СМОТРИ ТАКЖЕ:
Прописи для учащихся 1-го и 2-го классов. Воскресенская, Закожурникова, Ткаченко. — 1935 г.
Прописи для учащихся 3-го класса. Воскресенская, Ткаченко. — 1963 г.
Прописи к букварю. — 1969 г.
Наглядные уроки письма. Прописи, картинки, задачи, правила. Флеров В. — 1916 г.
ИСПРАВЛЕНИЕ ПЛОХИХ ПОЧЕРКОВ
Из книги «Методика чистописания». Боголюбов Н. Н. — 1955 г.
Правильное, методически обоснованное преподавание, высокое качество письма самого учителя обеспечивают выполнение программы по чистописанию Министерства просвещения, и учащиеся к концу III класса приобретают навыки правильного, красивого скорописного почерка.
Но, к сожалению, на практике учитель нередко встречает плохие, запущенные почерки, которые являются серьезной помехой для дальнейшего обучения детей. А исправление запущенных почерков принадлежит к одному из труднейших вопросов в методике чистописания, и к разрешению его надо подходить чрезвычайно осмотрительно.
Прежде чем приниматься за исправление почерка, учителю нужно подробно выяснить его недостатки.
К наиболее распространенным недостаткам почерков учащихся надо отнести неразборчивость почерка, которая связана с искажением отдельных букв; однако наблюдаются случаи, когда деформация касается не одной-двух букв, а распространяется на большинство букв рукописного алфавита, т. е. захватывает почерк в целом.
В почерке отдельных учащихся буквы имеют неодинаковую высоту и разный наклон (рис. 43). Это нарушает ритм письма, затрудняет чтение и понимание написанного.
В почерке других учащихся иногда совершенно отсутствует нажим или он неравномерно распределяется по прямым чертам и овалам. Как следствие этого, почерк в целом становится нечетким (рис. 44).
Типичный недостаток почерка — мелкий размер букв, иногда до 1 мм. Чтение столь мелкого письма затрудняет не только близорукого, но и человека, обладающего нормальным зрением. Подобный почерк нередко служит причиной порчи зрения самого пишущего.
Наконец, организованность и четкость почерка может нарушаться чрезмерной сгущенностью букв (рис. 45).
К сожалению, этот недостаток иногда культивируется самой системой обучения скорописи, применяемой некоторыми учителями.
Таковы основные нарушения четкости и разборчивости почерка.
Нерациональность, а следовательно и медленность письма обусловливаются:
1) чрезмерно крупным размером букв, нередко достигающих 6 мм в высоту. Это приводит к удлинению пути движения пера, к затрате лишнего времени
2) наличием разрывов между буквами. Иногда этот недостаток становится настолько значительным, что письмо в конце концов превращается в рисование букв. Такой почерк представляет собой нарушение самого принципа скорописи, а исправление его является делом крайне трудным (рис. 46);
3) слишком сильным и неравномерным нажимом, который также приводит к нарушению и искажению почерка;
4) наличием в почерках отдельных учащихся изломов в нижних закруглениях прямых черт, что приводит к нарушению стиля письма (рис. 47).
Красоту почерка нарушают неправильное начертание заглавных букв, широкие закругления в прямых чертах, наличие углов вместо закруглений (рис. 48).
Очень часто причины плохого почерка заключаются в неправильной посадке, в неумении держать перо или сохранять наклонное положение тетради при письме.
Например, часто встречаются почерки с отсутствием нажима или с нажимом на закруглениях. Это зависит от того, что пишущий ставит перо не прямо, а боком. Нередко в почерке отсутствует одинаковый наклон букв только потому, что пальцы приближаются к кончику пера. Наконец, при неустойчивости посадки и почерк отличается неустойчивостью и колебаниями в наклоне и высоте букв.
На почерк также оказывают неблагоприятное влияние как очень толстая, так и короткая ручка, применяемая при письме, а также тупое перо.
Следует отметить, что изменение условий письма отражается на улучшении почерка не сразу. Наоборот, на первых порах, после исправления посадки, замены ручки и т. д. учащийся будет испытывать некоторую неловкость, и только в дальнейшем, привыкнув, он заметит, что писать ему стало легче, удобнее и письмо его приобрело свободу, непринужденность.
Нередко ухудшение почерка обусловливается плохим зрением ученика, его близорукостью. В этом случае ребенка необходимо направить к врачу-окулисту.
Выяснив причины плохого почерка у учащегося, учитель должен продумать методы его исправления.
В старое время выдвигались различные способы исправления почерков.
А. Шмидт, например, считал, что исправлять почерки учащихся надо копировальным методом, путем многократной обводки каллиграфически исполненных текстов в прописях особыми чернилами, легко смываемыми смоченной губкой. Методист С. Флоринский считал, что для исправления почерка нужно воспроизвести весь школьный курс чистописания и т. д.
В практике советской школы применяются различные методы исправления почерков. Эти методы зависят от того, чем вызвана порча почерка и насколько она глубока.
Главная причина плохого почерка — беспорядочность занятий учащегося по чистописанию. 11оэтому исправление почерка нужно вести путем организации систематических занятий.
Если почерк совершенно искажен и в нем отсутствуют правильное начертание букв, стандартный наклон и нажим, ученику необходимо пройти заново весь курс чистописания, начиная с подготовительных упражнений и письма в тетрадях № 1 всех строчных и прописных букв в генетическом порядке.
При тренировочных упражнениях учитель естественно обращает особое внимание на письмо тех букв, которые подверглись большему искажению.
Исправление почерков, в которых отсутствует правильный нажим и искажены начертания прямых черт и овалов, необходимо начинать с письма букв и слов (см. гл. IX. Письмо в период обучения грамоте и гл. X. Уроки чистописания в I классе (второе полугодие).
Если в почерке, подлежащем исправлению, начертание всех букв делается правильно, можно не повторять первый этап обучения, а следует начинать с письма по двум линейкам с частыми косыми линиями. Таким путем исправляются неправильный наклон букв, неодинаковая высота букв и неправильные соединения в словах (см. гл. XI. Уроки чистописания во II классе).
При исправлении почерка с разрывом между буквами главное внимание нужно сосредоточить на соединениях букв, которые должны изучаться и применяться в той же последовательности, как это делается при обучении чистописанию во II классе.
В целях быстрейшего усвоения правильных способов связи букв нужно последовательно повторить все типы соединений строчных и заглавных букв в словах (см. об этом на стр. 91).
Одновременно нужно воспитывать у учащихся с запущенным почерком чувство глазомера и ритма, требовать от них соблюдения установленных промежутков между элементами, буквами и словами.
Для закрепления стандартного, единообразного наклона при письме очень большое значение имеют упражнения, развивающие правильные координированные движения пальцев, кисти и предплечья.
Воспитание ритма достигается при помощи систематических упражнений и легче всего путем письма в тетрадях № 3.
Упражнения необходимо проводить небольшими дозами, обязательно под контролем учителя, который должен организовать не только свободное письмо, но и письмо под такт.
На этом этапе обучения одинаковая высота букв гарантируется горизонтальными линиями; однообразный наклон корректируется при помощи редких наклонных линий, а равномерность интервалов будет подготовлена предшествующей ступенью обучения.
В результате одновременного соблюдения всех этих требований почерк ученика будет выправляться.
Перейдя к тетради № 4 по двум линейкам без наклонных, учитель проверяет прочность выработанных навыков у учащихся. Письмо проводится под более быстрый счет. Этим самым ученик подготовляется к переходу на скоропись.
Упражнения в скорописи (см. гл. XII. Уроки чистописания в III классе) будут содействовать выработке быстрого темпа письма.
Этот этап особо важен для исправления таких почерков, в которых существенным недостатком является или крупный размер букв, или отсутствие связей между буквами или неодинаковые интервалы между буквами. Из-за этих недостатков развивается неравномерный, неправильный нажим и появляются изломы в закруглениях, которые характерны для крупных почерков.
Курс скорописи лучше всего проводить не в виде заданий, выполняемых учащимися дома, а в форме контролируемого учителем письма под счет, с ускорением его по мере прохождения отдельных групп букв.
Очень часто ставится вопрос о продолжительности занятий по исправлению почерка. Но ответить на этот вопрос очень трудно, потому что продолжительность работы будет зависеть и от степени испорченности почерка, и от способностей и прилежания учащегося, и, наконец, от активности и интенсивности работы учителя.
Очень важным условием при исправлении почерка является контроль учителя за всеми письменными работами учащегося.
В качестве пособия для самостоятельных упражнений могут быть использованы школьные прописи, но с обязательной дозировкой и проверкой всех выполняемых учеником работ.
|