На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Ответственность несовершеннолетних. Никитин А. Ф. — 1980 г

Анатолий Фёдорович Никитин

Ответственность
несовершеннолетних

*** 1980 ***


DjVu


От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..



ПРИЛОЖЕНИЕ:
Шпеер А. «Уголовное дело». — 1973 г.
(Худ.-документальная книга следователя
о преступлениях несовершеннолетних).

 

      Вспомните прекрасный фильм Е. Габриловича и 10. Райзмана «Коммунист». Гражданская война. Разруха, голод, эпидемия тифа. Напрягая последние силы, строит молодая Республика Советов свою первую электростанцию. Не хватает самого необходимого для строительства — кирпичей, гвоздей, дров. Коммунист Губанов идет выручать застрявший в пути эшелон с мукой. Для паровоза нужны дрова. Губанов с ожесточением рубит деревья. «Людям нужен хлеб, — говорит он тем, кто отказался от заготовки дров. — Не будет хлеба, не будет ч стройки».
      Что двигало этим человеком? Убежденность, целеустремленность? Несомненно. Но прежде всего — высочайшее чувство ответственности. Перед народом, партией, идеей освобождения людей от эксплуатации, невежества, нужды.
      Товарищ Губанова, скромный, тихий служащий, отправился в южные губернии за продуктами для строителей. Целый вагон овощей, крупы, консервов, сахара удалогь ему «выбить». Но в пути собственные его «харчи» подходят к концу. Он выменивает на хлеб всю свою одежду, ботинки, но у него даже и мысли не возникает воспользоваться продуктами, которые он сопровождает.
      Вряд ли кто-нибудь заметил бы убыль двух-трех луковиц, десятка картофелин, банки тушенки, да если бы и заметили, не у всякого повернулся бы язык упрекнуть самоотверженного снабженца. Но разве в этом дело? До последней крошки, до единого грамма смог сохранить пенный груз этот человек потому, что обладал огромным чувством ответственности — за людей, за успешное окончание труднейшего строительства. Наконец — просто потому, что так повелевал ему поступить обычный служебный долг.
      В книге Л. И. Брежнева «Малая земля» рассказывается о подвиге парторга роты С. Валлиулина, закрывшего сво-
      им телом окно, из которого бил фашистский пулемет. Анализируя подвиг Валлиулина, Л. И. Брежнев пишет: «Бесспорно, человек знал, что идет на верную смерть. Но вряд ли говорил себе в этот момент: «Сейчас совершу подвиг». Нет, эта храбрость была не картинно-героическая, а немногословная, неброская, я бы даже сказал, скромная... И подвиг был в толстовском понимании этого слова: человек делает то, что должен он делать, несмотря ни тна что»Этот пример учит нас, что совершить подвиг, пожертвовать жизнью во имя долга — значит проявить высшую ответственность перед Родиной.
      А вот совсем недавний случай. Алабамский суд по ложному обвинению приговорил видного борца за права человека Джона Харриса к смертной казни. После публикации в «Литературной газете» статьи «За что казнят в Алабаме» редакция стала получать письма, в которых советские люди выражали свое возмущение несправедливостью приговора, высказывали сочувствие мужественному американцу.
      «Как прочла эту статью в «Литературке», — пишет Л. Кузнецова из Минска, — так и хожу сама не своя. Праздник у нас, май, солнце, весна, а думаю об этом незнакомом мне человеке. Я беспартийная, обычная женщина. У меня семья, работаю, все как у всех в' нашей стране. И не могу понять, как можно убивать человека за то, что у него другой цвет кожи, да еще за то, что посмел отстаивать свои убеждения. Если бы могла, встала бы рядом с ним. Уверена, знаю, что сотни, тысячи людей заслонили бы Джона Харриса от смерти...».
      Почему судьба человека из далекой страны так встревожила эту женщину, а вместе с ней — многие тысячи людей? Потому что советский человек чувствует себя ответственным за все, что происходит в мире, он радуется чужой радости, негодует, когда узнает о несправедливости.
      ...Я встретил его в колонии для несовершеннолетних правонарушителей. Ему оставалось находиться там еще два года. Виктор долго и путано рассказывал о своих друзьях, о том, что привело его на скамью подсудимых. Как ни старался, не мог объяснить, почехму он и его товарищи так жестоко избили того паренька в желтой курточке. Именно в желтой. Больше о своей жертве Виктор ничего не помнил. Был нетрезв, как и дружки.
      То, что последовало за этим, называется тоже ответственностью. Для Виктора наступила ответственность юридическая, ответственность по закону.
      Как видим, понятие это — ответственность — многогранно, многозначно, многосторонне. Взрослый человек обладает всей полнотой ответственности — и за то, что он целает сам, и — в случае, если ему не чужда активная гражданская позиция, — за то, что делается другими, вокруг него.
      А каков объем ответственности несовершеннолетних? За что отвечаешь ты, еще не достигший 18 лет — возраста юлного совершеннолетия? Как ты должен относиться к своим обязанностям и правам? Какие виды ответственности существуют и в чем они выражаются? Как воспитать з себе чувство ответственности? На эти и другие вопросы мы постараемся дать ответ в этой книжке. Но если у тебя, юный читатель, возникнут такие вопросы, на которые гы не найдешь ответ на этих страницах, не беда: поста-зайся прийти к правильному решению самостоятельно. Тодумай. Посоветуйся с уважаемыми тобой взрослыми, с снигами. И если решение твое, принятое самостоятельно, скажется истинным, можешь считать, что ты выдержал здин из первых серьезных экзаменов на звание человека.
     
      ПРАВО НА ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
      Твои права и обязанности. Есть документы, значение которых для нашей общественной жизни, для каждого советского человека трудно переоценить. К ним относится новая Конституция СССР, принятая на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 года. В Советской Конституции отражен опыт шестидесятилетнего развития нашего социалистического государства, закреплены принципы и нормы общества развитого социализма.
      Для каждого из нас Основной Закон не только правовой, но и нравственный ориентир, помогающий утвердиться в активной жизненной позиции, раскрывающий все многообразие наших прав, свобод и обязанностей.
      Большими правами и свободами наделены граждане первого в мире социалистического государства. Расширение и углубление социалистической демократии — вот смысл того нового, чем отличается Конституция СССР 1977 года от предыдущих советских конституций. Наряду с такими традиционными для граждан советского общества правами, как право на труд, на образование, отдых, социальное обеспечение и т. д., в новой Конституции специально зафиксировано право граждан на участие в управлении государственными и общественными делами. Основными, конституционными правами стали права на жилище, на охрану здоровья. Расширилось содержание права па труд — за счет права на выбор профессии, рода занятий я работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей.
      Одними из этих прав вы уже пользуетесь или можете воспользоваться, например, правом на образование, на жилише, на пользование достижениями культуры, на материальное обеспечение; другими в полном объеме воспользуетесь, когда станете взрослыми. Однако следует помнить о том, что эффективное осуществление прав возможно при соблюдении двух основных условий.
      Первое определяется принципом, сформулированным Марксом и Энгельсом во Временном Уставе 1 Интернационала: «Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав».
      Второе условие заключается в необходимости ясного сознания всеми советскими людьми того, что, как подчеркнул Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР Л. И. Брежнев, «главная гарантия... прав в конечном счете — это мощь и процветание Родины. А для этого каждый гражданин должен чувствовать свою ответственность перед обществом, добросовестно выполнять свой долг перед государством, перед народом»1.
      Следовательно, Конституция, наделив вас, как и всех советских людей, большими социально-экономическими и политическими правами, дала вам и еще одно право, прямо не записанное в ней, но вытекающее из самых сокровенных глубин ее содержания. Об этом праве хорошо сказал известный советский поэт Михаил Дудин: «Есть... еше одно право — в Конституции оно прямо не обозначено, но подразумевается всем ее духом. Условно, для себя, я называю это право — правом на ответственность.
      Когда я читаю: «В соответствии с коммунистическим идеалом «Свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех» государство ставит своей целью расширение реальных возможностей для применения гражданами своих творческих сил, способностей и дарований, для всестороннего развития личности», — когда я читаю эти слова, то думаю о моральной высоте нашего социалистического строя, который воспитал людей с развитым чувством ответственности — людей, устремленных в коммунизм».
      Право на ответственность... Несколько необычно звучит, не правда ли? Ведь право — это допущение, разрешение, дозволение делать то, что хочется, в чем есть потребность, что различные потребности удовлетворяет. А ответственность?
      В академическом «Словаре современного русского литературного языка» слово ответственность объясняется как «возлагаемое на кого-либо или взятое кем-либо обязательство отчитываться в каких-нибудь своих действиях и принять на себя вину за возможные их последствия». Значит, ответственность — это обязательство, это то, что очень близко по смыслу к понятию обязанность. Таким образом, получается на первый взгляд странное словосочетание — право на обязанность.
      Но только на первый взгляд. Если мы вдумаемся в его смысл, окажется, что именно такое соединение двух основных конституционных понятий выражает истинное содержание их диалектического единства.
      Не секрет, что имеются'еще среди нас люди, для которых существует только понятие право, а что касается обязанностей:, то о них эти люди вспоминают в последнюю очередь. «Я имею право и прошу мне обеспечить», — с апломбом заявляют им подобные, ничуть не беспокоясь о том, что осуществлением одних только прав не достигнешь социальной гармонии. Это — одна крайность.
      Другая заключается в том, что иногда отдельные должностные лица очень пристально следят за тем, как работники выполняют свои обязанности, а правам последних должного значения не придают. Отсюда случающиеся еще иногда нарушения трудового законодательства, незаконные увольнения с работы, факты зажима критики и другие проявления бюрократизма, с которыми партия и весь наш народ ведут успешную борьбу.
      По-видимому, бесплодны споры о том, что должно преобладать в жизни человека, в его деятельности как гражданина, активного члена общества, строящего коммунизм, — права или обязанности. Именно право на обязанность, право на ответственность. Право быть нужным народу, товарищам, друзьям, родным. Право нести ответственность за все, что происходит с твоей страной, что происходит в мире. И новая Конституция СССР наделяет каждого из нас этим правом в полной мере.
      Положения Конституции СССР и ответственность. Уже само всенародное обсуждение проекта Конституции показало, насколько ответственно советские люди подошли к делу подготовки Основного Закона страны, к утверждению его Верховным Советом СССР. Свыше 140 миллионов человек приняло участие в обсуждении проекта Советской Конституции. За четыре месяца в Конституционную комиссию, редакции газет, журналов, на радио, телевидение и в другие официальные инстанции поступило от граждан около 400 тысяч предложений о поправках к отдельным статьям. На основе этих предложений внесены изменения в 110 статей проекта и добавлена одна новая статья.
      Такой подъем активности всего народа — свидетельство социальной ответственности советских граждан.
      В преамбуле Конституции сказано, что в СССР построено «общество, законом жизни которого является забота всех о благе каждого и забота каждого о благе всех.
      Это — общество подлинной демократии, политическая система которого обеспечивает эффективное управление всеми общественными делами, все более активное участие трудящихся в государственной жизни, сочетание реальных прав и свобод граждан с их обязанностями и ответствен* ностью перед обществом».
      Значительно расширены в новой Конституции права и обязанности трудовых коллективов. За многое теперь — в соответствии со статьей 8 Основного Закона СССР — ответственны коллективы трудящихся. Здесь и вопросы развития социалистического соревнования, и распространение передового опыта работы, и укрепление дисциплины, и многое другое. Но это не снимает и с каждого из его членов ответственности за укрепление дисциплины, без которой немыслимы свобода и демократия. «...Без дисциплины и прочного общественного порядка демократия неосуществима, — отмечено на XXV съезде КПСС. — Именно ответственный подход каждого гражданина к своим обязанностям, к интересам народа создает единственно надежную базу для наиболее полного воплощения принципов социалистического демократизма, подлинной свободы личности».
      Высокая ответственность возложена Конституцией СССР на государство, его органы. В тексте Основного Закона нередки такие выражения, как «государство заботится...», «государство обеспечивает...», «государство способствует...», «государство охраняет...» и т. д. Беря на себя огромные обязанности, возлагая на свои органы основную ответственность, государство сохраняет за собой право требовать от нас исполнения социальных, юридических, нравственных и других норм, правил. Среди них особое положение занимают юридические, то есть те, которые записаны в форме законов. Они обязательны для исполнения всеми без исключения. Их нарушение влечет за собой наказание, налагаемое государственными или общественными органами.
      Подробнее о юридической ответственности поговорим ниже, а пока постараемся осознать то, что все богатство содержания Советской Конституции, все важнейшие ее стороны — политическая, социальная, нравственная и» другие — имеют силу Основного Закона, гарантированы всей мощью советского социалистического государства, обеспечивают успешное строительство коммунизма — при условии ответственного отношения всех, нас к своим обязанностям.
      Очень валено подчеркнуть то обстоятельство, что со-» держание Конституции пронизано ответственностью за будущее, обращено в будущее. Тут и статьи о политической основе и основе экономической системы С.ССРГ о.б охране и рациональном использовании земли и ее недр, об обязанности беречь природу,, заботиться о сохранении исторических памятников и других ценностей, и положения., которые исполнены заботой о советской семье, о подрастающем поколении, о здоровье советских граждан, о всестороннем развитии личности.
      Реальным проявлением заботы советского общества о молодежи, доверия к ней явилось предоставление молоды ч людям конституционного права избирать и быть избранными в Советы народных депутатов с 18 лет (в Вер-ховный Совет СССР может быть избран гражданин СССР, достигший 21 года).. Таким образом, с 1.8-летнего возраста юноши и девушки нашей страны наделены полной ответственностью за важнейшие государственные дела. Отдавая свои голоса избранникам народа, становясь депутатами Советов, сши принимают участие в управлении политической, экономической, культурной жизнью нашей страны.
      Мы с вами уже отметили, что права и обязанности тесно взаимосвязаны и не существуют одни без других. Всякое право, всякая свобода несут в себе определенные ограничения,, связанные с учетом прав и свобод других. Свобода относительна, ибо ее беспредельность и безграничность для одних, оборачивается крайним сужением свобод других людей Вот почему в статье 39 сказана: «Использование гражданами прав и свобод не должно наносить ущерб интересам общества и государства, правам других граждан». Обратите внимание на этот важнейший конституционный принцип: мы ответственны за то., чтобы наши действия и поступки, рожденные нашей волей, не были вредны обществу, не ограничивали возможностей других людей.
      В широком спектре прав, зафиксированных в Конституции, немало таких, осуществление которых гражданами немыслимо без воспитанного у них глубокого чувства от ветственности. Возьмем, например, право на труд, включающее право на выбор профессии. Конечно, не исключена
      возможность, что кто-то поймет это положение превратно, решит, что теперь можно требовать от общества, государства предоставления любого места работы, любой должности, заинтересовавшей данного гражданина. Это, конечно, не так. Ответственный подход к осуществлению этого права выражается прежде всего в учете общественных потребностей, которые в социалистическом государстве сочетаются с личными потребностями граждан. Выбор профессии, рода занятый и работы должен быть результатом взаимодействия гражданственной, ответственной оценки потребностей страны в людях тех или иных профессий и учета собственных индивидуальных наклонностей, интересов, ориентаций, жизненных планов. Именно таким путем пришли к своему решению трудиться на селе выпускники школ Костромской области, о которых говорил на XVIII съезде ВЛКСМ Л. И. Брежнев: «...Эти вчерашние школьники стали хорошими хлеборобами, животноводами, механизаторами, нашли себя в замечательном, благородном деле. Они создали молодежные коллективы на фермах, овладели новыми профессиями. Многие продолжают учебу. У них уже десятки тысяч последователей в разных концах нашей великой Родины».
      Яркий пример ответственного отношения молодежи к своему гражданскому долгу — работа на всесоюзных комсомольских стройках.
      Основное наполнение понятия втв&тстаенпосль в Конституции составляют обязанности советских людей.
      Можно без всякого преувеличения сказать, что строго, сознательно выполнять .конституционные обязанности — это значит проявлять истинное чувство ответственности — в самом высоком смысле этого слова. «...Неотъемлемым элементом политической культуры является понимание гражданином своей ответственности перед обществом, своего высокого патриотического долга честно и добросовестно трудиться на благо народа, всегда быть готовым к защите революционных завоеваний родины Октября», — подчеркнул Л. И. Брежнев.
      Все мы, живущие на родине Октября, ощущаем себя людьми, наделенными широкими правами. Хорошо сказал поэт Леонид Мартынов:
      ...Знаете, что значит быть свободным?
      Ведь это значит быть за все в ответе!
     
      СООТНОШЕНИЕ МОРАЛЬНОЙ И ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
      Происхождение морали и права. С тех давних пор, как люди начали жить по законам разума, поведение их стало подчиняться нормам и правилам, выработанным ими же самими. Выделившись из животного мира, человек осознал, что одних его собственных желаний, потребностей, стремлений недостаточно для укрепления нормальных отношений в среде сородичей. Желания, стремления отдельных людей нередко идут вразрез с интересами других. Действия по принципу: «Делаю, потому что я сам так хочу» — приводят к постоянным конфликтам, разрешить которые не всегда удается мирным образом.
      Вот почему еще на заре развития рода человеческого люди пришли к пониманию того, что необходимо установить правила отношений между ними, нарушать которые не следует. Эти правила появились постепенно, они воплощали многовековой опыт совместного проживания, тру* довых, семейных, имущественных и иных отношений.
      Этими самыми первыми правилами общежития стали нравы, обычаи, то есть нравственные нормы, в которых нашли отражение представления людей о справедливости, добре, честности, долге. Нарушители этих норм осуждались теми, кто жил с ними вместе.
      С появлением государства отношения людей усложнилились. Правители и знать, крупные собственники, на которых они опирались, стремились закрепить свое господствующее положение, обеспечить себе удобные условия управления простыми людьми, их эксплуатации. Стали более разнообразными отношения в сфере производства товаров и их распределения, имущественные отношения. Простыми, естественными нормами нравственности регулироватъ эти отношения было уже нельзя. Тогда появился новый вид норм — правовых, юридических, обеспечение выполнения которых брало на себя государство. Разуме;
      ется, принимая законы, люди прежде всего опирались на обычаи, нравы. «Лучшие законы рождаются из обычаев», — сказал Ж. Жубер. Эти нормы были зафиксированы в специальных юридических документах — кодексах, уставах, указах и других актах. Государство в лице специальных органов (полиция, суд, прокуратура) заставляло население выполнять нормы права.
      В рабовладельческом обществе, при феодализме и в условиях господства буржуазии мораль и право основывались на эксплуатации человека человеком, подавлении личных прав, были направлены на сохранение господства богатых над бедными. И только при социализме основой нравственных и правовых норм стали интересы трудящихся, всего народа.
      Таким образом, исторически первыми сложились две системы регулирования отношений между людьми — мораль и право. Соответственно им мы можем говорить и о двух видах ответственности — нравственной (моральной) и правовой (юридической).
      В нашей стране построено развитое социалистическое общество.
      В условиях развитого социализма неизмеримо возрастает социальная активность советских людей, степень их участия в управлении производственными, общественными делами. Естественно, увеличивается и ответственность каждого гражданина СССР за порученное ему дело, за все, что происходит в стране.
      Ответственность гражданина СССР, Что входит в понятие «ответственность гражданина СССР»? Конечно, ответственность юридическая и нравственная. Эти виды ответственности — основные, они охватывают все отношения человека с другими людьми, с коллективами, обществом и государством. Суть этих видов ответственности — в строгом следовании в своем поведении и действиях тем нормам, которые существуют либо в форме правовых актов, либо в виде правил и принципов, сложившихся в сознании большинства людей.
      Яснее всего дело обстоит с юридической ответственностью: совершил то, что закон запрещает, или не сделал того, что закон обязывает, — держи ответ.
      В сфере нравственных отношений положение с ответственностью не столь определенно. Мораль нашего общества обязывает нас быть верными идеалам коммунизма,
      Жубер, Жозеф (1754 — 1824) — французский писатель-моралист, автор книг изречений.
      добросовестно трудиться, оыть гуманными, заботливо -и. уважительно относиться к людям, быть интернационалистами, патриотами и т. д. Эти нормы записаны в моральном кодексе строителя коммунизма и служат четким ориентиром в формировании нового человека. Нарушители указанных норм встречают решительное осуждение со стороны товарищей по коллективу, с ними проводится постоянная воспитательная работа.
      Но нигде у нас не записано, что человек обязан совершать подвиги, регулярно жертвовать своим свободным временем ради общественных дел, брать на воспитание сирот... Однако советская действительность дает много примеров подобных поступков.
      ...Больному срочно нужно сделать переливание крови, и десятки людей спешат- в больницу, чтобы безвозмездно отдать свою кровь незнакомому человеку.
      Известный писатель посвящает львиную долю своего времени розыскам неизвестных героев.
      ...Полковник в отставке идет работать на общественных началах воспитателем при домоуправлении.
      ...Молодой шофер, рискуя жизнью, отгоняет подальше от колонны автомобилей загоревшуюся цистерну.
      ...Старый туркменский колхозник* выращивает в пустынном месте тенистый парк, в котором могут отдохнуть утомившиеся от жары путники.
      Это — нравственные поступки? Несомненно. Но давайте подойдем к ним с другой стороны, Допустим, шофер, основываясь на том, что цистерна в любой момент могла взорваться, не стал отгонять ее с дороги. Старому колхознику и в голову, бы не пришло вместо заслуженного отдыха сажать и поливать деревья. Писатель создавал бы свои произведения, надеясь на. то, что всегда найдутся люди, которые извлекут из безвестности имена героических воинов. Имели, бы мы право в этом случае предъ-явить моральные претензии к этим людям? Нет, не имели бы, потому что все это — высшие проявления нравственности, моральной ответственности. Требовать от людей подобных поступков общество не может, но потому, что они не так уж редки, можно судить о тех высоких нравственных идеалах, которыми живет наш народ. Соответствие этим нравственным идеалам — основа моральной ответственности. Подвиг комсомольца Мерзлова, ценою своей жизни спасшего трактор и созревшие хлеба, — яркий пример выполнения морального долга.
      Вы можете встретить понятие «ответственность» в сочетании и с другими определениями: служебная, дисдиплинарная, воинская, политическая... Все эти и другие виды ответственности — в определенной мере разновидности ответственности юридической и нравственной.
      Единство морали и права. Мы с вами побеседуем прежде всего о том, что представляет собой нравственная и юридическая ответственность несовершеннолетних. Но, прежде чем перейти к изложению этих отдельных вопросов, немаловажно проследить, в каком соотношении эти два вида ответственности находятся, что общего между ними и в чем различие.
      •Как мы оценим поступок подростка Бориса К, который сильно избил одноклассника, да к тому же отнял у него деньги? Мы скажем, с,что избивать человека, отнимать то, что ему принадлежит, — безнравственно, это противоречит нашей морали. Но, кроме того, так вести себя запрещает и закон, который называет подобные действия хулиганством с нанесением телесных повреждений, грабежом и предусматривает для тех, кто .'этот закон нарушает, строгую юридическую ответственность.
      Значит, поступок Бориса противоречит как морали, так и праву. Более того, можно сказать, что все действия, которые запрещает право, запрещает и мораль. Хулиганство, избиение, кражи, причинение вреда социалистической собственности, насилие — преступления, которые в то же время грубо нарушают нормы нашей морали.
      Но значит ли это, что все аморальные, безнравственные действия, в свою очередь, противоречат закону? Нет, не значит. Не все то, что осуждает мораль, запрещает закон. Например, если вы нагрубите старшему, солжете товарищу или учителю, вместо того чтобы собирать q классом металлолом, пойдете в кино, вами не заинтересуется следователь или судья и на комиссию по делам несовершеннолетних вас не вызовут. Но с точки зрения морали вы заслуживаете строгого осуждения со стороны товарищей, учителей, родителей. Если же подобные нарушения норм нравственности войдут в привычку, это может привести и к правонарушению. Судебная практика свидетельствует, что большинство осужденных пришло к преступлению через постоянные нарушения норм морали, правил социалистического общежития.
      Из этих примеров можно сделать вывод, что мораль и право тесно связаны между собой, взаимно дополняют друг друга. тПрдво обеспечивает осуществление требований нравственности, а цравственностъ способствует более строгому выполнению правовых норм.
      Различия между моралью и правом. И право и мораль — совокупность норм, регулирующих общественные отношения. Каковы же различия между правом и моралью?
      Мораль охватывает все общественные и личные отношения, тогда как право регулирует лишь наиболее важные, затрагивающие существенные интересы людей и общества.
      Нормы права закреплены в законах, а моральные правила складываются постепенно в общественном сознании.
      В случае нарушения правовых норм ответственность возможна в виде государственного принуждения или общественного воздействия, а игнорирование требований нравственности чревато моральным осуждением общества, коллектива или отдельных лиц. Причем длительность срока правовой ответственности ограничивается периодом, четко обозначенным в законе, а моральная ответственность нередко продолжается и за пределами срока, предусмотренного законом. Очевидно, что человеку, совершившему циничное насилие над женщиной, будет стыдно смотреть людям в глаза и после того, как он отбудет соответствующее наказание по закону. Недаром еще Вольтер1 говорил: «Угрызение совести есть единственная добродетель, остающаяся у преступников».
      Нормы закона становятся обязательными регуляторами поведения человека сразу после их появления, а моральные принципы начинают влиять на поведение человека после того, как он осознает их, сделает частью своего сознания.
      Рассмотрим соотношение морали и права, нравственной и юридической ответственности на примере конкретной ситуации.
      Вспомните содержание фильма «Берегись автомобиля». Скромный молодой человек Юрий Деточкин, бывший шофер, а ныне агент Госстраха, очень ловко крадет автомобили у расхитителей общественной собственности и спекулянтов, которым до поры удается избежать ответственности, предусмотренной законом. Украденные автомобили он продает, а вырученные деньги перечисляет детским домам.
      Следователь Подберезовиков, участвующий вместе с
      1 Вольтер (А р у э), Мари Франсуа (1694 — 1778) — французский писатель, философ, историк, крупнейший деятель французского Просвещения XVIII века. Автор произведений «Философские письма», «Орлеанская девственница», «Кандид, или Оптимизм», «Простодушный» и др.
      Деточкиным в работе драмкружка, разоблачает его, но, убедившись в бескорыстии Деточкина, прекращает дело. Когда же Деточкин по ошибке «реквизирует» автомашину у достойного человека, Подберезовиков решает его арестовать. Однако, поскольку между ними уже завязались дружеские отношение, Подберезовиков отказывается от ведения дела. Во время одной из своих поездок на краденом автомобиле Деточкин оказывает помощь милиционеру, у которого сломался мотоцикл. Несколько позже, получив сообщение, что его спаситель — угонщик автомобилей, милиционер пытается задержать Деточкина.
      Итак, ситуация, что и говорить, необычная, сложная, запутанная. Правильно ли поступил герой фильма Юрий Деточкин? Однозначно на этот вопрос не ответишь. В поведении героя фильма есть моменты, которые нам симпатичны, но целиком одобрить его мы не можем. Попробуем оценить поступки Деточкина и других героев фильма с точки зрения морали и права.
      Несомненно, нравственно, ответственно стремление Деточкина бороться с расхитителями, спекулянтами. Однако он борется с ними неправильными методами, нарушая уголовное законодательство.
      Его решение перечислять деньги детским домам нравственно. Но получает он эти деньги, совершая преступления, продавая краденые автомобили, поступая безнравственно.
      Следовательно, для достижения даже самой высокой, нравственной цели нельзя пользоваться сомнительными (а тем более противоправными) средствами. Это обесценивает моральное содержание цели. Цель не оправдывает средства. Закон нельзя нарушать, какими бы высокими моральными мотивами человек при этом ни руководствовался.
      Итак, с точки зрения морали мы можем понять Деточкина, ведущего активную борьбу с ворами и спекулянтами, «перераспределяющего» незаконно полученные ими средства детям. Но с точки зрения закона он — преступник, хотя мотивы совершения им преступления дают основание для смягчения его ответственности. В ситуации помощи милиционеру Деточкин показал себя как высоконравственный человек, проявив такие моральные черты, как отзывчивость, благородство, сочувствие пострадавшему, готовность отказаться от личной выгоды ради интересов другого человека. Но когда милиционер некоторое время спустя попытался .его задержать, наш герой опять
      нарушил закон, отказавшись подчиниться представителю власти.
      Какую оценку с точки зрения моральных и правовых норм можно дать расхитителям, спекулянтам, с которыми, борется герой .фильма? Совершенно очевидно, что их действия и аморальны, и преступны.
      .Поведение милиционера ‘может служить примером нравственности в сочетании с верностью служебному долгу. Испытывая симпатию и благодарность к Деточкину, готовый, в свою очередь, оказать ему всяческую помощь и содействие, милиционер тем не менее, узнав, что перед ним — правонарушитель, исполняет свою .обязанность пресечь правонарушение, задержать нарушителя закона.
      Можем ли мы оправдать первоначальное решение следователя Подберезовикова освободить Деточкина от юридической ответственности? Подберезовиков принял это решение, находясь под обаянием личности Деточкина, был восхищен его бескорыстием. С позиции правовых требований следователя оправдать нельзя. В строгом соответствии с законохм он должен был .провести расследование. Однако Подберезовиков впоследствии исправил свою ошибку, возбудив уголовное дело. При .этом он проявил себя безупречно с точки зрения моральной, устранившись от.ведения следствия по делу своего знакомого, чтобы обеспечить максимальную объективность следствия.
      Вот как иногда непросто переплетаются элементы моральной и юридической ответственности в реальной действительности.
      'Или такой пример. Шофер, совершая незаконный рейс, задержался в поселке, куда отвозил груз. Его «угостили». В это время с одной из жительниц поселка случилась беда — острый приступ аппендицита. До ближайшей больницы несколько десятков километров. ?Что делать? Обратились к шоферу: «Помоги». Тот стал отказываться: первый же встречный сотрудник ГАИ отберет права за вождение машины в нетрезвом виде, да к тому же вскроется незаконное использование транспорта в личных целях. Но жизнь женщины была под ьугрозой, - и, чтобы спасти ее, шбфер решил ехать, отказавшись от денег, которые предлагали ему родственники женщины.
      Больная вовремя получила медицинскую помощь, но на обратном пути шофер совершил аварию, и его правонарушения были вскрыты.
      Родственники женщины, многие жители поселка пришли в райотдел внутренних дел защищать (шофера. Они говорили, что шофер не виноват, что он.совершил благородный поступок. Инспектор же с:оял на том, что шофер допустил явные правонарушения и должен нести за них ответственность. Можно спорить о том, чья позиция правильнее? Можно понять жителей поселка, шофера. Несомненное основание имеет под собой и позиция инспектора. Случай этот сложен тем, что даже с точки зрения морали поведение шофера противоречиво. До поездки с женщиной, до этого явно благородного поступка действия шофера были аморальны (и противоправны): он обманул свой колхоз, в корыстных целях использовал колхозный грузовик, после этого употребил спиртные напитки,.. Цепь отклонений от нравственных и правовых норм привела к тому что, даже совершая высоконравственный поступок, ему пришлось совершить правонарушение (сесть за руль в нетрезвом виде). Такова логика связи норм морали и права, их жесткой взаимозависимости.
      На первый взгляд может показаться, что правовые нормы более строги к человеку, чем моральные. Но это не так. Юридическая ответственность строга, потому что ее несут люди, совершающие более серьезные действия, чем нарушения моральных норм. Вместе с тем моральная ответственность, суд собственной совести могут быть в некоторых случаях сильнее, чем осуждение по закону. «Стыд запрещает порою то, чего не запрещают законы». С этим-высказыванием Сенеки трудно не согласиться. Возьмем’ такой пример: водитель, не успев затормозить, наехал на1 пешехода, неожиданно выскочившего на проезжую часть улицы. В результате человек скончался: Поскольку наезд невозможно было предотвратить и трагедия-произошла по вине самого потерпевшего, водитель освобождается от-юридической ответственности (за отсутствием состава преступления). Но разве может быть у него спокойна совесть, если он осознает, что — пусть и невиновно, но лишил жизни человека?
      Подчас невоспитанность нравственных чувств, неверные представления о моральных правилах (в сочетании с пра-| вовой-безграмотностью) обусловливают несогласие некоторых граждан с приговором суда.
      ...Слушается дело о злостном хулиганстве подростков. В зале судебного заседания родственники и друзья подсудимых. Суд оглашает приговор: лишение свободы... И тут с места раздаются возгласы: «Слишком сурово, они же пе хотели! Подумаешь, подрались, — на то и ребята...» и т. а. Такая нравственная нетребовательность способна лишь дезориентировать оступившихся, поощрить их на совершение подобных же поступков в будущем.
      Довольно распространенным примером неправильного понимания соотношения права и морали в социалистическом обществе является мнение отдельных граждан, чго ужесточение уголовного наказания способно стать эффективной мерой искоренения преступлений. Ошибочность этого мнения заключается не столько в том, что история свидетельствует: никогда жестокостью наказания не удавалось изжить преступность, сколько в игнорировании гуманной, высоконравственной природы советского законодательства, нормы которого строго соответствуют нравственной атмосфере нашего общества, в котором воспитательные меры преобладают над мерами устрашения.
      Сопоставление, сравнение морали и права отнюдь не означает противопоставления морали праву. Единство нравственных и юридических норм нашего общества исключает всякие попытки оправдать беззаконие псевдомораль-ными соображениями (слабоволием, горячностью, незрелостью, неосведомленностью и т. д.). Противопоставление морали праву характерно для эксплуататорского общества, в котором действительно законы нередко входят в противоречие с простыми нормами нравственности, руководствуясь которыми живут трудящиеся. Простые люди с недоверием относились к суду, к праву в целом. Они ощущали его как нечто, стоящее вне реальных условий их существования, стремились нравственно оправдать преследуемых по суду. Среди русских крестьян, например, не считалась безнравственной порубка деревьев в лесу, принадлежавшему помещику, хотя закон запрещал делать это. Этот факт отметил Л. Н. Толстой. Он писал, что крестьянин считает смертным грехом кражу у такого же, как он сам, бедняка, но не задумываясь обворовывает помещика, потому что тот чужд ему. Именно в эпоху феодального и капиталистического рабства родились «антиправовые» поговорки вроде: «Закон — что дышло: куда повернешь, туда и вышло».
      ГАораль и право в обществе развитого социализма. После победы Великой Октябрьской революции характер соотношения морали и права коренным образом изменился: «Простые нормы нравственности и справедливости, которые при господстве эксплуататоров уродовались или бесстыдно попирались, коммунизм делает нерушимыми жизненными
      правилами как в отношениях между отдельными лицами так и в отношениях между народами».
      Сила и убедительность социалистического права основывается, в частности, на соответствии нормам морали нового общества, и, с другой стороны, авторитет и действенность нравственных принципов социализма увеличиваются благодаря тесной связи с юридическими нормами.
      Чтобы проиллюстрировать это, сравним содержание отдельных положений двух документов, в которых нашли отражение основные моральные и правовые принципы общества развитого социализма. Документы эти — моральный кодекс строителя коммунизма и Конституция СССР.
     
      Моральный кодекс строителя коммунизма
      (нравственные принципы)
      Преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма.
      Добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест,
      Забота каждого о си-хранении и умножении общественного достояния.
      Высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов.
     
      Конституция СССР
      (нормы конституционного права)
      Гражданин СССР обязан оберегать интересы Советского государства, способствовать укреплению его могущества и авторитета (из ст. 62).
      Обязанность и дело чести каждого способного к труду гражданина СССР — добросовестный труд в избранной им области общественно полезной деятельности, соблюдение трудовой дисциплины. Уклонение от общественно полезного труда несовместимо с принципами социалистического общества (ст. 60).
      Гражданин СССР обязан беречь и укреплять социалистическую собственность.
      Долг гражданина СССР — бороться с хищениями и расточительством государственного и общественного имущества бережно относиться к народному добру (из ст. 61).
      Граждане СССР обязан ны заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами социалистического общества (из ст. 66).
      Долг каждого гражданина СССР — уважать национальное достоинство других граждан, укреплять дружбу наций и народностей Советского многонационального государства (ст. 64).
      Интернациональный долг гражданина СССР — содействовать развитию дружбы и сотрудничества с народами других стран, поддержанию и укреплению всеобщего мира (ст. 69). Из: сопоставления ©тих положений морального кодекса и Основного Закона СССР видно, что принципы, отраженные: в моральном кодексе, обеспечиваются нормами конституционного- права, высоким авторитетом Основного Закона нашей страны. Положения Конституции СССР, воплощающие главные нравственные принципы социалистического общежития, служат для советских людей ориентиром в выработке нравственных взглядов и убеждений.
      ИЪторические перспективы нравственных и правовых норм неодинаковы: «В процессе перехода к коммунизму все более возрастает роль нравственных начал жизни общества, — отмечено в Программе КПСС, — расширяется сфера действия морального фактора и соответственно уменьшается значение административного регулирования взаимоотношений между людьми»
      В развитом коммунистическом обществе мораль сохранится. Ее нормы станут совершеннее, она упрочит свои позиции и, слившись с правом-, станет основным регулятором поведения людей.
      Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей.
      Дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной, и расовой неприязни.
      Братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами.
      KOHEЦ ГЛАВЫ И ФPAГMEHTA КНИГИ

 

 

 

От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.