На главнуюТексты книг БКАудиокниги БКПолит-инфоСоветские учебникиЗа страницами учебникаФото-ПитерНастрои СытинаРадиоспектаклиКнижная иллюстрация





Библиотечка «За страницами учебника»
Справочник судомоделиста, часть 2. Целовальников А. С. — 1981 г.

Алексей Серееевич Целовальников

СПРАВОЧНИК СУДОМОДЕЛИСТА

ЧАСТЬ 2: ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ИЗГОТОВЛЕНИЕ
САМОХОДНЫХ МОДЕЛЕЙ КОРАБЛЕЙ И СУДОВ

*** 1981 ***


DjVu




 

PEKЛAMA

Заказать почтой 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD.
Подробности >>>>


      Судомодельный спорт стал одним из популярнейших видов детского технического творчества. В школах, Дворцах пионеров, ДЮСТШ, морских клубах ДОСААФ им занимаются более 120 тыс. человек.
      Много детей, а также и взрослых отдают свое свободное время созданию моделей кораблей и судов различных классов. Занимаясь судомоделированием, молодежь приобретает разносторонние знания, знакомится с основами морского дела и судостроения. Постройка моделей и движителей к ним способствует развитию трудовых навыков, конструкторской мысли, воспитывает стремление к творчеству и экспериментированию. Многие судомоделисты становятся затем моряками, офицерами ВМФ, конструкторами и строителями настоящих кораблей.
      Но судомодельный спорт не был бы спортом в подлинном смысле, если бы он ограничивался лишь изготовлением моделей. Спорт — это соревнование, состязание творческой мысли и технического мастерства. Выявить, чья модель лучше, маневреннее, быстроходнее можно, только участвуя в соревнованиях. В нашей стране соревнования по судомодельному спорту регулярно проводятся о 1949 г.
      В 1963 г. судомодельный спорт вошел в Единую всесоюзную спортивную классификаций). G этого времени подготовлено почти 350 мастеров спорта СССР и около 40 мастеров спорта СССР международного класса.
      В 1964 г. для руководства судомодельным спортом была создана Федерация судомодельного спорта СССР, которая в 1966 г. вошла в Европейское Объединение судомоделизма и судомодельного спорта (НАВИГА). Эта организация была основана в 1959 г. в городе Базеле (Швейцария) и первоначально объединяла лишь национальные организации судомоделистов Австрии, Бельгии, ФРГ и Швейцарии. Несколько позже в НАВИГА стали вступать и другие национальные федерации Европы. В настоящее время членами организации судомоделизма и судомодельного спорта НАВИГА являются 22 страны Европы. С 1977 г. НАВИГА из европейской организации превратилась в мировую.
      Советские судомоделисты успешно выступают в чемпионатах Европы и мира по судомодельному спорту. Так, дважды чемпионами Европы становились П. Николаев и Г. Калистратов, а чемпионами мира стали С. Назаров (Таганрог) и А. Норкин (Ленинград).
      Регулярно проводятся и встречи команд социалистических стран, Успехи советских спортсменов — это свидетельство внимания к судомодельному спорту со стороны тех организаций, в ведении которых он находится, в том числе и ДОСААФ. Однако дальнейшее развитие судомоделизма требует не только совершенствования технологии и материалов для изготовления моделей, но и более широкого обеспечения спортсменов, особенно начинающих, наглядными, учебно-методическими и справочными пособиями.
      В 1978 г. был издан «Справочник судомоделиста», который знакомил с изготовлением корабельных устройств и дельных вещей моделей кораблей. Предлагаемый справочник является его продолжением и отвечает на ряд новых вопросов: как спроектировать модель корабля, из чего лучше построить корпус модели, как рассчитать и изготовить гребной винт, какие двигатели и источники тока применяются для приведения модели в движение. Кратко рассказано о всех видах вооружения корабля: артиллерийском, ракетном, торпедном, минном, противолодочном и штурманском.
     
      ОГЛАВЛЕНИЕ
     
      Введение 3
      Глава 1, Спортивные моделей кораблей и судов 5
      § 1. Классификационные требования, предъявляемые к моделям 5
      § 2. Измерение площади парусов у моделей яхт 9
      § 3. Международная классификация моделей кораблей и судов 10
      § 4. Оснастка моделей яхт 12
      § 5. Организация и подготовка соревнований 21
      Глава II. Выбор главных размерений модели и создание теоретического чертежа 24
      § 6, Выбор главных размерений модели 24
      § 7. Создание теоретического чертежа 29
      Глава III, Технология изготовления моделей кораблей 37
      § 8. Материалы и их обработка 37
      § 9, Клеи, применяемые в судомоделировании 38
      § 10, Способа изготовления корпусов моделей 41
      § 11. Окраска моделей 49
      Глава IV. Расчет, изготовление и подбор гребного винта к модели корабля 53
      § 12. Что надо знать о гребном винте? 53
      § 13. Основные элементы и геометрические соотношения гребного винта 58
      § 14. Примерный расчет гребных в?интов 61
      § 15. Технология изготовления гребных винтов 63
      § 16. Определение шага гребного винта 69
      § 17. Подбор гребного винта к модели 70
      Глава V. Двигатели и источники тока для моделей кораблей 72
      § 18, Простейшие двигатели 72
      § 19, Электродвигатели 74
      § 20. Двигатели внутреннего сгорания 79
      § 21 Топливные смеси 83
      § 22. Редукторы 84
      § 23. Источники тока для моделей кораблей 94
      Глава VI. Вооружение корабля и приборы кораблевождения 105
      § 24. Артиллерийское вооружение 105
      § 25. Ракетное оружие боевых кораблей 111
      § 26, Торпедное вооружение 118
      § 27. Минное оружие 119
      § 28. Средства борьбы с подводными лодками 121
      § 29. Средства наблюдения и связи 125
      § 30. Штурманское вооружение 127
      Приложение 131
      Литература 140
     
      Глава I
      СПОРТИВНЫЕ МОДЕЛИ КОРАБЛЕЙ И СУДОВ
      Спортивная модель создается для того, чтобы участвовать с нею в соревнованиях. Поэтому, прежде чем приступить к ее постройке, судомоделисту нужно хорошо ознакомиться с требованиями, которые предъявляются к модели в Правилах соревнований по судомодельному спорту.
      § 1. КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К МОДЕЛЯМ
      Моделью корабля или судна называется его копия, по-строенная в определенном масштабе.
      Классом моделей называется принятое в данной классификации условное объединение типов моделей. Оно составлено по принципам' классификации кораблей Военно-Морского Флота, судов морского и речного флотов СССР.
      Самоходной называется модель корабля (судна), построенная с максимальной деталировкой на палубах и надстройках, мостиках и мачтах и снабженная любым двигателем для перемещения по воде с масштабной или наибольшей скоростью.
      Масштаб модели надводного корабля (судна) выдерживается как в отношении ее линейных размеров, так и в отношении водоизмещения и скорости. Водоизмещение и скорость модели должны находиться в следующей зависимости от масштаба:
      где DM — водоизмещение модели, кг;
      DK — водоизмещение корабля (судна)-прототипа, кг;
      Я. — масштабное число; vM — скорость модели, м/с; vK — скорость корабля-прототипа, узлы; vc — скорость судна-прототипа, км/ч.
      Соотношение главных размерений и коэффициентов полноты моделей также не должно отличаться от главных размерений и коэффициентов полноты кораблей и судов-прототипов.
      Модель по своему внешнему виду, форме, окраске и числу движителей должна соответствовать прототипу.
      На самоходных моделях должны быть показаны следующие основные детали:
      конструктивная ватерлиния, обозначенная краской, маркировкой или другими способами по всей длине корпуса с каждого борта;
      марки углубления и грузовые марки, которые обозначаются на миделе, носовом и кормовом перпендикулярах с каждого борта; привальные брусья, выстрелы, флаги, сирена и рында; надстройки, рубки, мостики, трубы, палубы, люки, двери, комингсы, иллюминаторы, трапы, поручни, леерное ограждение, рангоут и такелаж;
      артиллерийское, торпедное, минное, ракетное, тральное, радиолокационное вооружение, средства радиосвязи и приборы управления стрельбой;
      штурманское вооружение, корабельные огни, размещенные на мостиках, мачтах и палубах;
      корабельные судовые устройства: якорное, швартовное, буксирное, шлюпочное, спасательное, грузовое и рулевое;
      детали судовых систем: раструбы, грибки, краны и шланги пожарной системы;
      седловатость (продольная погибь палубы) делается обязательно; поперечную погибь, ватервейсы, шпигаты (за исключением штормовых), выходные отверстия систем, листы обшивки, бронирование бортов, рубок и палуб показывать не обязательно;
      на моделях спасательных судов, промысловых, технических, экспедиционных, служебных и т. п. обязательно изображаются все детали и изделия, характерные для данного класса или типа судна.
      Установка гироскопов, компасов и каких-либо других стабилизирующих устройств на самоходных моделях для удержания их на курсе не разрешается.
      Выбор элементов гребных винтов и рулей делается по усмотрению моделиста, однако диаметр гребного винта можно увеличивать максимум в 1,5 раза по сравнению с масштабным, а площадь рулей — в 2 раза. Дополнительные рули не разрешаются.
      Модель должна быть оборудована автоматом (таймером) для отключения двигателя после прохождения линии финиша.
      Осадка модели, измеренная по миделю, может быть увеличена не более чем на 10% к масштабной осадке.
      Тип двигателя можно выбрать любой, независимо от типа двигателя корабля-прототипа.
      Скоростной кордовой называется модель любой конструкции, снабженная двигателем внутреннего сгорания для достижения наивысшей скорости. Кордовая модель движется на корде (тросе) по окружности.
      Конструкция моделей может быть произвольной, обычно это модель трехточечного глиссера.
      Все кордовые скоростные модели оснащаются уздечкой и ушком для крепления корда. Длина уздечки должна быть 1220 мм, считая от диаметральной плоскости модели до ушка уздечки.
      Для работы двигателя внутреннего сгорания (кроме компрессионного) применяется только стандартная горючая смесь, состоящая из 80% метилового спирта и 20% касторового масла, или 75% метилового спирта и 25% касторового масла.
      Следует помнить, что метиловый спирт (метанол) ядовит.
      Такой состав горючей смеси применяется и для скоростных управляемых моделей с двигателями внутреннего сгорания.
      Качество горючей смеси должно быть следующее:
      метанол (ГОСТ 6995—67);
      масло касторовое техническое рафинированное первого сорта
      (ГОСТ 6757—73) или медицинское (ГОСТ 18102—72).
      На школьных соревнованиях применяются только компрессионные двигатели внутреннего сгорания.
      Двигатели внутреннего сгорания должны быть снабжены глушителями, резонансными трубами или другими подобными устройствами, чтобы не создавать шум более 80 децибел. На соревнованиях уровень шума замеряют специальным прибором — шумомером.
      Управляемой на расстоянии называют модель, способную маневрировать и производить другие действия на воде по любым сигналам (радио, световым и гидроакустическим), подаваемым с берега посредством беспроволочной связи.
      Управляемые модели фигурного курса, подлежащие стендовой оценке, по своему внешнему виду, форме и окраске должны соответствовать прототипу корабля. На них, как и на самоходных моделях, должны быть показаны все основные детали. Дополнительные винты, рули и подруливающие устройства делать разрешается, но только в тех случаях, если они есть на данном судне-прототипе.
      Для скоростных управляемых, скоростных моделей фигурного курса конструкции и масштаб могут быть произвольными.
      Напряжение источника тока, питающего электромотор, должно быть не более 42 В без нагрузки. Длина модели любого класса не должна превышать 2500 мм.
      Самоходные модели военных кораблей, гражданских судов и подводных лодок строятся в одном из следующих масштабов: 1 : 10, 1 : 15, 1 : 20, 1 : 25, 1 : 50, 1 : 75,1 : 100, 1 : 200, 1 : 250, 1 : 300, 1 : 400, 1 : 500.
      Только при выполнении требований классификации построенные модели кораблей и судов могут быть допущены к соревнованиям.
      Моделью парусной яхты называется модель, использующая для своего движения энергию ветра, воспринимаемую парусами. Постройка моделей парусных яхт производится с соблюдением определенных правил.
      Модель яхты класса «Д-М». Максимальная дчина модели должна быть 1270 мм + 6 мм. Размер кранца на носу модели не включается в общую длину, однако кранец не должен выступать более чем на 12,7 мм.
      Площадь парусности, без спинакера не должна превышать 0,516 м2 (5160 см2).
      Ширина, осадка, высота надводного борта, водоизмещение и масса балласта не ограничиваются.
      Дощечки фаловых углов у основания должны быть не шире 19 мм.
      Высота крепления штага над палубой не должна составлять более 80% от высоты, на которой расположена над палубой дощечка фалового угла грота.
      Количество лат на гроте должно быть не более четырех, а на стакселе — не более трех; устанавливаются они примерно па равном расстоянии друг от друга. Длина лат грота — не более 101,6 мм, стакселя — не более 50,8 мм. Спинакер без спинакер-гика не разрешается. Его длина, измеренная от середины мачты до нока спинакер-гика, не должна превышать 380 мм.
      Диаметр мачты и рангоута должен быть не более 19 мм.
      Одновременная постановка двух гротов не разрешается.
      Запрещены подвижные кили, средние боковые и скуловые шверты; бушприты, выступающие над водой рули, выносные поплавки, двойные или многосоставные корпуса.
      Модель яхты класса «Д-10» строится по формуле;
      т. е. отношение произведения длины ватерлинии в сантиметрах на площадь парусности в квадратных сантиметрах к 98 313 не должно быть более 10.
      Максимальный диаметр мачт, гиков и бушпритов не должен превышать 25,4 мм. Мачты, гики и бушприты не учитываются при измерении площади парусов.
      Количество лат на гроте должно быть не более четырех; латы устанавливаются примерно на равном расстоянии друг от друга; длина средних лат не более 178 мм, крайних — не более 127 мм. В переднем парусном треугольнике разрешается устанавливать три латы длиной не более 127 мм, также на равном расстоянии друг от друга.
      Ширина фаловой дощечки 25,4 мм.
      Ширина, осадка, водоизмещение, высота мачты и масса балласта не ограничены.
      Одновременная постановка двух гротов не разрешается.
      Запрещены подвижные кили, средние, боковые и скуловые шверты, сменные или выступающие над водой рули, плавники без скругленного перехода к корпусу, незакрепленный или изменяемый балласт. Спинакер не разрешается без спинакер-гика. Его длиаа не должна превышать длину (L) переднего парусного треугольника, измеренную от середины мачты до нока-спинакер-гика.
      Форма и конструкция модели яхты класса «Д-Х» может быть произвольной. Разрешаются двойные поплавки или многосоставные корпуса (катамараны)
      Площадь парусности без спинакера не должна превышать 0,5 м2 Спинакер разрешается, но не обмеряется. Спинакер-гик должен быть не длиннее 400 мм.
      Модель яхты класса «П». Длина модели 750 ± 500 мм, ширина не более 150 мм, осадка не более 190 мм.
      Высота надводного борта (средняя) не менее 40 мм.
      Площадь парусности не должна превышать 0,2 м2.
      Количество лат на гроте должно быть не более четырех, а на стакселе — не более трех; устанавливаются они примерно на равном расстоянии друг от друга. Длина лат стакселя не более 30 мм; грота средних — не более 80 мм, крайних — не более 60 мм.
      Ширина основания дощечек фаловых углов должна быть не более: на гроте 15 мм, на стакселе 12 мм.
      Высота парусного вооружения от палубы — не более 950 мм.
      Высота переднего парусного треугольника от палубы — не более 750 мм.
      Модель яхты класса «Ш» имеет ограничения только для ее длины (не более 500 мм) и площади паруса (не более 0,1 м2).
      Классификационные требования к управляемым моделям парусных яхт такие же, как и к обычным моделям парусных яхт.
      KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ

 

 

На главнуюТексты книг БКАудиокниги БКПолит-инфоСоветские учебникиЗа страницами учебникаФото-ПитерНастрои СытинаРадиоспектаклиДетская библиотека

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru