На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Дидактический материал к учебнику русского языка, 5 класс. Григорян, Баранов, Ладыженская, Тростенцова. — 1982 г

Л. Т. Григорян, М. Т. Баранов,
Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова

Дидактический материал
к учебнику русского языка
для 5 класса

*** 1982 ***


DjVu


От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..




Сам учебник: sheba.spb.ru/shkola/ru-5-1974.htm

      СОДЕРЖАНИЕ
     
      Содержание и структура пособия 3
      О русском языке 5
      Повторение изученного в IV классе 9
      Лексика и фразеология 27
      Словообразование и орфография 42
      Имя существительное 68
      Имя прилагательное 97
      Имя числительное 123
      Местоимение 140
      Глагол 162
      Повторение в конце года 188

     
     

      СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПОСОБИЯ
      Предлагаемое пособие — систематизированный набор упражнений, основное назначение которых, во-первых, дополнить практическую часть учебника русского языка для V класса, освободив учителя от поиска дополнительного практического материала к уроку; во-вторых, помочь учителю в реализации дифференцированного подхода к учащимся.
      Если слабому ученику работа с упражнениями-карточками поможет восполнить имеющийся пробел в знаниях, то хорошо подготовленным учащимся карточки могут быть предложены взамен упражнений, которые выполняет класс, или как дополнение к ним. В каждом конкретном случае учитель сам решает, как ему использовать дидактический материал, чтобы получить больший педагогический эффект.
      Структура пособия аналогична структуре изданного в 1981 г. «Дидактического материала к учебнику русского языка. 4 класс». Пособие составлено с учетом методической системы учебника, поэтому карточки-упражнения сгруппированы соответственно разделам учебника: «О русском языке», «Повторение изученного в IV классе», «Лексика и фразеология», «Словообразование и орфография», «Морфология и орфография», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Имя числительное», «Местоимение», «Глагол», «Повторение и обобщение изученного в V классе».
      В конце разделов предлагаются карточки для работы по развитию связной устной и письменной речи учащихся (они обозначены буквами Р р).
      В каждом разделе пособия карточки-упражнения даны с учетом материала, изложенного в параграфах учебника, поэтому (и для того чтобы облегчить поиск нужного упражнения) в начале каждой карточки (слева на полях) указывается номер параграфа учебника.
      Такой подход дает возможность учителю пользоваться пособием как на классных занятиях, так и для домашних заданий.
      Общий объем сведений, изложенных в карточках-упражнениях, соответствует программе и учебнику и нацелен на закрепление умений, формирование которых началось в IV классе и предусмотрено программой V класса. Хорошо подготовленным учащимся можно предложить упражнения повышенной трудности (на основе изучаемого или изученного программного материала). Они отмечены*.
      Структура карточек такова: после порядкового номера указано основное назначение карточки, т. е. указано умение (или расчлененный этап умения), для формирования которого и предназначена данная карточка (например: «Выбор ё, о, е после шипящих и ц»\ «Классификация предложений по цели высказывания»; «Нахождение диалектных слов»), затем идет основное задание и текст. В некоторых карточках после текста имеются дополнительные задания, чаще всего связанные с основным заданием.
      Прежде чем предложить ученику упражнение, нужно решить, какая преследуется цель: помочь устранить пробелы, повторить изученное или закрепить изучаемое. Учитывая особенности подготовки и возможности каждого ученика, учитель решает, какое упражнение и когда следует ему предложить.
      При отборе дидактического материала предусматривалось решение задачи воспитания учащихся в процессе обучения русскому языку. Широко представлены тексты о любви к Родине, о трудовых и воинских подвигах советских людей, тексты, посвященные морально-этическим проблемам и др.
      Работа с упражнениями-карточками — наиболее гибкая форма, дающая возможность отобрать нужный материал для каждого отдельного случая, сэкономить время, организовать одновременно работу с несколькими учащимися и по разным темам.
     
      О РУССКОМ ЯЗЫКЕ
     
      1. Знакомство по словарям с лексическим запасом русского языка.
      Прочитайте. Можно ли узнать, сколько слов в русском языке? Ответьте на этот вопрос.
      Чтобы представить себе богатство русского языка, обратимся к словарям русского языка.
      В однотомном «Словаре русского языка» С. И. Ожегова около 57 тысяч слов. В четырехтомном «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова более 85 тысяч. В 17-томном «Словаре современного русского литературного языка» Академии наук СССР 120 480 слов. В перечисленных словарях собраны слова литературного языка, языка художественных, публицистических произведений, печати, радио, науки и т. д.
      В этих словарях нет диалектизмов, т. е. слов, известных в отдельных местностях и областях, и профессионализмов, т. е. слов, употребляемых лицами какой-либо одной профессии.
      Попытку собрать все слова русского языка предпринял В. И. Даль. В его «Толковом словаре живого великорусского языка» болеее 200 тысяч слов. Даль работал над ним 47 лет! В этом словаре, кроме слов литературного языка, собраны слова местных наречий, говоров (диалектов).
     
      2. Ознакомление с некоторыми оценками русского языка, данными писателями и поэтами братских народов нашей страны.
      Прочитайте. О каких особенностях русского языка говорят писатели и поэты?
      Русский язык для меня такой же бесконечно родной и любимый, как и украинский. Читая книги, написанные на русском языке, я познакомился с сокровищами русской и мировой литературы.
      (В. Сосюра, украинский поэт)
      Ни один язык, ни восточный и ни западный, не являются для армян столь благотворным, как русский.
      (X. Абовян, армянский писатель)
      Когда сидишь и пишешь на своем родном кабардинском языке, часто думаешь о том, как обогащает тебя, писателя, русский язык. Какое громадное счастье приносит тебе знание этого языка. Поистине этот язык велик и всеобъемлющ. Все можно постичь, зная его.
      (X. Тернов, кабардинский писатель)
      Я шел с ним через горы,
      Стараясь в жизни многое
      постичь.
      То был язык великий,
      на котором
      Писал и разговаривал Ильич.
      И сердцем всем,
      сын горца,
      я привык
      Считать родным
      могучий тот язык!
      (Р. Гамзатов, аварский поэт)
     
      3. Знакомство с русским языком как средством общения.
      Прочитайте два стихотворения. Каков их основной смысл? К кому поэты обращаются?
     
      ВЫУЧИ РУССКИЙ язык
      Если ты хочешь судьбу переспорить,
      Если ты ищешь отрады цветник,
      Если нуждаешься в твердой опоре —
      Выучи русский язык.
      Он твой наставник великий, могучий,
      Он переводчик, он проводник.
      Если штурмуешь познания кручи —
      Выучи русский язык!
      Русское слово живет на страницах
      Мир окрыляющих ленинских книг.
      Русское слово — свободы зарница.
      Выучи русский язык!
      Горького зоркость, бескрайность Толстого,
      Пушкинской лирики чистый родник
      Блещут зеркальностью русского слова.
      Выучи русский язык!
      Мир разобщенных безрадостно тесен,
      Спаянных мир необъятно велик.
      Сын мой, работай, будь людям полезен.
      Выучи русский язык!
      (С. Абдулла, узбекский поэт)
     
      ОВЛАДЕЙ РУССКОЙ РЕЧЬЮ
      Ты родной владеешь речью, бойко говоришь, русский же язык неважно знаешь, мой малыш!
      Слушай потому поэта, будь прилежен впредь, чтоб могучей русской речью хорошо владеть.
      Эта речь полна величья, гордой простоты, в ней прекрасных слов богатство, сила красоты.
      Скажем, к странам зарубежным держишь морем путь, перед спутниками хочешь знаньями блеснуть — в разговорах или спорах с другом иль с врагом ты воспользуешься смело русским языком!
      Наш народ внимает чутко ленинским словам и несет ученье, радость и награду нам.
      Потому ты, школьник резвый, будь прилежней впредь!
      Ты обязан русской речью хорошо владеть.
      (И. Гришашвили, грузинский поэт)
     
     
      ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В IV КЛАССЕ
     
      § 1. 4. Разграничение звуков и букв. Характеристика согласных по звонкости
      н мягкости.
      Прочитайте, в выделенных словах укажите количество звуков и букв, затем охарактеризуйте согласные по звонкости и мягкости. Охарактеризуйте первое предложение по цели высказывания.
      Относитесь к родному языку бережно и любовно. Думайте о нем, изучайте его, страстно любите его, и вам откроется лицо безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка.
      (Вл. Луговской)
     
      § 1. 5. Выделение частей слова.
      Прочитайте выразительно, отделите в выделенных словах окончание от основы. Выпишите изменяемые слова, основа которых равна корню. Почему слово труд называет автор надежным словом?
     
      НАДЕЖНОЕ СЛОВО
      Из древних уральских руд,
      Когда —
      Не скажу я точно,
      Железное слово «труд»
      Сработано было прочно.
      Взвесив его в руках,
      Прапрадед сказал сурово:
      Останется жить в веках Надежное это слово!
      Вместе с словами: мать,
      Правда,
      Народ,
      Россия —
      Пойдет да пойдет шагать,
      Все зло, что ни есть,
      Осиля.
      (Л. Татьяничева)
     
      § 1. в. Нахождение в текоте слов» основа которых равна корню.
      Прочитайте текст. Затем перескажите его. Выпишите изменяемые слова, основа которых равна корню.
      Для советского2 народа Москва превратилась в символ, обобщающий грандиозно-величественное понятие социалистического Отечества. Москва — столица Союза Советских Социалистических Республик4. Это важнейший административный и промышленный, культурный и научный центр, крупнейший3 узел транспорта и связи. Это хранитель редчайших исторических и архитектурных памятников, монументов, произведений искусства и памятных мест. Это сокровищница богатейшей летописи истории революционной борьбы трудящихся, центр развития науки и техники, литературы и зодчества, живописи и музыки.
      Объясните постановку тире.
     
      § 1. 7. Узнавание в тексте однокоренных слов.
      Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните однокоренные слова и укажите их состав. Укажите формы одного и того же слова. Над пропущенными знаками поставьте номер пунктограммы.
      С чего начинается у тебя каждое утро. Наверное, как у многих миллионов людей на земле, с утренней зарядк.. . Очень важно с утра «зар..жать» себя ф..зически и поддерживать этот тонус в течение дня и н..дели месяца года всей ж..зни. Движение — важнейшая потребность3 нашего организма.
      Физическая культура и спорт, поставленные на службу здоровья народа, оказывают могучее и благотворное влияние на ж..знь1 людей в современных условиях.
      (Из «Энциклопедического словаря юного спортсмена»)
      Объясните постановку тире. Разберите это предложение по членам.
     
      § 1. 8. Разграничение самостоятельных и служебных частей речи.
      Прочитайте. Укажите в последнем абзаце вначале известные вам части речи, которые называют что-либо, затем такие, которые служат для связи слов и предложений. Как называются эти две группы частей речи?
      Спишите, указывая у выделенных слов постоянные морфологические признаки.
     
      НАШ ФЛАГ
      Красное знамя в России впервые заколыхалось на первой демонстрации рабочих Петербурга в 1876 году. Его взметнул к небу поднятый могучими руками товарищей молодой мастеровой Потапов.
      Под Красным знаменем рабочие, солдаты и крестьяне во главе с партией Ленина победили в Октябре 1917 года. После этой победы Красное знамя стало Государственным флагом нового. Советского государства.
      Серп и молот на нашем флаге символизируют неразрывную дружбу рабочих и крестьян4. А пять концов звезды олицетворяют интернациональное братство, боевую мощь и единство тружеников всех пяти континентов.
      (Из журн. «Товарищи)
      Укажите предложения с однородными подлежащими и однокоренные слова.
     
      § 2. 9. Нахождение орфограмм в приставках и корнях слов.
      Прочитайте, затем спишите первый абзац и стихотворение. Подчеркните известные вам орфограммы в корнях слов и приставках. Над какими видами орфограмм вы работали?
      (...)
      Укажите предложение с обращением.
     
      § 2. 10. Различение проверяемых и непроверяемых орфограмм в корнях слов.
      Прочитайте текст. Спишите его.
      Есть хлеб — будет и песня... Не зря так говорится. Хлеб всегда был важнейшим продуктом, мерилом всех ценностей. И в наш век великих научно-технических достижений он составляет первооснову жизни народов. Люди вырвались в космос, покоряют реки, моря, океаны, добывают нефть и газ в глубинах земли, овладели энергией атома, а хлеб остается хлебом.
      Особое, трепетное, святое отношение к хлебу присуще гражданам страны с колосьями в гербе.
      (Л. И. Брежнев. «Целина»)
      Укажите предложения с однородными членами. Подчеркните слова с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами.
     
      § 2. 11. Определение орфограмм в корнях слов.
      Прочитайте, затем установите, на какие правила пропущены буквы. Спи» шизе, вставляя пропущенные буквы и обозначая корни с орфограммой, прове» ряемой правилами.
      Рожь, рожь... Дорога пол..вая В..дет неведомо куда.
      Над полем ни..ко провисая,
      Л..ниво стонут привода.
      Рожь, рожь — до свода г..лубого,
      Чуть вид..шь где-нибудь вдали Ныря..т шапка в..рхового,
      Груз..вичок плывет в пыли.
      Рожь уходилась. Бли..ки сроки.
      От..желела и на край
      Всем полем под..лась к дорог..,
      Нависнула — хоть подп..рай.
      Знать, колос, туго начиненный,
      Четырехгранный, золотой,
      Устал д..ржать пуды, в..гоны,
      Составы хлеба над з..млей.
      (А. Твардовский)
     
      § 2. 12. Выбор ё, о, е после шипящих и Ц.
      Спишите слова в такой последовательности: 1) слова с пропущенными о после шипящих и ц, 2) с ё и 3) с е. Обозначьте часть слова, в которую вы вставляли пропущенную букву.
      Щ..тка, ч..рный, ш..рох, ш..рстка, щ..лкать, ж..лудь, ш..в,
      ж..лтый, врач..м, в чуж..м краю, на свеж..м воздухе, пч..лка, черточка, за улиц..й, перед границ..й.
      С любыми двумя словами составьте два побудительных предложения.
     
      § 2. 13. Выбор и — ы после ц в корне.
      Выпишите, вставляя пропущенные буквы, вначале слова с и после ц, за-тем с ы.
      Дисциплина, ц..тата, экспедиция, цыганский, ц.,плята, нумерац..я, на ц..почках, продукц..я, ц..рк, циферблат, делегация, мотоц..клист, милиц..онер.
      С любыми двумя словами составьте одно именное словосочетание, другое — глагольное.


      KOHEЦ ФPAГMEHTA

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.