СОДЕРЖАНИЕ
Повторение изученного в 3 классе.
§ 1. Предложение (4). § 2. Состав слова (6). § 3. Части речи (12). § 4. Имя существительное (13).
Имя прилагательное.
§ 5. Понятие об имени прилагательном (повторение) (21). § 6. Изменение прилагательных по родам (22). § 7. Изменение прилагательных по числам (24). § 8. Склонение прилагательных мужского и среднего рода (27). § 9. Склонение прилагательных женского рода (37). § 10. Повторение о склонении прилагательных в единственном числе (43). § 11. Склонение прилагательных во множественном числе (47). § 12. Повторение (51).
Личные местоимения.
§ 13. Понятие о личных местоимениях (57). § 14. Склонение личных местоимений (59).
Глагол.
§ 15. Времена глагола (повторение) (63). § 16. Настоящее время. Изменение по лицам и числам (65). § 17. Второе лицо глагола (69). § 18. Третье лицо глагола (72). § 19. Будущее время (76). § 20. Первое и второе спряжения глаголов (81). § 21. Прошедшее время (85). § 22. Неопределённая форма глагола (89). § 23. Глаголы на -ся (понятие) (98). § 24. Второе лицо глаголов на -ся (100). § 25. Третье лицо глаголов на -ся (102). § 26. Неопределённая форма глаголов на -ся (103). § 27. Повторение (107). § 28. Раздельное написание не при глаголах (109).
Наречие.
§ 29. Общее понятие (112).
Предложение.
§ 30. Понятие о предложении (116). § 31. Главные и второстепенные члены предложения (120). $ 32. Однородные члены предложения (127). § 33. Сложное предложение (132). § 34. Прямая речь (136).
Повторение изученного в I — IV классах.
§ 35. Алфавит. Гласные и согласные. Слоги, перенос слов (140). § 36. Состав слова (141). § 37. Правописание глухих и звонких согласных и непроизносимых согласных (142). § 38. Правописание безударных гласных (144). § 39. Приставки е предлоги (145). § 40. Имя существительное (146). § 41. Имя прилагательное (149). § 42. Личные местоимения (150). § 43. Глагол. § 44. Наречие (155). § 45. Предложение (156).
Словарь (153).
АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК РСФСР ИНСТИТУТ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
УЧЕБНИК ДЛЯ ЧЕТВЕРТОГО КЛАССА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Под редакцией профессора М. Л. Мельникова
Утверждён Министерством просвещения РСФСР
ИЗДАНИЕ ТРЕТЬЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РСФСР
Москва — 1957
Фpaгмeнт учебника:
§ 44. Наречие.
Упражнение 522. При списывании вставьте пропущенные буквы.
НА ВОЗДУШНОМ ШАРЕ.
Сначала был изобретён в...здушный шар, а п...том сам...лёт. Т...перь воздушные шары применяются для полётов ре...ко. Шар наполняется лёгким газом, он может полнима...ся. Сверху шар покрывается в...рёвочной сетк..., а снизу к сетк... подвешивают к...рзину. В неё сад...ся люди. К к...рзине привязывают небольшие мешки с п...ском. Люди выс...пают понемногу п...сок, шар становится легче и летит кверху. Наверху у шара есть отверстие. Оно закрывается клапаном. Дёрнешь за шнур — клапан откроется. Лёгкий газ выход...т из шара, а вместо него вход...т тяжёлый воздух, и шар опуска...ся.
Подчеркните наречия.
Упражнение 523*. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Приставки пишите вместе со словами, предлоги — отдельно.
На таком шар... сто лет назад (по)летели двое учёных. Чем выше поднимался шар, тем воздух реже, дышать стало трудно, сер...це сильно билось. Но учёные решили терпеть (до) последн... возможност... . Они (высыпали весь песок, и шар быстро (по)нёсся вверх. (На) высоте десяти киломётров один учёный (от) слабост... (у)пал (без) намят... (на) дно к...рзины. Другой (со) брал последи... силы и дёрнул шнур. К счастью, клапан открылся. Шар пошёл вниз. Вскоре учёные благополучно достигли земли.
§ 45. Предложение.
1. Что называется предложением?
2. Какие члены предложения называются главными?
3. На какие вопросы отвечает подлежащее, сказуемое?
4. Какие второстепенные члены предложения вы знаете?
5. Какие члены предложения называются однородными?
6. Какое предложение называется сложным?
7. Что называется прямой речью?
Упражнение 524. Прочитайте. Устно укажите простые предложения с однородными членами, а затем — сложные предложения.
1. Подбежала Дина оглянулась схватила куклу и убежала.
2. Жилин осмотрелся полез на гору. 3. Повсюду ручьи текут гул стоит по горам. 4. Промеж гор лес синеет а там ещё горы всё выше и выше поднимаются. 5. Костылин всё отстает и охает. 6. Идёт Жилин всё тени держится. 7. Он спешит а месяц всё скорее выбирается. 8. Обрадовались солдаты, товарищи собрались к Жилину.
(Л. Толстой.)
Выпишите сначала предложения с однородными членами, затем — сложные предложения. Поставьте, где нужно, запятые. Во всех предложениях подчеркните подлежащее и сказуемое.
Упражнение 527. Допишите окончания прилагательных и глаголов в настоящем или будущем времени.
НА ЮГЕ.
Даже летом горяч... солнцу не растопить снегов и льдов высок... снежных гор. Но и зимн... холод не справ...ся с нашими цветущими долинами. Начнёт зима сыпать снег на горы, а внизу, в долине, он пада... тёпл... дождём. На солнечн... склонах в декабре начинают появля...ся весен... цветы, белые с зелён... серь дечком подснежники, жёлтые одуванчики.
На одном конце нашей великой Родины — у Ледовит... океана — нельзя из дому выйти, такой там мороз, а здесь, на юге, мы гуля...м без пальто, любу...мся горами. У наших ног плещ...ся волны спокойн... моря.
Выпишите глаголы в неоиредезён ой форме в один столбик, а глаголы в настоящем или будущем времени — в другой.
Образец: растопить, справится.
Упражнение 528. При списывании вставьте пропущенные буквы и допишите окончания слов.
ДНЕВНИК КОЛИ СИНИЦЫНА.
У меня сегодня радос...ный день: занятия в шкал... окончились, и я перешёл в следующий класс с одними пятёрками. Завтра начинаю...ся каникулы.
Я задумал во время каникул вести дневник. Буду вести дневник аккуратно. Я купил толст... общ... тетрадь в син... обложке и решил записывать в неё разн... интересн... случаи.
Подчеркните одной чертой предлоги, двумя — приставки.
|