Иван Андреевич Крылов и его басни
Великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова наш народ издавна зовёт дедушкой Крыловым. У его памятника в Летнем саду, в Ленинграде, всегда на площадке играет детвора, рассматривает с большим вниманием сидящего в кресле задумавшегося поэта, искусно изображённых героев его басен — разных зверей и птиц, знакомых каждому ребёнку.
Да, мы с детства, со школьной скамьи, а то ещё и до школы, знакомимся с крыловскими баснями.
Иван Андреевич Крылов был не только баснописцем. Он писал стихи, водевили, издавал журнал. Но сильнее всего его талант проявился в баснях.
И до Крылова писали басни, и писали не так плохо — Сумароков, Хемницер, Дмитриев, но Крылов писал басни лучше их всех. Он писал так просто, так доходчиво, так по-народному, что каждый легко запоминает их чудесный русский язык, узнаёт русский характер. Плохое или хорошее изображено в этих баснях кратко, сильно, с такой ясностью, что видишь всех, кто выведен в басне.
В своих баснях он показывал, как упорный труд, скромность, прилежание, честность — главное в жизни, что ум и храбрость возьмут верх над невежеством и трусостью.
Одиночка, который не хочет жить вместе со всеми трудящимися людьми, похож на дерево, которое просило вырубить весь лес вокруг него, чтоб оно могло любоваться только собой. Трудолюбивая пчела всегда является в баснях окружённая почётом. Когда орёл упрекает пчелу, что она трудится целый век, чтобы умереть безвестной со всеми наряду, а он, орёл, носится под облаками, всюду разнося страх, пчела ему отвечает:
...родясь труды для общей пользы несть,
Не отличать ищу свои работы,
Но утешаюсь тем, на наши смотря соты,
Что в них и моего хоть капля мёду есть.
(«Орёл и Пчела»}
Эти незаметные труженики, с утра до ночи работающие для того, чтобы процветало отечество, велики в своей непрерывной созидательной работе. И, когда богатые лентяи и бездельники хвастаются своей роскошной жизнью, своим богатством, из глубины земли раздаётся голос, «залепетавшим» листьям говорящий:
«Мы те, —
Им снизу отвечали, —
Которые, здесь роясь в темноте,
Питаем вас. Ужель не узнаёте?
Мы — Корни дерева, на коем вы цветёте...»
(«Листы и Корпи»)
В государстве должна быть достигнута полная стройность действия всех частей государственного механизма. Только тогда оно становится непобедимым. В басне «Пушки
и паруса» Крылов говорит о такой державе, в которой премудры все части.
Если же это не так, то булат — боевой меч, который годен для битвы, для защиты отечества,— будет употреблён для рубки сучьев или для того, чтоб им кололи лучину («Булат»).
В басне «Слон на воеводстве» он изображает плохого правителя, о котором говорит: «Кто знатен и силён, да не умён, так худо, ежели и с добрым сердцем он». С народа чиновники дерут три шкуры, а правитель ничего по слепой доброте своей не видит.
Невежды, которые не хотят понять пользу многих вещей, ложные учёные подобны обезьяне, которая разбила очки, потому что не знала, что с ними делать, как их носить.
Обращает внимание Крылов и на бесплодный труд, от которого нет никому пользы.
Так хвалится иной, что служит сорок лет,
А проку в нём, как в этом Камне, нет.
(«Камень и Червяк»)
Восхваляя всё благородное, бичуя всё низкое, Крылов отмечает ударами своего сильного стиха трусов и предателей :
Когда боится трус кого,
То думает, что на того Весь свет глядит его глазами.
(«Мышь и Крыса»)
Басни Крылова были широко известны и при его жизни. Крылов показал нам целый зверинец в своих баснях. Но под видом животных он изображал людей. За этими львами, лисицами, воронами показывал он человеческие характеры, смеялся то зло, то мягко над недостатками людей. Он осмеи-
вал и осуждал пороки и злоупотребления царских чиновников, угнетавших народ. Они были всегда на стороне богачей.
«У сильного всегда бессильный виноват...» Суд, где заседает лиса, очень хорошо напоминает царский суд. Соловей в когтях у кошки — тоже достаточно красноречивая картина.
Поэтому крыловские басни доходили до самых дальних краёв царской России. Недаром в 1838 году, на юбилее баснописца, поэт В. А. Жуковский сказал, что если бы можно было пригласить на этот юбилей всю Россию, то она вся бы пришла, потому что она знает и любит Крылова. Это была правда.
Крылов с таким искусством изображал в своих стихах зверей, что они были как живые; посмотрите, как изображён волк, застигнутый на псарне:
Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом.
Зубами щёлкая и ощетиня шерсть,
Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть...
(«Волк на псарне»)
А как нарисован лев, разъярённый до бешенства:
Вздурился Лев,
Престрашный поднял рев,
Скрежещет в ярости зубами И землю он дерёт когтями.
От рыка грозного окружный лес дрожит.
Страх обнял всех зверей; всё кроется, бежит:
Отколь у всех взялися ноги,
Как будто бы пришёл потоп или пожар!
И кто ж? — Комар Наделал столько всем тревоги!
(«Лев и Комар»)
Крылов умел в двух строках показать целый характер:
Какой-то Муравей был силы непомерной...
И даже хаживал один на паука.
(«Муравей»)
Этой строкой восхищался сам Александр Сергеевич Пушкин.
Стихи крыловских басен написаны так просто, что школьник, только что постигший грамоту, и человек взрослый одинаково чувствуют, как правдиво, метко, интересно они написаны.
Строки крыловских басен давно уже стали пословицами и поговорками, они вошли в обиходную речь. Вспомним только самые привычные: «А Ларчик просто открывался», «Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку», «А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь», «Слона-то я и не приметил», «Недаром говорится, что дело мастера боится», «Сильнее кошки зверя нет», «Ай, Моська! знать она сильна, что лает на слона». Много их, зтих мудрых крыловских слов, которыми мы пользуемся ежедневно.
Недаром Пушкин находил в баснях Крылова отличительные свойства нашего народа: «весёлое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться». Гоголь называл эти басни притчами, он так и писал про басни Крылова: «Его притчи — достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа».
Великий Ленин пользовался в своих выступлениях яркими крыловскими строками.
Имя Крылова стоит в первых именах любимых народных поэтов. Художники посвятили его басням множество рисунков, музыканты положили на музыку многие тексты.
Басни Крылова проникли и за рубеж нашей страны, и дедушка Крылов стал известен и в Англии, и в Америке, и в других странах наряду с великими баснописцами древности и новых времён.
До сегодняшнего дня живы крыловские образы и широко известны в быту, их знают сейчас по всей Советской стране.
С того дня, когда Крылов написал их, прошло больше ста лет, а басни Ивана Андреевича Крылова живут, их знает, любит и ценит весь советский народ. Они не могут состариться, потому что настоящие, поэтические сильные и правдивые слова не стареют. Они становятся достоянием всего народа.
В феврале 1969 года будет праздноваться двухсотлетие со дня рождения Ивана Андреевича Крылова. В дни этого славного юбилея его басни прозвучат на всех языках народов Советского Союза, потому что он известен всем: и старым и малым.
И сегодня в советской школе дедушка Крылов занимает своё почётное место и снова рассказывает школьникам свои бессмертные басни.
Николай Тихонов
|