СМОТРИ ТАКЖЕ:
Прописи для учащихся 1-го и 2-го классов. Воскресенская, Закожурникова, Ткаченко. — 1935 г.
Прописи для учащихся 2-го класса. Воскресенская, Ткаченко. — 1948 г.
Чистописание. Прописи (сборник). — 1961 г.
Прописи к букварю. — 1969 г.
Три основных правила нагляднаго обучения письму:
1. Пусть дети ни одного слова не пишут, не представляя того, о чем пишут.
Ни одного письменного слова — без живой мысли!
2. Письмо надо ставить так, чтобы дети вовсе не ошибались.
Ни одной ошибки для глаза!
Ни одной ошибки для руки!
3. На наглядных уроках письма учитель должен меньше учить, а ученик больше учиться.
Больше простора в письме для детской самодеятельности!
(Указания для учащих см. в конце книжки).
ДЛЯ УЧАЩИХ
Современная научная психология и педагогика в значительной степени осветили тот психический процесс, который протекает в нас при обучении письму, благодаря чему раскрылись недостатки современной его постановки и явилась возможность строить новые пути, совершенствовать приёмы обучения. С точки зрения этого процесса, самая задача обучения письму сводится к тому, чтобы снабдить детскую психику правильными образами письменных слов (орфограммами), тесно слив их с предметным мышлением, и дать навык пользоваться ими при выражении своих мыслей, чувств и т. д. на письме.
Главное зло современной постановки письменных занятий в том и состоит, что дети во время самаго процесса письма не представляют, не сознают, не переживают того, о чем они пишут. На уроках чистописания, как и на уроках родного языка, дети обычно переписывают на первых порах букву за буквой, механически, даже не прочитывая слов. В дальнейших занятиях, при диктовке, при списывании и т. д., все внимание детей сосредоточивается на правилах правописания. В результате — даже те учащиеся, которые отлично выполняют школьныя диктовки, там, где интерес сосредоточивается на содержании, — в своих письмах, в сочинениях, в черновых — допускают грубейшие ошибки: у детей не образуется связи между образами предметов, между мыслью, сознанием — с одной стороны, и зрительно-двигательными образами письменных слов — с другой.
Ясно, что письмо, вей письменный упражнения надо поставить так, чтобы дети лишены были возможности писать механически, безсознательно; необходимо, чтобы само руководство заставляло их переживать то, о чем они пишут. Этот принцип и лег в основание составленных мною «Наглядных уроков».
Пусть дети ни одного слова не пишут, не представляя того, о чем они пишут.
Эта наглядность, понимаемая в смысле объединения предметных и письменно-словесных образов в один сложный образ, достигается в «Наглядных уроках» прежде всего путем подбора материала, близкаго детям, отвечающаго их интересам, привлекающаго их внимание, главным же образом посредством картинок, иллюстрирующих на первых порах сплошь вей слова, а потом фразы, мелюе разсказы, статьи, стихотворения и т. д., а также и помощью разнаго рода задач, заставляющих пишущаго думать, представлять, сознавать содержите.
Другой важный недостаток современной постановки письма — детям доставляется широкий простор для ошибок. Допуская ошибки, мы снабжаем детскую память неправильными письменными (зрительно-двигательными) образами слов, которые затем приходится искоренять, заменять другими. Против этого недостатка мною выдвигается и кладется в основу «Наглядных уроков» правило:
Письмо должно быть поставлено так, чтобы дети вовсе не ошибались.
Основным приёмом обучения письму должно служить списывание, при котором и происходить накопление впечатлений от письменных слов. Там, где это требуется, впечатление от письменных начертаний в «Наглядных уроках» усиливается посредством шрифта, картинок, разнаго рода задачи и т. д. А затем это впечатаете закрепляется путем повторения и ассимилирования с другими образами, путем систематизации орфографическаго материала.
Не меньшее зло представляет и то печальное явление, что письменный работы исполняются детьми пассивно, без живого интереса, иногда с явными нежеланием, даже отвращением. Между тем успех всякаго занятия эависит прежде всего от деятельнаго, живого участия, которое принимает в нем учащийся. Детей же больше всего интересует то, что они могут разрушить или создать, в чем они могут проявить свое «я», свою деятельную натуру.
Больше простора для детской самодеятельности в письме.
С этою целью в «Наглядных уроках» помещены также статьи, который по своему сюжету могут непосредственно захватывать внимание детей и вызывать с их стороны активную работу. Для проявления творчества, насколько таковое возможно на первой ступени, «Наглядные уроки» предоставляют достаточно материала целаго ряда задач, требующих от детей не только переживания записываемых мыслей, по и непосредственной активности; таковы задачи на составление предложений и разсказов по данным темам и предметами, по вопросами, по картинками и т.д. Картинки дают материал для самостоятельной творческой работы — как коллективной, так и индивидуальной.
Материал для списывания дан частью в рукописном виде, частью же отпечатан печатными шрифтом, с целью объединения в памяти учащихся зрительно-двигательных образов от письменных и от печатных начертаний слов, что представляет особенную важность.
Первая книжка представляет собою «первые шаги» в усвоении письма, начиная с элементов букв. Чтобы устранить обычную механичность и скуку в изучении элементов, подготовительный упражнения даны в виде простейших рисунков, как напр., радуги, кнута, вишни, сливы, листьев и т. д., исполняя которые, дети незаметно и с интересом усвоят необходимыя движения руки, пальцев, кисти, а также и правильную посадку. Это рисование В соединяется с беседами-воспоминаниями о летних впечатлениях (о радуге, о плодах и т. д.), и такими путем с первых же уроков письмо является выражением сознания детей и связывается съих жизненными представлениями. Для изучения букв весь материал дан в виде слов и фраз, над которыми помещены картинки, и эти слова и фразы служат лишь названиями этих картинок. Картинка вызывает представление предмета, дает материал для беседы, в заключение которой предлагается детям зарисовать самим этот я предмет, или наклеить рисунок, вырезав его из приложения (на конце книжки) и затем, по разложении слова на слоги и звуки записать его. Такими образом, «Первые шаги», представляют собой как бы естественный переход от картиннаго письма, так свойственнаго детству, к буквенному, заставляя детей с перваго слова писать сознательно и с интересом. Благодаря этому, письмо объединяет в себе занятия и по чистописанию, и по правописанию, и по выражение мысли. В интересах чистописания все слова, фразы, разсказы отпечатаны рукописными шрифтом и представляют собою прописи. Прописи исполнены наклонным шрифтом; наклонное письмо более обезпечивает правильную посадку и легче научает пользоваться пером свободно, связно и скоро. По той же причине, прописи даны без графической сетки, препятствующей быстрому и прочному усвоению навыка письма. Элементы и буквы написаны в двух горизонтальных линиях, ведущих строку, затем идут прописи без всяких линеек: последние сами собою обнаруживаются правильностью строки; между тем начертание слов без линеек нагляднее и потому резче запечатлевается в памяти.
Теперь несколько слов о приёмах обучения письму. Письмо — это ряд навыков, ряд определенных движений (глаза и руки). Научиться писать значить усвоить эти движения настолько, чтобы они производились нами автоматически.
В усвоении навыков различаются две ступени: 1) восприятие движения и 2) усвоение его, т.-е. превращение в автоматическое движете, в навык.
Воспринимается движение главным образом путём перенимания. Меньше слов и объяснений! Проще и явственнее — образец! Главный прием — исполнение движения на виду у детей. Хотите научить рисовать фигуру, писать элемент, букву, слово, — покажите на примере, — да так, чтобы дети видели все ваши движения: откуда вы начинаете, куда ведете, как ведете и т. д. Хотите запечатлеть в памяти детей написание слова — пишите его так, чтобы дети могли следить глазами за ваниим мелом или пером. Потом можно заставить детей повторить эти движения рукой в воздухе, а затем пером или карандашом на бумаге.
Как только движение воспринято, оно закрепляется упражнением, т.-е. однообразным повторением его. Пользуйтесь склонностью детей к повторение. Предоставьте им повторять элементы слово, фразу, рассказы, пока им не надоест. Надоело, — замените другим, закрепляющим то, что вам нужно.
На первых порах ревниво следите за тем, чтобы дети не списывали слов буква за буквой, а сначала прочитывали их, лучше вслух, вглядывались и потом писали. Полезно заставлять детей мысленно (закрывши глаза) представлять слово перед написанием его, а при написании произносить те слоги, которые записываются.
Одно из условий успешности письма — связность и скоропись. Сами пишите все слово во возможности одним приемом, не отрывая мела от доски, карандаша или от пера бумаги. И пусть дети привыкают писать каждое слово одним приёмом пера. Важно это не столько для выработки скорописи, сколько главным образом для развиия и укрепления двигательных образов слов, играющих главную роль в усвоении письма.
Вообще, совершенство техники письма — не в красивых завитушках, а в простоте начертаний и четкости, в правильности и связности; скоропись выработается сама собой вследствии практики. И красота письма не в изящном почерке, а в красивых мыслях, в свободном изложении их, в легкости воспроизведения их читающим. Пусть же дети с перваго слова, какое они пишут, приобретают навык записывать свои мысли четко и скоро.
Подробности можно найти в книгах: «Наглядность письма в освещении современной психологии» и «Как не надо учить читать и писать».
Май 1910 г
Вс. Флеров.
|