На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Игровые и занимательные задания по математике для 1 класса. Жикалкина Т. К. — 1986 г

Татьяна Кирилловна Жикалкина

Игровые и занимательные задания
по математике
для 1 класса

Пособие для учителя

*** 1986 ***


DjVu


От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..



См. также: Игровые и занимательные задания по математике для 2 класса. Жикалкина Т. К. — 1987 г.


СОДЕРЖАНИЕ

I. Роль, сущность и система дидактической игры
II. Методические указания к использованию игр на уроках математики в первом классе
III. Игровые и занимательные задания при изучении различных разделов математики в первом классе
1. Подготовительный период
2. Числа от 1 до 10
3. Сложение и вычитание в пределах 10
4. Нумерация чисел в пределах 20
5. Стихи, задачи-смекалки, занимательные задания


      I. РОЛЬ, СУЩНОСТЬ И СИСТЕМА ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ

      Игра, это жизненная лаборатория детства дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества В игре, этой специальной обработке жизненного материала есть самое здоровое ядро разумной школы детства.
      Игра — это «дитя труда». Ребенок, наблюдая за деятельностью взрослых, переносит ее в игру.
      Ребенок играет сначала с окружающими его предметами, а затем с воображаемыми, которые для него физически недоступны. В этих играх он овладевает предметами окружающего мира.
      Возникающая потребность действовать и поступать, как взрослый, не всегда удовлетворяется. Играя, ребенок принимает на себя социальную функцию взрослого и воссоздает ее в своих действиях. Игры детей чаще всего отражают профессиональную деятельность взрослых. В них дети вступают в различные отношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля. Нормы человеческих взаимоотношений через игру становятся источником развития морали самого ребенка; дети получают возможность для развития как личности в целом, так и отдельных психических процессов: внимания, памяти, наблюдательности, мышления.
      Игры в своем развитии эволюционируют от предметных к ролевым и от ролевых к дидактическим. Интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной задаче. Так, в ролевой игре «Капитаны» дети, действуя в воображаемой ситуации, «ведут корабль» (поворачивают воображаемый руль то в одну, то в другую сторону, гудят, осуществляя одновременно роль парохода), а в дидактической игре они подражают умственной работе капитана — «ведут корабль по заданному курсу» на основе выполненных расчетов.
      Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
      Дидактические игры конструируются по-разному. В некоторых из них есть все элементы ролевой игры: сюжет, роль, действие, игровое правило, в других — только отдельные элементы: действие или правило или то и другое.
      Поэтому по структуре дидактические игры делятся на сюжетно ролевые иигры-упражнения, включающие только отдельные эле менты игры. В сюжетно-ролевых играх дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, действием, правилом. В играх-упражнениях она выражена явно. В дидактической игре ее замысел, правило, действие и включенная в них умственная задача представляют собой единую систему формирующих воздействий.
      Дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей шестилетнего возраста. В ней удается сконцентрировать внимание даже самых инертных маленьких школьников. Вначале они проявляют интерес только к игре, а затем и к тому учебному материалу, без которого игра невозможна. Постепенно у детей-шестилеток пробуждается интерес и к учебному предмету. Как показывает опыт, шестилетние дети в неигровых условиях обучаются с большим трудом.
      При подборе игр необходимо помнить о том, что они должны содействовать полноценному всестороннему развитию психики детей. их познавательных способностей, речи, опыта общения со сверстниками и взрослыми, прививать интерес к учебным занятиям, формировать умения и навыки учебной деятельности, помочь ребенку овладеть умением анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать. В процессе проведения игр интеллектуальная деятельность ребенка должна быть связана с его действиями по отношению к окружающим предметам.
      Для успешного обучения математике в процессе игры необходимо применять как предметы, окружающие школьника, так и модели изучаемого материала.
      Психологи установили, что усвоение ребенком знаний начинается с материального (или материализованного) действия с предметами или их моделями, рисунками, схемами. При этом образы предметов, их свойства, признаки и действия, которые дети осуществляют с предметами или их моделями, переносятся в план представлений. Практические действия дети описывают словесно. Этот процесс отражает взаимодействие ученика с познаваемым материалом. Таким образом осуществляется связь между материальной и внешнеречевой формами действия. Опора на действия с предметами или их моделями постепенно сокращается. Проговарива-ние игровых действий переносится во внутренний план (действия в уме).
      Таким образом, материальная (или материализованная) форма действия является исходной, внешнеречевая предполагает рассуждения, умственная форма действия (проговаривание про себя) осуществляется тогда, когда у учеников уже сформированы представления или понятия.
      Эти три формы действия влияют на развитие различных сторон мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словеснологического. При изучении каждого раздела математики необходимо, чтобы дети усвоили все формы действия. Деятельность детей должна быть разнообразной не только по форме но и строиться в соответствии с закономерностями обучения сформулированными педагогами: «Чем больше и разностороннее обеспечиваемая учителем интенсивность деятельности учащихся с предметами усвоения, тем выше качество усвоения на уровне, зависящем от характера организуемой деятельности - репродуктивной или творческой».
      В данном пособии представлены игровые и занимательные задания по всем разделам программы по математике. По характеру познавательной деятельности их можно отнести к следующим группам:
      1. Игры, требующие от детей исполнительской деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу, например, игра «Составим узор» (с. 9).
      2. Игры, требующие воспроизводящей деятельности. Эти игры направлены на формирование навыков сложения и вычитания в пределах 10. Это игры «Математическая рыбалка», «Лучший летчик», «Лучший космонавт» и др. (с. 22, 24).
      3. Игры, в которых запрограммирована преобразующая деятельность детей. С помощью этих игр дети изменяют примеры и задачи в другие, логически связанные с ними. Например, игры «Цепочка» (III вариант), «Математическая эстафета», «Составь круговые примеры» (с. 30,35). К преобразующей деятельности относятся также игры, развивающие навыки контроля и самоконтроля («Контролеры», «Арифметический бег по числовому ряду», «Проверь Угадайку!») (с. 29, 21).
      4. Игры, в которые включены элементы поиска и творчества. Это «Угадай загадки Веселого Карандаша», «Определи курс движения самолета» (с. 36, 31).
     
      II. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИГР НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В ПЕРВОМ КЛАССЕ
     
      Проведение игры с детьми и умелое руководство ею требуют большого мастерства от учителя. Перед проведением игры надо доступно изложить сюжет, распределить роли, поставить перед детьми познавательную задачу, подготовить необходимое оборудо-ванне, сделать нужные записи на доске. Если дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, игровым действием, то в ходе беседы детьми учитель должен обратить на нее внимание. Например, в игре «Лучший летчик» учитель заостряет внимание детей на дидактической задаче примерно так: «Вы можете долететь до назначенного пункта при том условии, если правильно произведёте расчёты (правильно решите примеры, в которых полета вашего самолета)».
      В игре (в той или иной роли) должен участвовать каждый ученик класса. Если у доски осуществляют игровую деятельность часть учащихся, то все остальные дети должны выполнять роль контролеров судей, учителя и т. д. Характер деятельности учащихся в игре зависит от места ее на уроке или в системе уроков. Она может быть проведена на любом этапе урока и на уроке каждого типа.
      Если игра используется на уроке объяснения нового материала, то в ней должны быть запрограммированы практические действия детей с группами предметов или рисунками. На уроках закрепления материала важно применять игры на воспроизведение свойств, действий, вычислительных приемов и т. д. В этом случае использование средств наглядности следует ограничить и усилить внимание в игре к проговариванию вслух правила, свойства, вычислительного приема. В системе уроков по теме важно подбирать игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводящую, контролирующую и поисковую. В игре следует продумывать не только характер деятельности детей, но и организационную сторону, характер управления игрой. С этой целью используются средства обратной связи с учеником: сигнальные карточки (кружок зеленого цвета с одной стороны и красного — с другой) или разрезные цифры. Когда вызванные к доске дети решают в игре примеры или задачи, учащиеся, сидящие за столами, показывают либо разрезные цифры (ответ), либо сигнальную карточку (зеленого цвета — если с ответом согласны, красного цвета — если с ответом не согласны). Сигнальные карточки служат средством активизации детей в игре.
      В большинство игр надо вносить элементы соревнования, что также повышает активность детей в процессе обучения. Для проведения соревнования учитель в таблице на доске звездочками отмечает дружную работу команд в течение урока. Если активность и интерес детей какой-либо команды ослабевает (например, из-за того, что команда набрала меньшее количество звездочек), учитель должен спросить такого ученика из этой команды, который ответит правильно и получит за ответ звездочку. В конце урока учитель вместе с детьми, подводя итоги соревнования, обращает внимание на дружную работу участников команд, что способствует формированию чувства коллективизма. Необходимо отнестись с большим тактом к детям, допустившим ошибки. Учитель может сказать ребенку, допустившему ошибку, что он еще не стал «капитаном» в игре, но если будет стараться, то непременно им станет. Ошибки учащихся надо анализировать не в ходе игры, а в конце, чтобы не нарушать впечатления от игры. К разбору ошибок надо привлекать самых слабых учащихся.
      Все разработанные и отобранные из существующей литературы игры распределены по разделам программы. Приведем конкретные методические указания по всем разделам программы.
      С помощью игр мы решаем различные образовательные задачи.
      Например, при изучении раздела «Сравнение предметов по в играх «Составим узор», «Построим домики и посадим рядом деревья» (с. 9, 10) дети учатся различать понятия «большой — маленький», «высокий — низкий», «толстый тонкий» и др. При изучении этого раздела предусмотрены и такие игры, которые содействуют развитию математической речи учащихся.
      С помощью игр «Концовка» (с. 11), «Наоборот» (с. 11), «Дополнение» (с. 11) учитель включает в активный словарь детей указанные выше понятия, учит строить простейшие умозаключения, выводы.
      Успешное овладение многими видами деятельности тесно связано с формированием у учащихся пространственных представлений, с умением определять положение предметов по отношению к себе и свое положение по отношению к различным объектам. Они определяют левую и правую страницу, верхнюю и нижнюю часть листа, проводят линии в указанном направлении и т. д. Поэтому в игровой деятельности дети должны в этом постоянно и систематически упражняться. Этой цели служат игры «Построим гараж» (с. 12), «Фигуры высшего пилотажа» (с. 13), где дети на наглядной основе знакомятся с понятиями «слева», «справа», «между», «слева направо», «справа налево», «вверх», «вниз» и т. д. В играх «Лучший разведчик» (с. 13), «Найди спрятанную карточку с цифрой» (с. Г2) учащиеся определяют свое положение по отношению к предметам, и наоборот Игра «Определи курс движения самолета» (с. 31) углубляет и систематизирует знания детей.
      Для подготовки к изучению нумерации чисел и действий сложения и вычитания в пределах 10 введен раздел «Сравнение групп предметов». В нем дети усваивают способы практического сопоставления элементов: устанавливают отношения «больше», «меньше», «равно» и преобразуют числовое неравенство в числовое равенство.
      Например, в игре «Вершки и корешки» (с. 14) детей знакомят с приемом образования пар. На магнитной доске или фланелеграфе дети прикладывают к каждому «корешку» свой «вершок».
      При изучении раздела «Нумерация чисел первого десятка» используются прежде всего такие игры, с помощью которых дети осознают приемы образования каждого последующего и предыдущего из чисел. На этом этапе можно применять игру «Составим поезд» (1 в.) (с. 17). Эта игра наглядно показывает, что каждое следующее число образуется путем прибавления единицы к предыдущему числу, а каждое предыдущее получается путем вычитания единицы из последующего. Такие игры можно использовать на этапе объяснения нового материала. Дети проговаривают образование чисел первого десятка На основе использования игры «Составим поезд» (I в.) учащимся предлагают считать число вагонов слева направо и справа налево и подводят их к другому выводу: считать можно в любом направлении, но при этом важно не пропустить ни одного предмета и не сосчитать его дважды. Лри изучении нумерации в пределах 10 необходимо довести до понимания детей, что последнее названное при счете число обозначает обшее количество всей группы предметов. С этой целью следуе проводить игры «Лучший счетчик» (с. 15), «Хлопки» (с. о) и др.
      С помощью этих игр дети устанавливают соответствие между числом и цифрой.
      Изучая числа первого десятка, важно сравнивать каждое предыдущее число с последующим, и наоборот. Для этого предназначены игры «Лучший счетчик», «Число и цифру я знаю» (с. 15. 17). В этот период дети должны различать количественное и порядковое значение числа, правильно отвечать на вопросы: сколько? и который по счету?). С этой целью можно использовать игры «Составим поезд» Д в.) (с. 17), «Помогите числам занять свои места по порядку».
      В разделе «Сложение и вычитание в пределах 10» представлено большое число игр, что обусловлено задачей формирования навыков сложения и зычитания в пределах 10. Игры на сложение и вычитание можно применять в следующей последовательности. На этапе объяснения нового материала применяется, например, игра «Составим поезд». На наглядной основе дети осмысливают приемы прибавления и вычитания 2, 3, 4 и т. д. В игре «Цепочка» учащиеся проговаривают приемы прибавления и вычитания чисел на примерах, в играх «Арифметический бег по числовому ряду» (с. 21). «День и ночь» (с. 22) дети мысленно «пробегают» по числовому ряду и проговаривают приемы прибавления и вычитания про себя. Здесь можно использовать также игры «Лучший летчик» (с. 22). «Лучший космонавт» (с. 24), «Математический футбол» «с. 25) и мн. др.
      Перед изучением приемов прибавления чисел, больших, чем 5, детей знакомят с переместительным свойством сложения. Для этого предназначены игры «Карусели» (с. 25). «Проверь Незнайку» «с. 26).
      При изучении вычитания чисел, больших, чем 5, следует применять игры «Угадайка» (с. 28) и «Проверь Угадайку» (с. 29).
      Изучая с детьми состав чисел, педагог опирается на знание учащимися как приемов нумерации чисел первого десятка, так и приемов сложения и вычитания в пределах 10. Работа над составом числа начинается еще в разделе «Нумерация чисел первого десятка». Для пропедевтики в изучении состава числа ценными будут такие задания, при выполнении которых учащиеся из одной группы предметов перекладывают в другую по одному предмету до тех пор. пока в первой группе не останется ни одного предмета. В таких упражнениях дети закрепляют знание нумерации чисел первого десятка, а также наблюдают, как одна группа предметов увеличивается на единицу, другая уменьшается на столько же. Систематический учет числа предметов, образовавшегося в каждой группе после того, как один из предметов переложили в другую группу, позволит рассмотреть все варианты состава любого изучаемого числа. Здесь целесообразно проводить игры «Диспетчер и контролеры» (с. 26) Считалочку (с. 40). Состав чисел первого пятка в этот период дети должны знать на память, состав чисел 6—10 можно рассматривать на наглядной основе. На втором этапе дети в игре
      Угадайка (с. 28) знакомятся с составом чисел на основе сложения пс памяти. На третьем этапе дети воспроизводят состав чисел на основе выявленной закономерности: числа, стоящие на одинаковых местах (слева и справа) в числовом ряду, составляют в сумме последнее число в этом ряду.
      В этот период большую помощь учащимся в изучении состава чисел окажет игра «.Числа, бегущие навстречу друг другу» (с. 28). Для ее успешного проведения дети должны хорошо знать счет от 1 до 10 и от 10 до 1 и безошибочно называть пару чисел, стоящих на одинаковых местах (слева и справа) в любом числовом ряду. При проведении игры дети стрелками отмечают числа, которые «бегут навстречу друг другу», образуя в сумме последнее в ряду чисел:
      0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
      При изучении нумерации чисел в пределах 20 можно выделить четыре этапа:
      1. Образование чисел путем прибавления единицы к предыдущему числу и вычитания единицы из последующего числа.
      2. Образование чисел из десятка и единиц.
      3. Анализ состава чисел в пределах 10.
      4. Письменная нумерация чисел в пределах 20. Здесь с помощью игры «Составим поезд» (I в.) (с. 17) дети на большом отрезке чисел воспроизводят принцип образования каждого числа. После ознакомления с разрядами единиц и десятков целесообразно провести игру «Математическая эстафета» (с. 33). В этой игре один ученик иллюстрирует двузначное число, другой называет его, третий анализирует десятичный состав числа, четвертый показывает число с помощью цифр на карточках. При анализе состава числа в пределах 20 можно использовать игру «Узнай, сколько палочек в другой руке» (с. 33).
      Систематизации знаний по различным разделам программы помогут игры обобщающего характера: «Определи курс движения самолета». «Цепочка» (III в.), «Математическая эстафета» (II в.) и др. (с. 31. 30, 35).
      Для демонстрации рисунков на магнитной доске или моделе-графе (см. описание на с. 43; можно использовать таблицы пособия Жикалкиной Т. К. и Скаткина Л. Н. «Примеры зависимости меж:ду величинами» (М., Просвещение, 1981), в качестве раздаточного материала — вкладку к учебнику «Математика, 1 класс (Моро М. И. М., Просвещение. 1986).
     
     
      III. ИГРОВЫЕ И ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗЛИЧНЫХ РАЗДЕЛОВ МАТЕМАТИКИ В ПЕРВОМ КЛАССЕ
     
      1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД
     
      1. Составим узор
      Дидактическая цель. Выявление простейших числовых представлений у детей, умения различать предметы по цвету, форме, расположению.
      Средства обучения. Набор из 9 фигур: 1 красный круг, по 2 желтых и зеленых треугольника, по 2 красных и синих квадрата. (Набор фигур можно взять из пособия Жикалкиной Т. {у. и Скаткина Л. Н. «Примеры зависимости между величинами», таблицы 14—19, 26—33 и из вкладки к учебнику математики для I класса.)
      Содержание игры. Учитель предлагает одному из учеников составить узор на магнитной доске, другим — у себя на парте. С этой целью он дает следующее задание: разместить на середине магнитной доски (или столе ученика, или листке бумаги) красный круг, вверху и внизу от круга 2 желтых треугольника, справа и слева — 2 красных. Правее этого узора учитель предлагает выложить другой: круг посередине, 2 красных и 2 синих квадрата расположить от круга по углам, вверху и внизу — красные, справа и слева — синие квадраты.
      Затем он просит составить любой узор из фигур и расположить его левее первого узора, сосчитать число фигур в каждом из них, в двух, в трех узорах.
     
      2. Составим букет
      Дидактическая цель. Уточнение имеющихся у детей представлений о размере, цвете и числе предметов.
      Средства обучения. Рисунки цветов разных размеров.
      Содержание игры. Дети на своих столах составляют из вырезанных из открыток, цветной бумаги цветов букет, располагая внизу более крупные цветы, а повыше — мелкие. В ходе составления букета дети подсчитывают число цветов в каждом букете, белых и красных гвоздик, число ромашек и васильков, больших и маленьких цветов.
     
      3. Построим домики и посадим рядом деревья
      Дидактическая цель. Обобщение и систематизация количественных и пространственных представлений у детей, обучение их сравнению предметов по разным признакам.
      Средства обучения. 14 полосок из цветной бумаги для строительства домиков и проведения дороги, набор 7 треугольников зеленого цвета для елок, 2 трафарета грибов (1 гриб с большой шляпкой на толстой ножке и 1 гриб с маленькой шляпкой на тонкой ножке).
      Содержание игры. Учитель предлагает одному ученику на магнитной доске, другим — на своих столах построить (выложить из полосок бумаги) сначала высокий дом, потом — низкий. Около высокого дома посадить (выложить из треугольников и полосок) низкую елочку, около низкого дома — высокую елку. От высокого дома к низкому провести дорогу двумя зелеными полосками бумаги, -та дорога расширяется около высокого дома и становится уже около низкого домика. Около высокой елки расположить гриб с оольшой шляпкой на толстой ножке, около низкого дерева — небольшой гриб на тонкой ножке.
     
      4. Наоборот
      Дидактическая цель. Развитие речи у детей, включение в их активный словарь понятий «толстый», «тонкий», «широкий», «узкий» и т. д.
      Содержание игры. Бросая мяч. учитель называет слово. Ученик, поймав мяч, отвечает противоположное слово и возвращает мяч учителю. Например, «толстый — тонкий», «большой — маленький», «высокий — низкий», «глубокий — мелкий», «тяжелый — легкий», «широкий — узкий», «длинный — короткий».
     
      5. Построим аквариум для рыбок
      Дидактическая цель. Формирование числовых и пространственных представлений у детей.
      Средства обучения. Подготовить заранее 10 рыбок разного размера (6 желтых и 4 красные) и 4 полоски бумаги. Эти рисунки затем используются при изучении нумерации чисел, при сложении и вычитании, при проведении игры «Математическая рыбалка».
      Содержание игры. Учащиеся вырезают до урока большие и маленькие рыбки. На уроке математики учитель предлагает одному из детей на магнитной доске, другим у себя на партах построить аквариум (выложить его из полосок бумаги), опустить в аквариум сначала большие рыбки, затем маленькие и сосчитать, сколько больших, сколько маленьких, сколько красных, сколько желтых оыбок, сколько плавает в верхней части аквариума, сколько в нижней. Одна из рыбок плывет слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз.
     
      6. Концовка
      Дидактическая цель. Развитие речи детей, включение в активный словарь терминов «выше», «ниже», «толстый», «тонкий», «высокий», «низкий».
      Содержание игры, а) Учитель произносит начало предложения, ученики продолжают его (желательно подобрать иллюстрации, по которым будут задавать вопросы). Например: «Если сосна выше березы, то береза... (ниже сосны). Если ствол дуба толще ствола березы, то ствол березы... (тоньше ствола дуба)».
      б) Учитель предлагает закончить сочетания, используя слова «толстый», «тонкий», «круглый», «высокий», «низкий». Например, «колобок... (круглый), Буратино... (тонкий), дядя Степа... (высокий), мяч... (круглый), соломинка... (тонкая)».
     
      7. Дополнение
      Дидактическая цель. Развитие речи детей.
      Средства обучения. Рисунки самолета, вертолета, ракеты, птицы, бабочки. Таблицы 8—9 из пособия «Примеры зависимости между величинами».
      Содержание игры. Учитель на магнитной доске размещает рисунки (сверчу вниз): ракета, самолет, вертолет, Птица бабочка —й объясняет детям задание: закончить предложение начатое учителем. Например: «Высоко в небе летит... (ракета) Ниже ракеты летит... (самолет). Самолет летит... (выше вертолета). Если птица летит выше бабочки, а вертолет выше птицы то веотолет летит... (выше бабочки). Если выше птицы летит вертолет, а ниже — бабочка, то птица находится... (между вертолетом и бабочкой)».
     
      8. Построим гараж
      Дидактическая цель. Закрепление понятий «сначала», «потом», «после этого», «слева», «справа», «между».
      Средства обучения. Иллюстрации легковой, грузовой машин и автобуса. Таблицы 8—9 из пособия «Примеры зависимости между величинами».
      Содержание игры. Учитель или один из учеников строит гараж, обозначая его полосками бумаги на магнитной доске. (Остальные дети строят гараж на своих столах.) Ставят в левую часть гаража легковую машину, в правую — грузовую, автобус располагают между легковой и грузовой машинами. По заданию учителя определяют положение машин в гараже и сравнивают их по цвету и размеру.
     
      9. Составим разноцветный поясок
      Дидактическая цель. Формирование пространственных представлений детей и навыков счета кругов, квадратов, треугольников.
      Средства обучения. Набор фигур у каждого ученика: 2 красных круга, 2 желтых и 2 зеленых треугольника, 2 красных и 2 синих квадрата из вкладки к учебнику математики для I класса и таблиц 14—19, 26—33 из пособия «Примеры зависимости между величинами».
      Содержание игры. Учащиеся по заданию учителя на чистый лист бумаги выкладывают круги, квадраты, треугольники, образуя из них разноцветный поясок: посередине — красный круг, справа от него — зеленый треугольник, слева — желтый, справа от зеленого треугольника — синий квадрат, слева от желтого треугольника — красный круг и т. д. В результате получается разноцветный поясок.
     
      10. Найди спрятанную карточку с цифрой
      Дидактическая цель. Формирование у детей пространственных представлений.
      Средства обучения. Карточки с цифрами.
      Содержание игры. Учитель вызывает двух детей к доске.
      Один из них поворачивается лицом к доске, другой на одном из столов в классе прячет карточку с цифрой так, чтобы уголок ее быт виден. Стоящему у доски предлагается повернуться лицом к классу и угадать, где находится спрятанная карточка.
      Учитель помогает ученику, который отгадывает цифру, указывая направление движения: идти вперед, повернуть налево, затем направо, обойти вокруг стола и т. д.
      Остальные дети класса тоже играют: показывают зеленый круг, если ученик движется правильно, и красный круг, если неправильно. Затем учитель вызывает другого ученика. Игра повторяется. Победителем оказывается тот, кто правильно будет двигаться в указанном направлении.
     
      11. Лучший разведчик
      Дидактическая цель. Формирование у детей пространственных и временных представлений.
      Содержание игры. Эта игра проводится в сквере, парке, лесу. (Избушка лесника заменяется каким-либо деревом.) Два разведчика — девочка и мальчик — должны идти в направлении, указываемом учителем, к избушке лесника. Сначала они идут по тропинке вперед, потом мальчик-разведчик поворачивает налево к березке, а девочка — направо к сосне. Услышав шорох, они возращаются назад: девочка идет между сосной и дубом, а мальчик— между березой и дубом. Шорох прекращается, и они вновь продолжают путь к избушке лесника. Мальчик приходит раньше, а девочка — позже.
      Затем дети с учителем переходят на другую лесную полянку, и игра повторяется.
     
      12. Фигуры высшего пилотажа
      Дидактическая цель. Закрепление понятий «вверх», «вниз», «направо», «налево», «справа налево», «слева направо».
      Средства обучения. Рисунок самолета. Таблица 8 из пособия «Примеры зависимости между величинами».
      Содержание игры. Учитель рассказывает, что во время праздничных парадов летчики выполняют на самолетах разные фигуры высшего пилотажа: самолет то быстро поднимается вверх, то резко падает вниз; несколько самолетов образуют звезду или делают петли и т. д.
      Учитель выступает в роли летчика. Его самолет (рисунок) выполняет разные фигуры, меняя направления движения, а летчики-ученики определяют изменение маршрута и по сигналу учителя (взмаху руки) хором указывают его, употребляя слова «вверх», «вниз», «направо», «налево», «справа налево», «слева направо» (по отношению к детям).
     
      13. Откуда и чей голос?
      Дидактическая цель. Формирование пространственных представлений
      Содержание игр ы. Один из играющих становится спиной к классе, другой просит указать, откуда голос: сзади, слева от него или справа, а затем сказать, чей голос он услышал. Учитель матча рчкой показывает, кто должен громко, не спеша произнести какой-либо звук, слово, предложение. Эту игру можно провести в лесс, в парке, сквере, на школьной площадке.
     
      14. Вершки и корешки
      Дидактическая цель. Сектавление пары предметов.
      Средства обучен и я. Корнеплоды и отдельно листья свеклы, редиса и петрушки.
      Содержание игры. Учитель вызывает к доске 6 учеников. Трое из них берут корнеплоды, остальные — ботву свеклы, редиса и петрушки. Учитель называет имя ученика, у которого морковь корнеплод), и, обращаясь к детям, у которых листья, говорит: «Ьорешок. корешок, где твой вершок?» Ученик, у которого ботва «того растения, показывает листья моркови всем детям и говорит: «Вершок моркови у меня». Дети встают рядом. В итоге игры дети определяют число пар «корешков с вершками).
     
      15. Детки на ветке
      Дидактическая цель. Закрепление отношений «больше», «меньше», «разно».
      Средстза обучения. Ветка, плоды и листья деревьев: дуба. ели. сосны и т. д.
      Содержание игры. Детей делят на 2 группы: одной раздают ветки, другой — плоды (детки). По сигналу: «Детки, найдите свик ветки » — каждый ищет пару, т. е. становится так, чтобы предметы у него и товарища совпадали по принадлежности к одному и тому же растению. Правильность выбора проверяют «волшебные ворота» (учитель и ученик или двое детей). Ворота закрываются (поднятые руки опускают), если пара выполнила задание неправильно.
      Дети делают вывод, что деток столько же, сколько и веток (ветки можно заменить листьями).
      Пэи повторении игры дети меняются ветками и плодами. Их число молно увеличивать или уменьшать (дети постоянно считают чиаю образовавшихся пар деток с ветками) и устанавливают: ли о веток столько же. сколько деток, либо больше, либо меньше,.
      ыяснякмея способы уравнивания числа веток и деток.
     
      16. Составим поезда
      Дидактическая цель. Сравнение группы предметов.
      Содержание игры. Учитель предлагает составить 2 поезда из вагонов (учеников) и сравнить, где больше вагонов.
      С этой целью вызывают 7 учеников. Они составляют поезд из 7 вагонов. Затем вызывают 5 учеников, они составляют поезд из 5 вагонов. «Какой поезд длиннее? — спрашивает педагог. — Какой короче? Где вагонов больше? Где — меньше? Как уравнять состав поезда по числу вагонов? (Прицепить ко второму поезду 2 вагона либо отцепить от первого 2 вагона)». Игра сопровождается соответствующими действиями.
      Количество вагонов можно изменять 2—3 раза.
     
      17. Построй домик из данных фигур (I вариант)
      Дидактическая цель. Различение предметов по форме, развивать воображение детей.
      Содержание игры. Из подготовленных заранее цветных прямоугольников и треугольников дети строят домик, называя, где какая фигура находится.
      Аналогично проводятся игры «Построй парусную лодку из данных фигур», «Построй елочку из данных фигур», «Построй катер», «Построй вагон», «Построй поезд из фигур» и т. д.
     
     
      2. ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10
     
      1. Лучший счетчик
      Дидактическая цель. Установление соответствия между числом рисунков и цифрой.
      Средства обучения. Таблицы 3—4, 10—13, 14—19
      из пособия «Примеры зависимости между величинами», вкладки к учебнику.
      Содержание игры. Учитель на магнитном моделеграфе по секторам соответственно размещает от 1 до 10 рисунков. Открывая каждый сектор поочередно, он предлагает детям сосчитать число рисунков и показать нужную числовую фигуру. Кто быстрее всех сосчитает рисунки и покажет нужную цифру, тот лучший счетчик. Затем учитель показывает вразбивку цифры, ученики — соответствующее число рисунков в секторах круга. В итоге игры учитель открывает 2 сектора, предлагает сравнить число рисунков в них и определить, где рисунков больше, где меньше и на сколько.
     
      2. Хлопки
      Дидактическая цель. Установление соответствия между числом рисунков и цифрой.
      Средства обучения. Таблицы 14—25 из пособия «Примеры зависимости между величинами» и вкладки к учебнику.
      Содержание игры. Учитель на магнитном моделеграфе размещает по секторам от 1 до 10 рисунков. Открывая по очереди сектор за сектором, предлагает сосчитать число рисунков и по его сигналау прохлопать столько же раз, сколько открыто рисунков и показать нужную цифру. (Учитель задает ритм хлопков.)
     
      3. Построим домик (II вариант)
      Дидактическая цель. Закрепление нумерации чисел первого десятка
      Средства обучения. Десять палочек.
      Содержание игры. Детям дается задание построить домик из 6, 8, 10 палочек. Один ученик строит дом на магнитном моделеграфе из цветных полосок бумаги, все другие у себя на партах из палочек.
      Аналогично дети выкладывают из палочек снежинку, рыбку, елочку, парусную лодку, звездочку, машинку и считают число использованных палочек.
     
      4. Поезд
      Дидактическая цель. Закрепление понятий «один», «много».
      Средства обучения. Учитель прикрепляет ка магнитной доске рисунки животных и рисунок одной елки, на учительском столе находятся один домик и много игрушек, на парте одного из учеников лежит много различных карандашей и одна ручка.
      Содержание игры. Ведущий — паровоз, остальные дети — вагончики. Паровоз идет, останавливаясь на станциях «доска, стол учителя, парта ученика). Ребята называют, каких рисунков, игрушек, школьных принадлежностей на станциях много, а каких — один (одна).
     
      5. Курочка и цыплята
      Дидактическая цель. Формирование навыков счета.
      Средства обучения. Маска (шапочка) курочки из бумаги.
      Содержание игры. Учитель вызывает к столу девочку, надевает на нее маску (шапочку) курочки, остальные дети — цыплята.
      Учитель читает стихи.
      «Вышла курочка гулять,
      Свежей травки пощипать.
      А за ней ребятки —
      Желтые цыплятки».
      Курочка: «Ко-ко-ко-ко, ко-ко-ко
      Не ходите далеко».
      (Т. Волгина)
      Курочка в игре клюет (стучит карандашом по столу), а детки должны откликнуться — пропищать столько же раз (курочка должна постучать с перерывами 3—4 раза, а цыплята — соответствующее число раз откликнуться).
     
      6. Составим поезд (I вариант)
      Дидактическая цель. Ознакомление детей с приемом образования чисел путем прибавления единицы к предыдущему числу и вычитания единицы из последующего числа.
      Содержание игры. Учитель вызывает к доске поочередно учеников. Каждый из них, выполняя роль вагона, называет свой номер. Например, первый вызванный ученик говорит: «Я — первый вагон». Второй ученик, выполняя роль второго вагона, цепляется к первому вагону (кладет левую руку на плечо ученика, стоящего впереди), называет свой порядковый номер, остальные составляют пример: «Один да один, получится два». Затем цепляется третий вагон, и все дети по сигналу учителя составляют пример на сложение: «Два да один — это три». И т. д. Потом вагоны (ученики) отцепляются по одному, а класс составляет примеры вида: «Три без одного — два. Два без одного — один». И т. д.
      Учащиеся в игре закрепляют знание о порядковом и количественном значении числа и снова делают обобщение, как образуется предыдущее и последующее число.
     
      7. Число и цифру я знаю
      Дидактическая цель. Установление соответствия между числом и цифрой.
      Средства обучения. Набор кругов, треугольников, квадратов из пособия «Примеры зависимости между величинами», таблицы 14—19, 26—33, вкладки к учебнику математики.
      Содержание игры. Учитель на магнитном моделеграфе поочередно открывает сектор за сектором, дети считают число фигур в каждом из них и показывают учителю соответствующую карточку с цифрой, а затем сравнивают число фигур в двух соседних секторах магнитного моделеграфа.
     
      8. Продолжай
      Дидактическая цель. Закрепление понятий «раньше», «позже», «потом», «после этого».
      Содержание игры. Учащиеся должны закончить начатое учителем предложение, например: «Утром я пошел в школу. а вернулся домой... (днем). Я редко хожу в кино, а старший брат... (часто). Мы завтракаем утром, а ужинаем... (вечером). Солнышко светит днем, а луна... (ночью). После зимы наступает весна, а после весны... (лето). Раньше наступает осень, а зима... (позже)».
      Здесь уожно предложить детям отгадать загадки о временах года. Отгадайте загадки «Когда это бывает».
      Когда наступает Новый год? (Зимой.)
      Какое время года наступает после зимы? (Весна.)
      После весны какое время года наступает? (Лето.)
      В какое время года начинаются занятия в школе? (Осенью.) Что бывает раньше: зима или весна? (Зима.)
      Какое время года наступает позже: осень или лето? (Осень.)
     
      9. Весёлый счёт
      Дидактическая цель. Закрепление счета от 1 до 10 и от 10 до 1.
      Средства обучения. Карточки с цифрами 1, 2, 3, 4,
      5. 6. 7, 8, 9, 10 перемешаны и разложены на столах учащихся.
      Содержание игры. Дети одновременно подбирают по порядку карточки с цифрами и показывают учителю. Аналогично можно провести счет от 10 до 1.
     
      10. Помогите числам занять свои места по порядку
      I вариант
      Дидактическая цель. Закрепление представления о порядковом значении числа.
      Средства обучения. Карточки с цифрами 0, 1,..., 9.
      Содержание игры. Учитель расставляет на планке цифры. обозначающие числа от 0 до 9, в беспорядке и обращается к детям: «Числа заблудились, помогите им занять свои места». Дети расставляют числа первого десятка по порядку: 0, 1,2, 3,..., Ю-Учитель спрашивает, сколько понадобилось цифр для обозначения числа 10.
      II вариант
      Учитель раздает детям карточки с числами первого десятка. По сигналу «Числа, стройтесь по порядку!» дети строятся по порядку, начиная с меньшего числа: 1, 2,..., 10.
      «Дел у меня немало —
      Я белым одеялом Всю землю укрываю.
      В лед реки убираю,
      Белю поля. дома..
      Зовут меня...?» (Зима.)
      «Я раскрываю почки,
      В зеленые листочки Деревья одеваю.
      Посевы поливаю, Движения полна,
      Зовчт меня?...» (Весна.)
      «Я соткано из зноя,
      Несу тепло с собою.
      Я реки согреваю.
      Купайтесь! — Приглашаю.
      И любите за это
      Вы все меня. Я...» (Лето.)
      «Несу я урожаи,
      Поля вновь засеваю,
      Птиц к югу отправляю,
      Деревья раздеваю.
      Но не касаюсь сосен И елочек. Я...?» (Осень.)
     
      11. Угадайка (I вариант)
      Дидактическая цель. Закрепление последовательности натурального ряда чисел от 1 до 10.
      Содержание игры. Детям предлагают отгадать число, если оно:
      Находится между числами 6 и 8. Какое место оно занимает? (Седьмое.)
      На 1 больше 5 и на 1 меньше 7. Какое место в ряду оно занимает? (Шестое.)
      Мой сосед слева живет в восьмом домике (считая слева направо), сосед справа живет в десятом домике (считая слева направо). В каком домике живу я? (В девятом.) И т. д.
     
      12. Угадай загадки Буратино.
      Дидактическая цель. Различение предметов по форме и составление из кругов, квадратов и треугольников разных рисунков.
      Средства обучения. Круг, квадрат, треугольник из вкладки к учебнику математики.
      Содержание игры. Учитель на магнитной доске прикрепляет круг, квадрат и треугольник и предлагает отгадать загадки Буратино:
      Что можно нарисовать из круга? (Яблоко, арбуз, мяч и т. д.)
      Что можно нарисовать из квадрата? (Портфель, ящик, печенье.)
      Что можно нарисовать из треугольника? (Елочку, парусную лодку и т. д.)
     
     
      3. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ В ПРЕДЕЛАХ 10
     
      1. Составим поезд (И вариант)
      Дидактическая цель. Обучение детей приемам прибавления и вычитания чисел 2, 3, 4.
      Содержание игры. Учитель вызывает к доске 5 девочек. Они образуют поезд из 5 вагонов (цепляются друг за друга — кладут правую руку на плечо впередистоящего). Затем цепляют еще 1 вагон (мальчик) и еще 1 (девочка).
      Учитель записывает пример вида:
      5+2=7
      5+1+1
      Дети проговаривают прием прибавления 2.
      Затем отцепляются 2 вагона по одному в 2 приема. Ученики записывают и проговаривают прием вычитания 2:
      5-2=3
      5-1-1
      Аналогично показываются приемы прибавления и вычитания 3 и 4.
      Например, к доске вызываются 6 мальчиков, они образую поезд из 6 вагонов. К ним прицепляются 3 вагона по одНом1 (девочка, мальчик и тевочка). Этот способ образования поезда з-писывается на доске и проговаривается учениками:
      6+3=9
      6+1+1+1
      Затем иллюстрируется другой способ составления поезда: к 6 вагонам (мальчикам) прицепляются еще 2 вагона (2 девочки) а затем еще 1 вагон (мальчик). Этот способ составления поезда записывается на доске и проговаривается учащимися в беседе с учителем:
      6+3=9
      6+2+1
      Аналогично рассматриваются другие приемы прибавления и вычитания 3 и 4.
     
      2. Дополнение
      Дидактическая цель. Формирование навыков сложения чисел в пределах 10.
      Средства обучен и я. Иллюстрации из пособия «Примеры зависимости между величинами», таблицы I—25.
      Содержание игры. Учитель на магнитном моделеграфе разметает в секторах от 1 до 9 рисунков. Открывая поочередно сектор за сектором, он предлагает сосчитать число рисунков в каждом из иих и дополнить его до 10. Ученики должны обозначить число дополненных рисунков цифрой на карточке и показать ее учителю.
     
      3. Молчанка
      Дидактическая цель. Формирование навыков сложения чисел в пределах 10.
      Средства обучения. Рисунки из пособия «Примеры зависимости между величинами», таблицы 14-33.
      Содержание игры. Учитель в каждом секторе магнитного моделеграфа размещает рисунки двух цветов, например, во втором секторе — куклы в красном платье и в синем платье, в третьем 2 медвежонка красного цвета и 1 оранжевого, в четвертом 2 красных шарика и 2 синих и т. д.
      Вращая круг, учитель открывает сектор за сектором. Учащиеся на наборном полотне составляют и решают примеры на сложение.
      Аналогично проводится игра «Лучший счетчик».
     
      4. Цепочка (I вариант)
      Содержание игры. Дети совместно с учителем по цепочке воспроизводит все изученные вычислительные приемы. Например:
      Учитель. Чтобы к числу 5 прибавить 4... Продолжай, Коля.
      Коля. Можно к числу прибавить сначала 2, получится 7.
      Учитель. Продолжай, Марина.
      Марина. Потом надо к 7 прибавить еще 2, получится 9 и т д.


      KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.