НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Начальная школа. Настольная книга учителя. Ред. М. А. Мельников. — 1950 г.

Академия Педагогических Наук РСФСР
Под редакцией проф. М. А. Мельникова

Начальная школа

Настольная книга учителя

*** 1950 ***


Прекрасное сталинское издание книги,
которая станет надёжным помощником и опорой
для всех школьных преподавателей
и студентов педвузов.



DjVu

 

Учебник оцифровал и прислал Дёмин Василий.
_____________________


ПОЛНЫЙ ТЕКСТ КНИГИ
(по ссылкам оглавления)

      ОГЛАВЛЕНИЕ

      Предисловие 3

      I. Школа и учитель в СССР
      Школа в СССР Стр 5
      Успехи народного образования в СССР (б). Политика партии и правительства в области народного образования (8). Принципы советской системы народного образования (9). Советская система школьного образования (12). Задачи общеобразовательной школы (17). Кадры народного образования (20).
      Советский учитель 21
      Положение учителя в СССР (21). Повышение идейно-политического уровня учителя (23). Вооружение учителей разносторонними знаниями (24). Творческая инициатива учителя (25). Любовь к детям и уважение к ним (26). Работа учителя с родителями учащихся (27). Участие учителя в общественной жизни и работе (27).
      Задачи и содержание начального обучения 28
      Цели и задачи начального обучения (28). Учебный план I — IV классов (29). Русский язык (31). Арифметика (40). История (49). География (54). Естествознание (57). Рисование (62). Пение (63). Физическая подготовка (64).

      II. Основы обучения
      Общие психологические понятия и закономерности 67
      Формы сознательной деятельности человека (67). Восприятие (69). Память (71). Мышление (72). Воображение (74). Эмоции или чувства (74). Воля (76). Внимание (77).
      Психика детей и её развитие в процессе обучения 79
      Психофизические особенности детей 7-летнего возраста (80). Некоторые особенности психики детей 8 — 10 лет (83). Развитие психики детей в процессе обучения (86).
      Индивидуально-психологические различия детей младшего школьного возраста 91
      Различия в темпераменте (91). Различия черт характера в ранием школьном возрасте (92). Различие в умственной деятельности детей (93).
      Дидактические основы обучения 95
      Коммунистическая целеустремлённость обучения (97). Научность обучения (97). Связь теории с практикой социалистического строительства (99). Сознательность обучения (100). Прочность усвоения знаний (103). Коллективность и индивидуальный подход в обучении (104).
      Общая методика урока 105
      Подготовка к уроку (105). Общие требования к проведению урока (109). Подготовка детей к усвоению учебного материала урока (110). Сообщение новых знаний (113). Закрепление знаний (116). Задание на дом (118).
      Организация учебной работы 119
      Подготовка к учебному году (119). Первые дни занятий (123). Учёт знаний учащихся (125). Наблюдения за детьми в процессе работы с ними (128). Предупреждение неуспеваемости учащихся (130). Экзамены (131).
      О работе в двухкомплектной и однокомплектной школах 135
      Распределение классов (136). Организация занятий (136). Расписание уроков (137). Планирование и проведение урока (141). Виды и методика самостоятельной работы (150). Примерное расписание уроков при занятиях учителя с I и III классами (156). Примерное расписание уроков при занятиях учителя со II и IV классами (157). Примерное расписание уроков при занятиях учителя с I, II и III классами (158 и 159). Примерное расписание уроков при занятиях учителя с I, II, III и IV классами (160).

      III. Воспитательная работа
      Задачи и пути воспитательной работы в начальных классах 163
      Воспитание советского патриотизма 167
      Содержание и методы воспитания советского патриотизма (169).
      Трудовое воспитание 177
      Воспитание сознательной дисциплины и навыков культурного поведения 182
      Основные условия и пути воспитания сознательной дисциплины (185).
      Художественное воспитание 200
      Физическое воспитание 204
      Особенности детского организма (205). Физические упражнения (207). Режим школьника (209). Питание школьника (211). Гигиена обучения (213). Учёт индивидуальных физических особенностей детей (216). Воспитание гигиенических навыков у детей (217).
      Пионерская организация в школе 220
      Построение пионерской организации (223). Содержание и формы деятельности пионерской организации (226). Вожатый и учитель (231).
      Школа и семья 234
      Образовательная работа с детьми в семье (234). Воспитание коммунистической нравственности у детей в семье (236). Трудовое воспитание детей в семье (240). Художественное воспитание детей в семье (241). Физическое воспитание детей в семье (243).
      Работа школы с родителями 244
      Родительский комитет при школе 253

      IV. Основные вопросы методики русского языка
      Обучение грамоте 255
      Научные основы звукового метода (255). Добукварный период обучения (258). Первый этап букварного периода (261). Второй этап букварного периода (265). Третий этап букварного периода (268). Примерные уроки (272).
      Сознательность чтения (276). Правильность чтения (277). Беглость чтения (279). Выразительное чтение (279). Чтение про себя (281).
      Объяснительное чтение художественных произведений 282
      Подготовка к чтению (283). Первое ознакомление с произведением (284). Разбор произведения (284). Пересказ прочитанного (286). Заключительная работа по прочитанному (287). Примерные уроки (289).
      Обучение грамматике 294
      Звуки и слоги (300). Состав слова (304). Части речи (общее понятие) (308). Изменение слов (315). Синтаксис (322). Примерные уроки (324).
      Обучение правописанию 327
      Особенности русской орфографии как основа методики правописания (327). Объяснение орфографического правила (329). Упражнения (331). Особенности обучения орфографии по классам (336). Обучение пунктуации (346). Проверка грамотности учащихся и борьба с ошибками (350). Примерные уроки (353).
      Грамматический разбор 355
      Синтаксический разбор (357). Морфологический разбор (358). Фонетический разбор (361). Общий разбор (362).
      Развитие устной и письменной речи 364
      Обучение изложению (366). Обучение сочинению (369). Работа над ошибками в изложениях и сочинениях детей (377). Примерные уроки (379).
      Примерный годовой план занятий по русскому языку 383
      1 класс (384). II класс (386). III класс (390). IV класс (393).
      Проверка знаний учащихся 396
      Оценки знаний учащихся (399).
      Чистописание 401
      Предварительные упражнения (404). Обучение письму в I классе (404). Обучение чистописанию во II — IV классах (407). Примерный план урока чистописания (409).
      Наглядные пособия по русскому языку 410
      Наглядные пособия по обучению грамоте (410). Таблицы по грамматике и орфографии (412). Картинки по развитию речи (419).

      V. Основные вопросы методики арифметики
      Обучение счёту и решению задач в младших классах начальной школы 423
      Первый десяток (425). Второй десяток (428). Первая сотня (432). Нумерация и действия в пределе 1000 (439). Примерные планы уроков (443).
      Устный счёт в III и IV классах 448
      Нумерация многозначных чисел 452
      Устная и письменная нумерация шестизначных чисел (в пределе миллиона) (453). Устная и письменная нумерация в пределе миллиарда (457). Устная и письменная нумерация чисел класса миллиардов (460).
      Письменные вычисления в III и IV классах 461
      Сложение многозначных чисел (462). Вычитание многозначных чисел (463). Умножение многозначных чисел (464). Деление многозначных чисел (468). Примерные уроки (474).
      Методы и приёмы обучения анализу арифметической задачи (478). Типовые задачи (485). Примерные уроки решения задач с письменным объяснением (496).
      Элементы геометрии в начальном обучении 498
      Проверка знаний учащихся по арифметике 507
      Оценка знаний учащихся (510).
      Примерный годовой план работы по арифметике 512
      I класс (513). II класс (514). III класс (516). IV класс (518).
      Наглядные пособия по арифметике 520
      I класс (521). II класс (524). III класс (525). IV класс (526).

      VI. История, география и естествознание
      История на уроках объяснительного чтения 531
      Подготовка к чтению (533). Чтение и объяснение содержания читаемого (535). Примерные уроки (539).
      Уроки истории в IV классе 540
      Проверка усвоения пройденного и переход к новому материалу (541). Создание у детей образного представления о прошлом (543). Закрепление полученных знаний и самостоятельная работа учащихся (547). Примерные уроки (550).
      Примерный план работы по истории в IV классе 553
      Занятия по географии в младших классах начальной школы 554
      Географические экскурсии (554). Наблюдения над погодой (559). Работа с наглядными пособиями (563). Чтение географических статей (565). Введение в понимание плана и карты (566). Примерные уроки (575).
      Уроки географии в IV классе 576
      Воспитательное значение изучения географии (578). Организация и проведение урока географии (580). Работа с учебником (581). Работа с глобусом и географической картой (582). Картины, диапозитивы, коллекции на уроках географии (589). Примерные уроки (592).
      Примерный план работы по географии 594
      Естествознание в начальных классах 596
      Объяснительное чтение, предметные уроки и наблюдения в I, II и III классах (601). Изучение неживой природы в IV классе (611). Примерные уроки (620).
      Уголок природы в начальной школе 625
      Оборудование уголка природы (627). Наблюдения и практические занятия в уголке природы (629).
      Приборы для опытов на уроках естествознания 635
      Экскурсии 646
      Подготовка учителя к экскурсии (647). Подготовка учащихся к экскурсии (648). Проведение экскурсии (648). Экскурсии производственного характера (654). Экскурсии в музеи и зоопарки (654). Использование материала, собранного на экскурсии (655).
      Элементы сельскохозяйственного обучения в начальных классах 655
      Пути ознакомления учащихся с сельским хозяйством (659). Содержание практических работ на пришкольном участке (662). Организация практических работ на участке н методика их проведения (670). Организация пришкольного участка (672). Орудия сельскохозяйственного труда детей (674).
      Примерный годовой план занятий по изучению природы 677
      I класс (677). II класс (679). III класс (681). IV класс (683).

      VII. Пение, рисование и физкультура
      Уроки пения 685
      Обучение нотной грамоте (689). Слушание музыки (695). Построение урока пения (695).
      Уроки рисования 696
      Рисование с натуры (696). Декоративное рисование (701). Рисование на теми (703). Самостоятельное рисование дома и внеклассные занятия по рисованию (704). Примерная тематика уроков рисования (705).
      Уроки гимнастики и игр 707
      Порядковые упражнения (709). Подготовительные упражнения (710). Вег (712). Прыжки (712). Метание (713). Лазание (714). Равновесие (714). Передвижение иа лыжах (714). Подвижные игры (715).
      Гимнастика до занятий, физкультминуты. игры 718
      Физкультурная площадка 721

      VIII. Внеклассная работа
      Внеклассная работа с детьми 725
      Содержание и формы внеклассной работы (725). Идейная направленность внеклассной работы (729) Основные педагогические требования к организации и методике внеклассной работы (730).
      Внеклассное чтение 736
      Инсценировки и школьные спектакли 741
      Инсценировка (741). Литературный монтаж (745). Шарады (746). Школьный спектакль (747).
      Утренники и вечера в школе 751
      Праздник Великой Октябрьской социалистической революции (754). День Сталинской Конституции (755). День памяти В. И. Ленина (756). День Советской Армии (756). Первое Мая (757). Школьные праздники (758).
      Кружки юных натуралистов-мичуринцев 765
      Содержание работы кружка юных мичуринцев (766). Организация кружка (773). Руководство кружком (777).
      Ручной труд в начальном обучении 778
      Виды ручного труда детей (779). Оборудование занятий ручным трудом (781). Методика проведения занятий (781).
      Технический кружок 783
      Содержание работы кружка (783). Техника использования силы падающей воды (784). Использование силы ветра (786). Авиамоделирование (788). Техника применения электричества (791).
      Краеведческий кружок 793
      Внеклассная работа по физическому воспитанию 799
      Занятия кружка физической культуры (799). Элементарные состязания (803).
      Туристические походы в начальной школе 804
      Подготовка к походу (806). Проведение похода (80S). Подведение итогов похода (811).
      Хор и оркестр 812

      IX. Вопросы школоведения
      Руководство школой 815
      Планирование работы школы (815). Приём детей в школу (818). Режим школы (819). Руководство учебно-воспитательной работой (819). Делопроизводство в школе (822).
      Школьная библиотека 824
      Библиотечная обработка и расстановка книг (825). Учёт книжного имущества (826). Проверка библиотеки (826). Организация выдачи книг (827). Учёт выданных книг и работа библиотеки (827). Руководство чтением учащихся (829).
      Классная мебель 829
      Парта (829). Классная доска (833). Стол и стул учителя (835). Шкафы (836).
      Уход за школьными помещениями 837
      Усадьба школы 841
      Плодово-ягодный сад при школе 846
      Планировка сада (847). Породы и сорта растений пришкольного сада (848). Время посадки и подготовка участка (848). Разбивка участка (849). Техника посадки деревьев (851). Уход за молодыми посадками плодовых деревьев (852). Уход за ягодными культурами (854). Уход за плодоносящим садом (855).
      Методическая работа в школе и в кустовом методическом объединении 857
      Организация методической работы (857). Содержание методической работы (859). Формы методической работы с учителями (860). Руководство методической работой учителей (862).
      Литература 864
      Школа и учитель в СССР (864). Вопросы психологии и дидактики начального обучения (865). Воспитательная работа в начальной школе (866). Методика преподавания (868). Внеклассная работа в начальной школе (873). Вопросы школоведения (873). Методическая работа в школе и кустовое методическое объединение (874).
     
      Приложение 1
      О повышении квалификации учителей
      Методическая работа с учителями 875
      Положение о методической работе в школе 876
      Положение о кустовом методическом объединении учителей 1 — IV классов 878
      О мероприятиях по укреплению системы заочного педагогического образования 880
      Инструкция о порядке оплаты специальных расходов учителям-заочникам 881
      О заочном обучении учителей 882
      Положение о «педагогических чтениях» 883
      Примерная тематика докладов для «педагогических чтений» 884
      Положение о внештатных научных сотрудниках институтов Академии педагогических наук РСФСР 889
     
      Приложение 2
      Об улучшении материального и правового положения учителей 890
      О повышении заработной платы и пенсий учителям начальных, семилетних и средних школ 890
      О порядке зачёта в стаж работы времени пребывания в период Отечественной войны в рядах Красной армии, военно-морском флоте и партизанских отрядах 892
      Об оплате учителя в однокомплектных школах 893
      О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ 893
      О награждении учителей орденами и медалями СССР за выслугу лет и безупречную работу 894
      Об утверждении положения о порядке награждения медалью К. Д. Ушинского, её образца и описания 894
      Положение о нагрудном значке «Отличник народного просвещения» 895
      Предметный указатель 896

 

Распознавание текста книги с изображений (OCR) —
творческая студия БК-МТГК

Сохранить полный текст книги: nachal-shkola-1950.zip

 

НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru