек и охрана здоровья».
      В IV классе естествознание выделяется в самостоятельный предмет.
      Материал четвёртого года обучения (неживая природа: вода, воздух, полезные ископаемые, почва) является основой для изучения в последующих классах разделов ботаники, физической географии, а отчасти фпзики и химии.
     
      III. МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
      Разнообразие методов.
      В постановлении ЦК ВКП(б) от 25 августа 1932г. даются дирек- тивы, на основе которых должно вестись обучение по школьным предметам.
      «Преподаватель обязан, — говорится в постановлении ЦК ВКП(б), — систематически, последовательно излагать преподаваемую им дисциплину, всемерно приучая детей к работе над учебником и книгой, к различного рода самостоятельным письменным работам, к работе в кабинете, в лаборатории, учебной мастерской и широко применяя наряду с этими основными методами различного рода демонстрации опытов и приборов, экскурсии (на завод, в музей, в поле, в лес и т. п.): при этом преподаватель должен всемерно помогать детям при затруднениях в их учебных занятиях. Надо систематически приучать детей к самостоятельной работе, широко практикуя различные задания, в меру овладения определённым курсом знаний (решение задач и упражнений, изготовление моделей, работы в лабораториях, собирание гербариев, использование пришкольных участков в учебных целях и т. п.)».
      Учитель должен знать, как использовать разнообразные методы и приёмы обучения на уроках естествознания, чтобы со- действовать образованию и накоплению у детей конкретных представлений и понятий об объектах и явлениях природы, как сочетать различные методы в ходе занятий на уроке, как установить связь между классными и внеклассными занятиями, как использовать материал и методы классных и внеклассных занятий в воспитательных п образовательных целях.
      В начальной школе для сообщения новых знаний учителю необходимо прибегать в первую очередь к те.м методам, которые позволяют знакомить детей с предметами и явлениями природы непосредственно — путём чувственных восприятий. Это будут экскурсии, лабораторные занятия, демонстрация опытов, натуральных объектов, наглядных пособий, наблюдения в природе п в классе, работы на пришкольном сель» кохозяй» твенном участке и т. д. Но в то же время не следует забывать, что живое слово учителя и книга являются ценными сред» твами передачи знаний.
     
      МЕТОДЫ СООБЩЕНИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИМСЯ.
      1. Лабораторные занятия.
      Лабораторными занятиями называется особая форма занятий, когда учащиеся, руководимые учителем, самостоятельно изучают в классе объекты и явления природы.
      Такие занятпя обеспечивают восприятие предметов и явлений природы различными органами чувств. Они мобилизуют деятельность таких органов восприятия, которые на уроке другого типа обычно находятся в пассивном состоянии или же принимают в них весьма скромное участие. Главным образом на лабораторных занятиях учащиеся имеют возможность основательно прощупать тот или "иной объект (например, горную породу), испытать твёрдость его, получить представление о пластичности, упругости вещества. обонять запах его, иной раз попробовать на вкус и пр. Лабораторные занятия с раздаточным материалом иначе называют предметными уроками.
      Умело проводимые лабораторные занятия повышают интерес учащихся к работе, активизируют процесс обучения, пробуждают в детях творческую инициативу.
      Предъявляя учащимся ряд требований в отношении бережного и рационального (хорошо продуманного и спланированного) обращения с приборами, материалами и пособиями, лабораторные занятия приучают детей к ответственности перед учителем н клас с-ом за качество своей работы, за целость приборов и получаемых на руки пособий.
      Тесная с вязь между работой отдельных учащихся, а также между отдельными звеньями их вырабатывает у учащихся навыки коллективной работы, дисциплинирует их.
      Учитель заранее (накануне урока) подготовляет оборудование и материалы по количеству звеньев или отдельных учащихся. Если предполагается организовать работу с приборами (добывание углекислого газа, сухая перегонка дерева, добывание кислорода и пр.), то следует не только собрать эти приборы, но и проверить их. Учитывая, что некоторая часть приборов или деталей этих приборов возможно будет испорчена во время занятий, учитель заготовляет запас ное оборудование и материалы, чтобы быстро ликвидировать получившуюся заминку в работе.
      Материал, намечаемый учителем для самостоятельных занятий учащихся, должен быть детально спланирован. Необходимо заранее проделать все опыты, подсчитать, сколько времени уходит на их выполнение, выяснить, можно ли уложить весь материал урока в 45 минут.
      Опыты, проводимые на самостоятельных занятиях учащимися, должны быть абсолютно безвредными.
      Отсюда категоричес ки следует воспретить пос тановку таких опытов, при которых дети могут пострадать от взрыва, от выделения ядовитых веществ, от действия крепких кислот и пр.
      Об обращении с приборами, лабораторной посудой и спиртовой лампочкой учитель проводит в классе соответствующий инструктаж.
      Снаожение учащихся на уроке лабораторным оборудованием и материалами, так же как и уборка их, должно протекать в возможно короткое время.
     
      Правила и приемы промедения лабораторных занятии.
      Прежде чем приступить к организации той или иной самостоятельной работы на уроке, учитель знакомит учащихся с целью её, даёт детям ясное представление о том, что предстоит им делать на уроке с материалом или чего они будут добиваться с помощью опытов и наблюдений. Идеальным является такое положение, когда каждый учащийся выполняет лабораторное задание в индивидуальном порядке. Но это не всегда осуществимо: в лабораторной практике встречаются опыты, которые могут быть выполнены только при наличии двух пар рук, т. е. двух учащихся. К таковым можно отнести опыт добывания кислорода, опыт перегонки воды и некоторые другие, где требуется, с одной стороны, неустанное наблюдение над нагревательными приборами, с другой — над приборами, в которых собираются, например, газообразные или жидкие вещества, и т. д.
      Очень часто приходится работать звеньями, ввиду нехватки оборудования и материалов. Однако и при таких условиях учитель всё своё внимание должен обращать на то, чтобы каждый учащийся, входящий в состав звена, принимал по возможности активное участие в работе.
      Лабораторные занятия на уроках естествознания в начальной школе проводятся в основном двумя способами.
      Один способ выра?кается в форме беседы, в процессе которой дети по команде учителя одновременно выполняют одни и те же действия. Способ этот обычно называют ф р октальным способом.
      Второй способ заключается в том, что детям даются задания (устно или письменно), по которым каждый выполняет самостоятельную работу.
      Приведём урок на тему «Известняки», проведённый первым способом.
      Сообщив учащимся о теме и задачах предстоящей работы, учитель предлагает детям приступить к ео выполнению.
      Учите л ь: Сегодня мы ознакомимся со свойствами известняков.
      Всё необходимое для работы находится у вас на столе. Итак, приступим к делу.
      В картонных ящиках у вас на столах лежат три камня. Приглядитесь к ним и скажите, какие из них вам известны, какие — нет?
      У ч е н и к: У меня на столе лежит мел и ещё какие-то два камня, которых я не знаю.
      Учитель (к классу): Поднимите и покажите, какой из трёх камней вы называете молом.
      Учащиеся показывают; учитель проверяет.
      У ч и т е л ь: Итак, остаются ещё два камня.
      Берёт в руки кусок мрамора, показывает его учащимся и говорит:
      У всех у вас на столах, помимо мела, имеется вот такой серый камень, отполированный с одной стороны. Возьмите его в руки, внимательно рассмотрите и скажите, не знает ли кто из вас его названия?
      У ч е и и к: Итог камень называется мрамором: у нас иэ него сделана доска в рукомойнике.
      Учитель спрашивает других учащихся. Некоторые из них повторяют слова предыдущего ученика, другие молчат.


      KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ

 

НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru